2.Предмет,методы,цели задачи валеологии.
Валеология - новая интегративная область знаний (самостоятельная область науки,
практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях, способах и механизмах
формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека. Выделение
валеологии в качестве автономной области научных знаний обусловлено глобальностью
проблемы здоровья и выживания человечества на планете Земля в связи с кризисной
ситуацией, в котором оказался человек в XXI веке.
В настоящем учебном пособии в доступной форме описан круг вопросов, касающихся
проблем валеологии. Представлены и разработаны контрольные вопросы для
самопроверки, темы рефератов, составлен терминологический словарь, и список
рекомендуемой литературы для изучения дисциплины.
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей,
юридических и гуманитарных вузов и факультетов, а также для широкого круга лиц,
интересующихся проблемами здорового образа жизни.
1.1 Определение, цель, задачи и содержание валеологии
Валеология (от лат. valeo – здравствовать, греч. loqos – учение) – наука о
здоровье, новая интегративная область знаний (самостоятельная область
науки, практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях,
способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и
воспроизводства здоровья человека.
Выделение валеологии в качестве автономной области научных знаний
обусловлено глобальностью проблемы здоровья и выживания человечества на
планете Земля в связи с кризисной ситуацией, в котором оказался человек в
XXI веке. Термин "валеология" предложен И.И. Брехманом (1980г.) для
обозначения науки о здоровье.
Недостаточность понимания сущности валеологии, характерная для
начала 90-х годов, и это очевидно, была обусловлена лингвистической
недостаточностью: глагол «валео» ставит акцент не на здоровье, а на
здравствовании. Отсюда – более узкое представление о валеологии как о науке
здорового образа жизни, усугубляющееся к тому же примитивным
пониманием последнего.
На данном этапе своего развития валеология – наука не только о здоровье
здоровых, но и наука о формировании здоровья. Объясняется это тем, что
формирование здоровья необходимо и людям, имеющим хронические болезни
и аномалии развития, а также и инвалидам.
Цель валеологии – разработка технологий «первичного
конструирования», формирования здоровья и расширения резервных
возможностей организма (формирование, сохранение и укрепление здоровья
человека, улучшение качества здоровья).
Объектом исследований в валеологии является как «интактное»,
неповрежденное здоровье, так и нарушенное, но способное к саморазвитию.
Валеология вызывает к разработке критериев здоровья и здорового
образа жизни. Основная стратегия валеологии – здравотворчество.
Предмет валеологии на современном этапе её развития – это образ жизни,
обеспечивающий оптимальное существование, онтогенез и деятельность
человека. Следовательно, ближайшей задачей валеологии является не
статическое нормирование, а разработка системы индивидуального
шкалирования «факторов устойчивости» позитивно воздействующего на
здоровье человека.
7
Валеология как наука развивается на основе системного и
диалектического подхода с учетом генотипа, фенотипа и онтогенеза человека.
Содержание и последовательность изучения дисциплины включает в себя:
- теоретические основы валеологии;
- генетическое и внешнесредовое влияние на развитие общих и
индивидуальных особенностей человека;
- формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие
здоровый образ жизни;
- анатомию и физиологию основных органов и систем человека;
- общее учение о болезни;
- алкоголизм и курение;
- наркомании и токсикоманию;
- инфекции, передаваемые половым путем (венерические заболевания) и
их профилактику;
- профилактику некоторых инфекционных заболеваний. Болезни
цивилизации;
- репродуктивное здоровье.
- 1.Причины возникновения и история развития валеологии
- 2.Предмет,методы,цели задачи валеологии.
- 3.Состочние здоровья населения Украины в настоящее время.
- 4.Валеологические технологии и методы обучения.
- 5.Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация онтогенеза.
- 6. Понятие о росте и развитии организмов
- 7.Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка
- 8.Методы исследования и оценки физического развития.
- 9.Три основных состояния органияма человека :здоровье,блезнь и третье состояние
- 10.Критерии здоровья и его уровни.
- 11.Здоровье,факторы,влияющие на здоровье и продолжительность жизни.
- 12.Эклогические факторы здоровья. Роль наследственности и среды развития детей.
- 1.2.Биологические загрязнения и болезни человека
- 1.3.Влияние звуков на человека
- 1.4. Погода и самочувствие человека
- 1.5.Питание и здоровье человека
- 1.6. Ландшафт как фактор здоровья
- 1.7.Проблемы адаптации человека к окружающей сред
- 14.Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья.
- 15.Реактивностьи резистентность организма.
- 5. Клеточные неспецифические факторы защиты
- 16.Понятие образ жизни и здоровый образ жизни.
- 17.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.
- 18.Движение и здоровье. Вред гиподинамии. Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика.
- 19.Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков.
- 20.Понятие о паспортном и биологическим возрасте.Медико –социальные аспекты долголетия.
- 21.Образ жизни и профилактика сердца . Оздоровительная система н.М.Амосова.
- 12 Здоровых подарков на Новый год
- 22.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- 23.Психика и образ жизни современного человека.
- 24.Психика,культура и здоровье человека.
- 25.Образ жизни как определяющий фактор психических нарушений у человека.
- 26.Методы и приемы оценки психического здоровья.
- 5.6. Регулирование психического состояния
- 27. Физиологическая сущность сна и сновидений и их значение в обеспечении здоровья.
- 1.2 Физиологическое значение сна
- 28.Эмоции их виды и механизмы осуществления.
- 29.Память и ее виды и их механизмы осуществления.
- 1. Виды памяти.
- 2. Совершенствование памяти
- 30.Типя высшей нервной деятельности и их учет в организации образа жизни.
- 31.Особенности взаимоотношений человека и внешней среды в условиях нтр.
- 1.1 Понятие о научно-технической революции
- 2.1 Негативные последствия нтр для общества и окружающей среды
- 32. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения.
- 1. Мутационный процесс и наследственные заболевания
- 2. Факторы, вызывающие мутации наследственного аппарата
- 3. Методы лечения
- 4. Профилактика наследственных заболеваний
- 5. Социально-правовой аспект профилактики некоторых наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у человека
- 2. Граждане обязаны:
- 33.Здоровые интимные отношения и способы их построения .
- 34.Семейная жизнь и здоровье. Функции семьи. Типы общения в семье.
- 35.. Современные контрацептивные планирование семьи средства.
- 2. Современные методы контрацепции:
- 36.Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни
- 37. Медицинские, социальные, психологические аспекты полового воспитания
- 39. Понятие об ассимиляции и диссимиляции. Значение этих процессов.
- 40. Питательные вещества, их значение и обмен в организме.
- 41.Основные особенности белкового обмена в организме.
- 42.Жиры их обмен в организме.