logo
Ответы по физ-ре 2

85. Виды плоскостопии и ее диагностика. Ос-ти проведения занятий лфк

Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного и поперечного сводов с потерей всех ее рессорных (амортизирующих) функций.

В норме стопа имеет два свода – продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Широко известны боли в спине и ногах, когда икры к вечеру словно «налиты свинцо». Иногда причина этих явлений – плоскостопие.

Плоскостопие – заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.

Боли появляются тогда, когда у организма уже кончаются силы обеспечивать нормальное передвижение. К этому времени успевают пострадать и коленный, и тазобедренный суставы, развиться патологическая осанка.

Все это может привести к плачевному итогу – артрозу.

Также при плоскостопии часто встречается сколиоз, как результат нарушения опорной системы.

Виды плоскостопия

При поперечном плоскостопии(встречается чаще) уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молотко-образной деформации среднего пальца. Поперечное плоскостопие чаще всего встречается в возрасте 35—50 лет.

При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается. Продольное плоскостопие и, следовательно, нагрузка на стопы выражено тем больше, чем больше масса тела. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16—25 лет. Основные симптомы продольного плоскостопия — боль в стопе, изменение ее очертаний.

При комбинированном плоскостопии имеется уплощение продольного и поперечного свода.

По происхождению плоскостопия различают:

врожденную плоскую стопу,

травматическую,

паралитическую,

рахитическую,

статическую.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие – последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Паралитическая плоская стопа – результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие Полиомиелита).

Рахитическое плоскостопие развивается после перенесенного рахита. Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузки, при ослаблении мышц и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие.

Причинами рахитического плоскостопия могут быть:

наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата)

слабость мышц и связок стопы и голени из-за малой физической активности

неудобная обувь

избыточный вес

длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках, беременность и др..

Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны — увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д. К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам — перегрузка стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства, ношение узкой, неудобной обуви (нерациональной).

При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение массы тела: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который не выдерживает увеличение силы нагрузки, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ основывается на:

Клиническом осмотре врачом

Выполнении рентгенографического исследования стоп (по показаниям)

Плантография

Для определения степени плоскостопия выполняют рентгенограммы обеих стоп в прямой и боковой проекциях с нагрузкой.

Окончательный диагноз ставится на основании рентгеновских снимков.

Полученную плантограмму можно оценить и по методу И.М. Чижина . Для этого надо провести касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание второго пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии проводим перпендикуляр до пересечения с касательной и с наружным краем отпечатка стопы. Затем вычисляем индекс: отношение длины отрезка А к длине отрезка Б.

индекс от 0 до 1 – стопа нормальная;

индекс от 1 до 2 – стопа уплощенная;

индекс более 2 – стопа плоская.

ЛФК.Основной метод исправления плоскостопия - лечебные упражнения:

1. Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.

2. Верчение стоп.

3. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.

4. Ходьба только на пальцах.

5. Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.

6. Полуприседания на пальцах.

7. Приседание на гимнастической палке.

8. А это упражнение будет напоминать ребенку зиму. 1-3 минуты пускай он ходит на пальцах, как на лыжах.

9. Для гимнастики потребуются и два мяча. Маленький очень полезно 1-3 минуты качать пальцами ног. На большой (так называемый медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать. А потом пусть попробует сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.

10. Подскоки на пальцах.

11. Купите гимнастический обруч. Пусть ребенок научится катать его пальцами ног.

12. Поднимание разных предметов пальцами ног.

Существуют также упражнения, не требующие специального оборудования, но лечебный эффект их огромен. Используйте для этого погожий летний день. Прежде всего, пусть ребенок ходит как можно больше босиком. Во-вторых, не бойтесь, если после теплого дождика ребенок немного помесит грязь и побегает по лужам.

И еще одно замечание. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии. Начинать тренировку можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению.

Через 3-4 минуты дайте ребенку возможность отдохнуть. Весь урок должен продолжаться 15-20 минут. Выполнение упражнений дважды в день принесет желаемый эффект. Уже через месяц-полтора ребенок почувствует себя лучше.