19. Методы организации занятий по физическому воспитанию .
Физическая культура в учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы воспитания учащихся. Как учебная дисциплина, обязательная для всех направлений и специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния учащихся в процессе профессиональной подготовки.
В своей практике проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» используются следующие методы организации занятий.
В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий: учебные,
тренировочные. учебно-тренировочные, восстановительные, модельные и контрольные.
Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, рациональных тактических схем, технико- тактических комбинаций, теоретических знаний в области тренировочной и соревновательной деятельности и т. п. Особенностями занятий этого типа являются относительно ограниченное число умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со стороны преподавателя и самоконтроля за качеством освоения предлагаемого материала. Занятия этого типа особенно широко применяются на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением. Эти занятия используются, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.
Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения. В зависимости от содержания занятия могут носить избирательный или комплексный характер, в зависимости от объема и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузками. Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки — развитии скоростных и силовых качеств, выносливости, гибкости, координационных возможностей; закреплении разученных вариантов техники и тактики и т. п.
Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип занятий между чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением. Учебно-тренировочные занятия, особенно широко используются на 2,3, 4 курсах.
Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Основная задача этих занятий — стимулировать восстановительные процессы после перенесенных больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме занимающегося.
Восстановительные занятия широко используются в период зачетных недель, обеспечивая не только стимуляцию восстановительных реакций, но и профилактику физических и психических перегрузок.
Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки учащихся к основным соревнованиям (между курсами, группами, лицеями, вузами). Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований и их регламентом, составом и возможностями предполагаемых участников. Занятия этого типа проводятся в период непосредственной, подготовки к соревнованиям, при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности учащихся. Особенно велика роль модельных занятий в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх, единоборствах.
Контрольные занятия предусматривают решение задач контроля за эффективностью процесса обучения студентов и в зависимости от содержания могут быть связаны с оценкой эффективности технической, физической, тактической или других видов подготовки. Контрольные занятия планируются на всех этапах обучения. В числе важнейших требований к построению таких занятий — четкая постановка задач, адекватный им состав программ, идентичность и строгое их выполнение.
Рекомендуется различать следующие формы организации занятий: индивидуальную, групповую, фронтальную, свободную.
При индивидуальной форме организации занятий учащиеся получают задание и выполняют его самостоятельно. В числе преимуществ этой формы следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности и творческого подхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, а также возможность проводить занятия при дефиците времени и изменении обстановки. К недостаткам индивидуальной формы организации занятий относится отсутствие соревновательных условий, помощи и стимулирующего влияния со стороны других занимающихся.
При групповой форме организации занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта форма затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.
При фронтальной форме организации занятий группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется при решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности во время, разминки. При такой организации занятия преподаватель имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения методов наглядности. Однако одновременно ограничиваются возможность индивидуального подхода к занимающимся, их самостоятельность.
Свободная форма занятий может использоваться учащимися, имеющими большой тренировочный опыт, необходимые специальные знания.
Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятии.
При стационарной форме учащиеся выполняют упражнения, направленные на решение определенной задачи: развитие различных двигательных качеств, совершенствование технико-тактического мастерства. совмещенное развитие двигательных качеств и совершенствование основных компонентов технического мастерства и т. п. Места выполнения упражнений могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, диагностико-управляющими комплексами. Преподавание позволяет индивидуально подобрать объем и характер тренировочных упражнений, сконцентрировать объем воздействий, необходимых для. решения определенных задач, оптимизировать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить корректирующие изменения в программы тренировочных занятий.
Круговая форма предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных «станциях». Обычно оборудуется от 5 до 8 «станций», на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Расположение «станций» и, подбор упражнений осуществляются таким образом, что студент последовательно выполняет различные по характеру и преимущественной направленности упражнения, в комплексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменений величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, числа повторений упражнения, темпа работы и т. п., а нагрузка - путем прохождения нескольких кругов.
- 17. Физиологическая кривая занятия лфк
- 19. Методы организации занятий по физическому воспитанию .
- 20. Прост. И сложные методы исследов. Заним-хся лфк
- 1)Методы подсчета чсс
- 2)Правила измерения артериального давления
- 23. Гимнастика в системе физического воспитания
- 24. Элементы здорового образа жизни (зож), гигиенич. Факторы и оздоровительные силы природы
- 4) Рациональное питание человека
- 5) Влияние окружающей среды на здоровье человека
- 6) Оптимальный двигательный режим
- 7) Закаливание
- 8) Физическое воспитание
- 9) Личная гигиена и режим дня
- 25. Урок физической культуры (динамика работоспособности, структура урока, содержание и продолжительность частей урока)
- 62. Особенности методики проведения подготовительной части урока физической культуры
- 65. Особенности методики проведения основной части урока фк
- 68. Особенности методики проведения заключительной части урока физической культуры
- 10. Воспитание быстроты (методика развития)
- 37. Методика развития выносливости
- 90. Ловкость и методика ее воспитания
- 22. Гибкость и методика ее развития
- 30. Классификация подвижных игр
- 40. Методы и принципы физического воспитания
- 41. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике
- 39. Содержание и организация уч. Занятий по л/а в школе
- 44. Страховка и помощь на занятиях фк
- 85. Виды плоскостопии и ее диагностика. Ос-ти проведения занятий лфк
- 82. Лечебная физкультура при некоторых болезнях обмена веществ. Лфк при ожирении у детей. Степени ожирения.
- 73. Сколиоз
- 72. Методика обуч. Передаче мяча 2-мя руками снизу вверх в волейболе
- 49. Цикличность тренировочного процесса
- 8. Основы техники плавания
- 9. Основы техники метания (гранаты, мяча, копья) и методика обучения
- Держание мяча, гранаты
- Ошибки, допускаемые при метании:
- 11. Средства, формы и методы обучения плаванию
- 27. Особенности состояния здоровья организма при систематических занятиях фк и спортом
- 31. Регулирование нагрузок в спорт. Тренировках
- 36. Особенности занятий легкой атлетики со школьниками
- 42. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике
- 55. Историяразвития древних Олимпийских игр