logo
Ответы по физ-ре 2

40. Методы и принципы физического воспитания

Успех реализации учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов, которые, объ­единяя в себе теоретические положения, определяют практическую деятельность учителя физического воспитания.

Под принципами в теории и методики подразумевают наиболее важные по­ложения управления процессом физического воспитания

В педагогике принципы называют дидактическими, но поскольку физиче­ское воспитание включает в себя обучение физическим упражнениям и воспи­тание физических качеств, правомерно называют принципы не дидактически­ми, а методическими.

Принцип сознательности активности. Формировать у воспитуемых осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятии: объединять двигательную и умственную деятельность, нацеливать ученика на достижение положительного результата. Добиваться достижения самостоятельности в выполнении двигательных задач, обеспечивать новизну в содержании занятий, стимулировать анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений

Принцип наглядности. Реализуется посредством формирования пред­ставлений о разучиваемом двигательном действии. Возникновение образа разучиваемого действия происходит за счет сигналов, поступающих о) органов чувств и. в. первую очередь, зрения и слуха. Различают непосредственную и опосредственную наглядность.

Непосредственная наглядность достигается образцовым показом упражне­ния, сопровождающимся подробным объяснением техники его выполнения Объяснив упражнение, необходимо сконцентрировать внимание зани­мающихся на отдельных движениях (элементах).

Опосредственная наглядность, дополняет непосредственную. позволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для прочувствования отдельных движений и элементов: Например (регулирование длины шага, бег по разметке).

Итак, упражнение надо показывать все или по частям, широко использо­вать имитационный показ с комментированием упражнений, сопровождением вопросами и демонстрацией ошибок. В работе следует использовать кинограммы, таблицы, криптограммы, рисунки Преподаватель должен стремиться к комплексному использованию приемов наглядности, способных мобилизо­вать всю сферу восприятии человека

Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действием. Во время обучения необходимо добиваться слияния двух процессов — повторе­ния  старого  материала  и  разучивания  нового.  Данное  слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием пред­шествующего действия. Реализация последовательности достигается через обязательное правило — от освоенного к неосвоенному от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип постепенности. Принцип постепенности предусматривает обеспечение физического воспи­тания на основе последовательной реализации все более сложных двига­тельных задач, планомерного повышения двигательной активности, увеличе­ния объема и интенсивности нагрузок. Такая тенденция в динамике воздей­ствий, осуществляемых на протяжении многократного физического воспитания, выражает его поступательный характер.

Принцип развивающегося эффекта требует повторяемости и последова­тельности при обучении. Под повторяемостью понимают многократное выпол­нение нагрузки как на одном занятии, так в системе занятий, объединенные в недельные, месячные, годовые циклы

Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную активность соответствующих органов и структур, создает условия для прогрессивных перестроек в организме. Повторная нагрузка усиливает функциональные сдвиги в организме Изменения, происходящие в организме к концу занятия или цикла занятий, способствует углублению и закреплению достигнутых ранее перестроек.

Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, а следовательно предъявление нагрузок в разные фазы работоспособности Таким образом, одна и та же по объему и интенсивности нагрузка, но приме­няемая в разных фазах, может вызывать различную функциональную актив­ность организма Нагрузки могут совпадать с фазой повышенной работоспо­собности или с фазой ее снижения. И в том и в другом случае происходит суммация следов предшествующих воздействий, однако в первом варианте достигается поступательность, а во втором отстаивание повышения работо­способности, (тренирующий эффект) когда повышение работоспособности происходит от нагрузки к нагрузке или от занятия к занятию, а через опреде­ленный цикл нагрузок или занятий. Оба подхода широко используются в практике. Повышение нагрузки можно проводить за счет увеличения объема работы или интенсивности, либо одновременно изменяя первый и второй компоненты. Существуют три формы повышения нагрузок: прямолинейно восходящая, ступенчатая и волнообразная.

Прямолинейная форма используется при невысоком уровне подготов­ленности, когда требуется постепенное втягивание организма в работу.

Ступенчатая форма отвечает задаче резкого стимулирования развития способностей.

Волнообразная форма решает задачи специальной подготовки или при обучении двигательному действию (например: начальные этапы обучения целесообразно проводить на затухании волны нагрузок).

Между занятиями в физическом воспитании практикуются интервалы отдыха трех типов: ординарный (когда организм после работы восстанавли­вается до исходного); жестокий (когда очередная работа выполняется на недовостановленности) и суперкомпенсаторный (когда работа начинается на сверхвосстановлении).

С возрастом частота занятий в процессе тренировочных занятий, ин­тервалы между ними в микроциклах естественно сокращаются. В зависимо­сти от этого и других факторов, обуславливающих эффект занятий, увеличи­вается доля ординарных и жестких интервалов, что способствует эффектив­ности занятий.

Суперкомпенсаторные интервалы необходимы постольку, поскольку без них невозможно в полной мере использовать эффект суперкомпенсации. Однако такие интервалы довольно продолжительны. Нередко после значи­тельных нагрузок суперкомпенсаторная фаза наступает спустя двое и более суток.

Принцип цикличности.

Различают малые циклы (микроциклы), которые охватывают несколько дней занятий или недельный цикл. Занятия в недельных циклах строятся по нарастанию нагрузок от первого дня до четырех, пяти дней и в течение по­следних дней снижение нагрузки.

Средние циклы (мезоциклы) представляют собой серии микроциклов, состоящие из 3-4 микроциклов, которые чередуются в определенной после­довательности, образуя относительно завершенные этапы физического вос­питания.

Занятия в мезоциклах строятся так же, как и в микроциклах: 2-3 микро­цикла повышения нагрузки в мезоцикле, затем снижение нагрузки.

Большие циклы (макроциклы) охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых может состоять из ряда средних циклов. Основной макроцикл характеризуется протеканием тренировочного процесса в рамках трех периодов подготовительного, соревновательного и переходного. Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспитании подразделяются на два основных класса: методы усвоения учебного материала непосредственно связанные с методикой преподавания и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчёт. Наглядные методы предусматривают образцовый показ, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обучения, метод избирательного обучения, ме­тод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а те игровой и соревновательный методы

Вместе с тем словесные наглядные методы создают предпосылки к эффективному применению практических методов целесообразность применения того или иного практического метода определяется возможностью осваи­вать двигательное действие в целом или по частям

Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик: После обучения отдельным элементам двигательное действие выполняется в целом, что обеспечивает создание взаимосогласованности между элементами

Метод избирательного обучения связан с воздействием на отдельные структуры двигательного действия при целостном выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом перешагивание  акцентирует вни­мание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги

Метод целостного обучения предусматривает изучение двигательного дей­ствия в том виде, в каком оно реализуется как конечная задача обучения. Мно­гие упражнение заключенные в школьную программу настолько просты, что расчленять их нет необходимости

Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, которое, в свою очередь, могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации величины нагрузки и интервалов для отдыха

Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заключается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанное с длительной равномерной работой, регла­ментируется мощность работы (бег с заданной скоростью выполняется до снижения ее) Данный метод рассчитан в первую очередь на развитие вынос­ливости в зонах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относительно по­стоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60 - метровой дистан­ции с субмаксимальной скоростью и интервалом между повторениями в 5 мин.). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносли­вость в максимальной и субмаксимальной зонах физических нагрузок.

Метод переменного выполнения упражнения позволяет направленно изме­нять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обу­чения новых, повышенных требований к организму стимулировать увеличение его функциональных возможностей. Так в режиме непрерывного выполнения упражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 метров скорость повышается или понижается). В режиме перееденного интер­вального выполнения происходит системное чередование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотно­шениях, что обеспечивает возможность направленного воздействия на раз­личные функциональные свойства организма

Игровой метод является ведущим в Физическом воспитании. Его специфи­ческая особенность состоит в возможности условного моделирования двига­тельных действий в реальной жизни. Игровой метод позволяет школьнику проявить свои физические потенции в разнообразных смоделированных ви­дах двигательной деятельности и, что самое главное, проявить свои творче­ские способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом.

Соревновательный метод обладает многими признаками спортивных со­стязаний, но имеет более широкую сферу приложения Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Он также характеризуется унификацией целей состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызывает максимальные психические и физические напряжения.