40. Методы и принципы физического воспитания
Успех реализации учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов, которые, объединяя в себе теоретические положения, определяют практическую деятельность учителя физического воспитания.
Под принципами в теории и методики подразумевают наиболее важные положения управления процессом физического воспитания
В педагогике принципы называют дидактическими, но поскольку физическое воспитание включает в себя обучение физическим упражнениям и воспитание физических качеств, правомерно называют принципы не дидактическими, а методическими.
Принцип сознательности активности. Формировать у воспитуемых осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятии: объединять двигательную и умственную деятельность, нацеливать ученика на достижение положительного результата. Добиваться достижения самостоятельности в выполнении двигательных задач, обеспечивать новизну в содержании занятий, стимулировать анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений
Принцип наглядности. Реализуется посредством формирования представлений о разучиваемом двигательном действии. Возникновение образа разучиваемого действия происходит за счет сигналов, поступающих о) органов чувств и. в. первую очередь, зрения и слуха. Различают непосредственную и опосредственную наглядность.
Непосредственная наглядность достигается образцовым показом упражнения, сопровождающимся подробным объяснением техники его выполнения Объяснив упражнение, необходимо сконцентрировать внимание занимающихся на отдельных движениях (элементах).
Опосредственная наглядность, дополняет непосредственную. позволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для прочувствования отдельных движений и элементов: Например (регулирование длины шага, бег по разметке).
Итак, упражнение надо показывать все или по частям, широко использовать имитационный показ с комментированием упражнений, сопровождением вопросами и демонстрацией ошибок. В работе следует использовать кинограммы, таблицы, криптограммы, рисунки Преподаватель должен стремиться к комплексному использованию приемов наглядности, способных мобилизовать всю сферу восприятии человека
Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действием. Во время обучения необходимо добиваться слияния двух процессов — повторения старого материала и разучивания нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего действия. Реализация последовательности достигается через обязательное правило — от освоенного к неосвоенному от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Принцип постепенности. Принцип постепенности предусматривает обеспечение физического воспитания на основе последовательной реализации все более сложных двигательных задач, планомерного повышения двигательной активности, увеличения объема и интенсивности нагрузок. Такая тенденция в динамике воздействий, осуществляемых на протяжении многократного физического воспитания, выражает его поступательный характер.
Принцип развивающегося эффекта требует повторяемости и последовательности при обучении. Под повторяемостью понимают многократное выполнение нагрузки как на одном занятии, так в системе занятий, объединенные в недельные, месячные, годовые циклы
Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную активность соответствующих органов и структур, создает условия для прогрессивных перестроек в организме. Повторная нагрузка усиливает функциональные сдвиги в организме Изменения, происходящие в организме к концу занятия или цикла занятий, способствует углублению и закреплению достигнутых ранее перестроек.
Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, а следовательно предъявление нагрузок в разные фазы работоспособности Таким образом, одна и та же по объему и интенсивности нагрузка, но применяемая в разных фазах, может вызывать различную функциональную активность организма Нагрузки могут совпадать с фазой повышенной работоспособности или с фазой ее снижения. И в том и в другом случае происходит суммация следов предшествующих воздействий, однако в первом варианте достигается поступательность, а во втором отстаивание повышения работоспособности, (тренирующий эффект) когда повышение работоспособности происходит от нагрузки к нагрузке или от занятия к занятию, а через определенный цикл нагрузок или занятий. Оба подхода широко используются в практике. Повышение нагрузки можно проводить за счет увеличения объема работы или интенсивности, либо одновременно изменяя первый и второй компоненты. Существуют три формы повышения нагрузок: прямолинейно восходящая, ступенчатая и волнообразная.
Прямолинейная форма используется при невысоком уровне подготовленности, когда требуется постепенное втягивание организма в работу.
Ступенчатая форма отвечает задаче резкого стимулирования развития способностей.
Волнообразная форма решает задачи специальной подготовки или при обучении двигательному действию (например: начальные этапы обучения целесообразно проводить на затухании волны нагрузок).
Между занятиями в физическом воспитании практикуются интервалы отдыха трех типов: ординарный (когда организм после работы восстанавливается до исходного); жестокий (когда очередная работа выполняется на недовостановленности) и суперкомпенсаторный (когда работа начинается на сверхвосстановлении).
С возрастом частота занятий в процессе тренировочных занятий, интервалы между ними в микроциклах естественно сокращаются. В зависимости от этого и других факторов, обуславливающих эффект занятий, увеличивается доля ординарных и жестких интервалов, что способствует эффективности занятий.
Суперкомпенсаторные интервалы необходимы постольку, поскольку без них невозможно в полной мере использовать эффект суперкомпенсации. Однако такие интервалы довольно продолжительны. Нередко после значительных нагрузок суперкомпенсаторная фаза наступает спустя двое и более суток.
Принцип цикличности.
Различают малые циклы (микроциклы), которые охватывают несколько дней занятий или недельный цикл. Занятия в недельных циклах строятся по нарастанию нагрузок от первого дня до четырех, пяти дней и в течение последних дней снижение нагрузки.
Средние циклы (мезоциклы) представляют собой серии микроциклов, состоящие из 3-4 микроциклов, которые чередуются в определенной последовательности, образуя относительно завершенные этапы физического воспитания.
Занятия в мезоциклах строятся так же, как и в микроциклах: 2-3 микроцикла повышения нагрузки в мезоцикле, затем снижение нагрузки.
Большие циклы (макроциклы) охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых может состоять из ряда средних циклов. Основной макроцикл характеризуется протеканием тренировочного процесса в рамках трех периодов подготовительного, соревновательного и переходного. Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспитании подразделяются на два основных класса: методы усвоения учебного материала непосредственно связанные с методикой преподавания и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчёт. Наглядные методы предусматривают образцовый показ, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обучения, метод избирательного обучения, метод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а те игровой и соревновательный методы
Вместе с тем словесные наглядные методы создают предпосылки к эффективному применению практических методов целесообразность применения того или иного практического метода определяется возможностью осваивать двигательное действие в целом или по частям
Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик: После обучения отдельным элементам двигательное действие выполняется в целом, что обеспечивает создание взаимосогласованности между элементами
Метод избирательного обучения связан с воздействием на отдельные структуры двигательного действия при целостном выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом перешагивание акцентирует внимание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги
Метод целостного обучения предусматривает изучение двигательного действия в том виде, в каком оно реализуется как конечная задача обучения. Многие упражнение заключенные в школьную программу настолько просты, что расчленять их нет необходимости
Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, которое, в свою очередь, могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации величины нагрузки и интервалов для отдыха
Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заключается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанное с длительной равномерной работой, регламентируется мощность работы (бег с заданной скоростью выполняется до снижения ее) Данный метод рассчитан в первую очередь на развитие выносливости в зонах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относительно постоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60 - метровой дистанции с субмаксимальной скоростью и интервалом между повторениями в 5 мин.). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносливость в максимальной и субмаксимальной зонах физических нагрузок.
Метод переменного выполнения упражнения позволяет направленно изменять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обучения новых, повышенных требований к организму стимулировать увеличение его функциональных возможностей. Так в режиме непрерывного выполнения упражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 метров скорость повышается или понижается). В режиме перееденного интервального выполнения происходит системное чередование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотношениях, что обеспечивает возможность направленного воздействия на различные функциональные свойства организма
Игровой метод является ведущим в Физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игровой метод позволяет школьнику проявить свои физические потенции в разнообразных смоделированных видах двигательной деятельности и, что самое главное, проявить свои творческие способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом.
Соревновательный метод обладает многими признаками спортивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Он также характеризуется унификацией целей состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызывает максимальные психические и физические напряжения.
- 17. Физиологическая кривая занятия лфк
- 19. Методы организации занятий по физическому воспитанию .
- 20. Прост. И сложные методы исследов. Заним-хся лфк
- 1)Методы подсчета чсс
- 2)Правила измерения артериального давления
- 23. Гимнастика в системе физического воспитания
- 24. Элементы здорового образа жизни (зож), гигиенич. Факторы и оздоровительные силы природы
- 4) Рациональное питание человека
- 5) Влияние окружающей среды на здоровье человека
- 6) Оптимальный двигательный режим
- 7) Закаливание
- 8) Физическое воспитание
- 9) Личная гигиена и режим дня
- 25. Урок физической культуры (динамика работоспособности, структура урока, содержание и продолжительность частей урока)
- 62. Особенности методики проведения подготовительной части урока физической культуры
- 65. Особенности методики проведения основной части урока фк
- 68. Особенности методики проведения заключительной части урока физической культуры
- 10. Воспитание быстроты (методика развития)
- 37. Методика развития выносливости
- 90. Ловкость и методика ее воспитания
- 22. Гибкость и методика ее развития
- 30. Классификация подвижных игр
- 40. Методы и принципы физического воспитания
- 41. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике
- 39. Содержание и организация уч. Занятий по л/а в школе
- 44. Страховка и помощь на занятиях фк
- 85. Виды плоскостопии и ее диагностика. Ос-ти проведения занятий лфк
- 82. Лечебная физкультура при некоторых болезнях обмена веществ. Лфк при ожирении у детей. Степени ожирения.
- 73. Сколиоз
- 72. Методика обуч. Передаче мяча 2-мя руками снизу вверх в волейболе
- 49. Цикличность тренировочного процесса
- 8. Основы техники плавания
- 9. Основы техники метания (гранаты, мяча, копья) и методика обучения
- Держание мяча, гранаты
- Ошибки, допускаемые при метании:
- 11. Средства, формы и методы обучения плаванию
- 27. Особенности состояния здоровья организма при систематических занятиях фк и спортом
- 31. Регулирование нагрузок в спорт. Тренировках
- 36. Особенности занятий легкой атлетики со школьниками
- 42. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике
- 55. Историяразвития древних Олимпийских игр