logo search
сам курсовик

Глава 2. Перспективы развития Северного морского пути и оценки зарубежных специалистов……………………………………………...13

    1. Перспективы развития Северного морского пути………………………...13

    1. Оценки зарубежных специалистов………………………………………...17

      1. Позиция скептиков………………………………………………………….19

      2. Взгляд оптимистов………………………………………………………….22

      3. Непредсказуемость Заполярья и слабая инфраструктура маршрута……24

Заключение………………………………………………………………28

Библиографический список…………………………………………….30

Введение

История открытия и освоения Се­верного морского пути, является важнейшей составляющей исто­рии изучения и хозяйственного освоения Арктики, которая, в свою оче­редь, является неотъемлемой частью истории Российского государства. При этом предполагается, что проблемы развития арктического морепла­вания, а затем и хозяйственного освоения приарктических территорий вы­двигались самим ходом социально-экономического развития страны, в свя­зи с чем, причины и предпосылки их возникновения, ход, этапы и резуль­таты их разрешения необходимо рассматривать в тесной связи со складывавшейся (и продолжающей складываться) в стране конкретно-исторической ситуацией. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Степень изученности проблемы, несмотря на ее большую значимость, сравнительно мала. Так, например, в краеведческом отделе Областной научной библиотеки едва ли найдется более трех-четырех экземпляров литературы по обозначенной теме.

Целью данной работы является изучение истории открытия и освоения Северного морского пути, анализ состояния и тенденций его развития.

В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:

- исследовать материалы (литературу) по истории Северного морского пути;

- проанализировать состояние Северного морского пути на современном этапе;

- выделить перспективные направления его развития.

Объектом исследования является общественные отношения, сложившиеся в процессе открытия Северного морского пути.

Предметом исследования является непосредственно история открытия Северного морского пути.

Теоретическую основу исследования составляют мнения различных ученых, занимавшихся данной проблемой. История Северного морского пути начинается с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идея практического использования Северного морского пути (до начала XX в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с востока на запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана1.

Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с первых плаваний поморов в XI-XIII вв. и заканчивая сегодняшним днем, а также рассматриваются перспективы развития Северного морского пути.

Для реализации поставленных целей и задач были использованы следующие методы исследования и их элементы: общелогические методы (анализ, индукция), методы теоретического исследования (исторический, метод прогнозирования), методы эмпирические (методы изучения реального процесса, изучения и анализа литературных источников).

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении изученного материала, глубоком освещении рассматриваемого вопроса, а также в анализе перспектив развития Северного морского пути.

Практическая значимость исследования состоит в использовании Северного морского пути не только как транспортной магистрали, но и как основу арктического нефтегазового комплекса.