logo search
2 ТАБАЧНЫЙ ТУМАН ОБМАНА

Урок 12 Еще раз о табачном обмане

На этом уроке ты:

  • учишься более глубоко осознавать понятие "ранняя профилактика курения";

  • осмысливаешь проблемы, связанные с прокурительной запрограммированностью;

  • знакомишься с новой наукой – гортоновикой.

Основные понятия темы:

  • ранняя профилактика курения;

  • наркотизм и курение;

  • прокурительная запрограммированность;

  • гортоновика;

  • привычное курение;

  • привыкание к курению.

ГОРТОНОВИКА

новая наука, занимающаяся изучением возможностей благотворного влияния на человека целенаправленной речью. Важнейшая задача гортоновики – разработка новых методов благотворного влияния на людей с лечебной, воспитательной, производственной и т. п. целями. Алкогольная и курительная проблемы являются наиболее значительными и актуальными объектами изучения гортоновики. Методы избавления от алкоголизма и курения, применяемые нами, а также рекомендуемые читателям, - методы самоизбавления и гортоновические.

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ

Порой под ранней профилактикой курения понимается проведение агитации против курения начиная с дошкольно­го возраста. Однако это неверный подход, поскольку нельзя механически переносить на детский возраст формы профи­лактики, опробованные на взрослых. Известно, что объект профилактической работы не остается неизменным: в дошкольном и младшем школьном возрасте это семья, в ран­нем и среднем подростковом возрасте - коллектив сверст­ников и только начиная с юношеского возраста - отдельно взятая личность. В связи с этим ранняя профилактика зна­чительно отличается от профилактики в общепринятом смысле слова - это, в первую очередь, создание представле­ния о нормальном, правильном функционировании орга­низма и во вторую - о вредных привычках, которые мешают этому.

ПРИВЫЧНОЕ КУРЕНИЕ

Если на начальных стадиях курения зависимость от него скорее внешняя, социально обусловленная (курение за ком­панию, собирание сигаретных пачек и т. д.) или же психологическая (отдых, эмоциональная разрядка, курение в стрес­совой ситуации и др.), то по мере привыкания к курению формируется фармакологическая зависимость от табака, которая характеризуется регулярно возникающей потребно­стью в курении при любых внешних обстоятельствах и психологическом состоянии человека.

ПРИВЫКАНИЕ К КУРЕНИЮ

Формирование табачной зависимости связано с рядом факторов: интенсивностью, стажем курения, а также рит­мичностью курения. Таким образом, привыкание формиру­ется быстро, если человек курит часто и регулярно какое-то время. Пассивное курение детей в присутствии курящих родителей или взрослых является своего рода "подготови­тельным этапом" к началу настоящего курения. Пассивное курение можно зачислить в стаж курильщика.

ПРОКУРИТЕЛЬНАЯ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ:

1) искаженность сознания ложными прокурительными сведениями, вынуждающая человека вопреки инстинкту самосохранения, поглощать яв­ную отраву;

2) изуродованность мозга (сознания) ложными прокурительными све­дениями, включающая в себя установку (настроенность) на курение, программу отношения к нему прокурительное убеждение

Пометки на полях

Скрывать обман - это тоже обман.

Античный

афоризм.

Обманщик в конечном счете обманывает самого себя.

М. Ганди.

Ганди, Мохандас Кармчанд (1869-1948) – индийский мыслитель и политический деятель.

Случается, что обман приносит успех, но он всегда кончает жизнь самоубийством.

Д. Джебран.

Джебран, Халиль Джебран (1883-1931) – ливанский писатель и художник.

Обманывать людей тем опасно, что в конце концов начинаешь обманывать самого себя.

Э.Дузе.

Дузе, Элеонора (1859-1952) – итальянская актриса.

Можно обманывать часть народа все время, и весь народ - некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время.

А. Линкольн

Линкольн, Авраам (1809-1865) – американский политический деятель, публицист, президент США.

Отношение к курению характеризует также способность человека патриотически мыслить. Покупая сигареты, курильщики способствуют оттоку денег из своей страны и созданию рабочих мест в других странах.

На свою страну, на свой город – они плюют, воздух в своей стране портят, укорачивают жизнь себе и своим соотечественникам, становятся виновниками пожаров и т. д. и т. п.

Если человек этого не понимает, или игнорирует эти стороны курения, то это уменьшает его моральное право работать на ответственных руководящих должностях. Так везде в мире.

Из России вывозят нефть, газ, металлы и другое сырье, которое преумножает богатства Запада. Эти невосполнимые ресурсы не явля­ются лишними для нас самих, их не хватит нашим внукам.

В Россию по высоким ценам ввозится алкогольная, табачная, наркотическая, и другая продукция, не только не содержащая полезных для человека и общества веществ, но и разрушающая нравственное, психическое и физическое здоровье людей, оказывающая генотоксическое действие, которое проявится дефектами у потомства.

Обыкновенному человеку понятно, что происходит крупномас­штабный обмен ценностей на антиценности, сопоставимый с преда­тельством интересов своего народа. Защитить себя и свои интересы мы можем только сами.

Реклама сигарет компрометирует людей ее выполняющих и разрешающих.

Либо современная система среднего и высшего образования не учит детей самому главному - думать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, сознавать и защищать свои интересы и права, руководствоваться в своих поступках разумом. Либо у системы государственного образования и домашнего воспитания имеются мощные конкуренты в лице средств массовой информации, телевиде­ния и радио, шоу-бизнеса, музыкально-развлекательной продукции, которые нейтрализуют образовательно-воспитательную работу шко­лы и семьи и навязывают всем нам легкий, бездумный, потребительско-паразитический стиль мышления и образа жизни.

Что останется после нас?

"Курение - не частное дело человека, а масштабная полити­ческая проблема, решаемая обществом на объективной основе с по­мощью многообразных механизмов, в первую очередь - государст­венных". Это суждение крупнейших знатоков проблемы: А. К. Демина - президента общероссийской общественной организации "Россий­ская ассоциация общественного здоровья" и И. А. Деминой - предсе­дателя Московского городского отделения общероссийской общест­венной организации "Российская ассоциация общественного здоровья".

Они считают, что необходимо признать существование антаго­низма интересов защитников здоровья людей и табачной индуст­рии. "Табачники" превращают страдания людей в огромные прибыли. Компромисс между ними невозможен в силу амораль­ности действий табачной индустрии, прикрывающейся рассужде­ниями о праве на свободу выбора взрослого человека в отношении курения.

Курение - главная причина болезней и преждевременной смертности современного человека. Эта причина устранима.

Роб Кеннингхэм, автор книги "Дымовая завеса. Канадская табач­ная война", пишет: "Термин "война" применительно к табачным битвам является вполне адекватным. Табачная отрасль – агрессор, контролируемый иностранцами, каждый год сознательно убивает десятки тысяч канадских граждан. У десятков тысяч детей возникает наркотическая зависимость (от никотина). Табачные компании лишают детей свободы - может быть, на всю остав­шуюся жизнь. Чтобы сохранить и расширить свою империю, табачная индустрия пользуется прекрасно отлаженной пропагандистской ма­шиной. Человеческие жертвы, лишение свободы, пропаганда харак­терны именно для военных действий".

В войне табачников с защитниками здоровья людей, первые пока выигрывают в большинстве стран, в том числе в России. Финансовых и пропагандистских ресурсов у табачных компаний больше чем у за­щитников здоровья людей. Так. например, транснациональная компа­ния Филипп Моррис в 1966 году израсходовала 813 миллионов дол­ларов США на рекламу курения вне США, и стала девятым по вели­чине рекламодателем в мире.

Табачные компании находят "специалистов", отрицающих вред курения для здоровья, агрессивно и изощренно занимаются маркетин­гом сигарет, создают моду на сигареты, навязывают представление о том, что курение иностранных сигарет является признаком богатства и успеха в жизни, активно борются против любых попыток регулиро­вания табачного бизнеса.

Как пишет профессор Карпов А. М., курение - занятие вредное как для человека, так и для общества. Удовольствие создает не дым, а творческое воображение курящего*.

Вполне успешно могут конкурировать с курением увлечения трудом и спортом, владение техниками саморегуляции, развитие спо­собности общаться, нравиться людям, высказывать свои мысли, по­нимать себя и удовлетворять свои потребности адекватным способом без самообмана на фоне отравления.

Люби и уважай самого себя. Помни, что ты самое доро­гое, единственное и неповторимое существо на свете. Тебе дан бесценный дар: жить, знать, мыслить, выбирать, действовать, трудиться, любить, наслаждаться. Используй этот дар для са­мого себя и тех, кого ты любишь. Чтобы у тебя его не отняли, будь разумен.

Получив системные и доказательные представления о вредо­носном влиянии курения на твой организм и твою личность, ты перестанешь получать удовольствия от курения. Здоровая, разум­ная часть твоей личности окрепла. Она взбунтуется, пойдет в атаку на "курящую" часть личности и победит ее. Не сопротивляйся твоему разуму. Покайся, попроси проще­ния у самого себя и твоих близких. Начни новую жизнь!

Возможно, тебе помешают скептицизм и нигилизм, наличие каких-либо причин для продолжения курения. Не торопись. Почитай и подумай еще. Учти, что организм и личность человека структуры не абсолютно жесткие, они обладают способ­ностью к изменению, а этим процессом можно управлять. Бросить курить никогда не рано, не поздно, не противопоказано.

Может оказаться, что слишком велики диссоциативные рас­стройства твоей личности. Нет должной связи между разумом и волей... И в этом случае, не отчаивайся. Есть универсально эффективное средство, которым ты также обладаешь. Целенаправленная, организованная, конструктивная, полезная деятельность наилучшим образом способствует укреплению и интеграции психических и соматических функций. Пойди по этому пути и ты добьешься успеха.

Информация для учителя

Объясните всему классу, что те, кто решил курить, ста­нут совсем другими людьми, по сравнению с тем, если бы они не курили, как в краткосрочном, так и в долговремен­ном плане. Сосредоточьте свое внимание на побочных яв­лениях, вызываемых курением, как то: неприятный запах изо рта, пропахшая дымом одежда. Предложите учащимся назвать другие последствия и запишите их на доске. Сюда может входить следующее: пожелтевшие зубы, пальцы, покрытые пятнами, волосы и одежда, пропахшие дымом, откашливаемая мокрота, одышка, сухой кашель, раздраже­ние глаз, прожженная одежда, неприятный запах изо рта и пустой кошелек. В конце данного занятия в плане подго­товки к следующему учитель раздает подросткам материал "портрет курильщика" и предлагает провести опрос среди населения.

Объявите учащимся, что они сейчас будут играть в иг­ру "Вы рискуете своими легкими!" Распределите учеников по трем командам и объясните им правила игры. Так как ответ могут знать сразу несколько человек, посоветуйте выбрать в командах капитана, который должен поднимать руку, если у команды готов ответ. Члены команды могут предлагать капитану свой вариант ответа.

Эта игра похожа на телеигры. Учитель зачитывает вопрос. Если у команды готов ответ, капитан поднимает руку. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ команды правильный, команда получает 10 очков. Если ответ непра­вильный, то учитель повторяет вопрос и право ответа переходит к другой команде. За неправильный ответ присуждается "дефект", т. е. набор желтых зубов курильщика или прокуренные волосы. Если команда получает три "дефекта" она выбывает из игры.

Рекомендуется в конце занятия раздать лист вопросов с правильными ответами. Попросите учащихся написать страничку или что-то около того по тому, что больше всего из видов узнанного их удивило или встревожило. Предложите свои пояснения.

Может быть и другой вариант этого урока.

Начните урок, обратив внимание учащихся на то, что "курить - не курить" есть важный вопрос, решать ко­торый приходится каждому из нас в какой-то момент жиз­ни. Поэтому в задачу занятия входит не только изучение влияния курения на организм, а также выполнение опреде­ленных упражнений, способствующих укреплению в уча­щихся чувства уважения к самому себе. Каждый человек имеет право на свободу выбора: курить или не курить, но наш выбор не может быть по-настоящему свободным, и отвечать нашим интересам, если мы не познали самого себя, свои нравственные ценности и цели и находиться в неведении относительно внешних воздействий, которые влияют на принятие решений.

Оптимальное решение относительно принятия решения можно принять, только поняв, кем являешься, кем хочешь быть, как стать тем, кем собираешься быть. Только тогда можно свободно решить вписывать или нет курение в твои планы на ближайшую и отдаленную перспективу.

Попросите школьников открыть чистую страницу. На­пишите на доске заголовок "Что мне нравится в себе са­мом" и попросите учащихся переписать этот заголовок в тетради. Пусть учащиеся выпишут по ним пять своих качеств. Им необходимо отразить такие вещи как внешность, характер, специальные навыки и т. д. Отведите на это не более 3 минут. Затем попросите их расположить эти ка­чества в порядке убывания важности от 1 (самого важного) до 5 (наименее важного). Дайте 2 минуты на это задание. Когда они будут готовы, попросите их отложить спи­сок на время в сторону.

Учащиеся прикрепляют друг другу на спину чистый лист бумаги. Свободно пере­мещаясь по классу, каждый вписывает в лист по одному качеству, наиболее привле­кательному для него в этом человеке. Если на каком-либо из листочков уже есть 5 ка­честв, ничего добавлять нельзя и ученик должен перейти к другому однокласснику. Постарайтесь организовать работу так, чтобы у каждого ученика было написано на спине по крайней мере 4 качества. Затем попросите учащихся сесть на свои места и просмотреть свои списки. Подчеркните, что теперь у них есть некоторое представление о том, как они выглядят в глазах других. Опросите, есть ли что-нибудь и списках что их удивило? Пусть ученики сравнят полученные списки с теми, что они составила сами. Упоминается ли в них курение? Почему да, почему нет?

Информация для размышлений:

  • Выкуренная сигарета (папироса) вызывает вначале расширение кровеносных сосудов. Кровоснабжение мозга при этом несколько улучшается, что создает ощущение бодрости. Однако уже через несколько минут это состояние исчезает и наступает сужение сосудов. Курильщик, чтобы поддержать это кажущееся состояние бодрости, выкуривает одну сигарету за другой с интервалом в 25-30 минут. В среднем любители табака выкуривают за рабочий день 12-15 сигарет.

  • Интересные данные были получены американскими учеными. Исследования проводились с девятью курящими и девятью некурящими студентами в течение 18 вечеров. В результате оказалось, что в среднем из семи умственных процессов под влиянием курения повышение отмечалось только в двух процессах, а понижение – в пяти. Так, было обнаружено повышение скорости чтения слов (+6,38%), но понижение в скорости вычеркивания букв (-1,02%), точности вычеркивания букв (-1,09%), объеме памяти (-5,07%), точности арифметических действий (-5,55%) и легкости заучивания текста (-4,24%). Таким образом, можно констатировать, что курение снижает показатели умственной деятельности.

  • Если обычную работу человек выполняет за 7 часов, то после выкуривания в день пачки сигарет для этой же работы ему требуется 8 и больше часов.

Исследования показали, что через 5-10 минут после курения мышечная сила уменьшается на 15%.

Задания и упражнения:

Напишите сочинение по одной из предложенных тем:

1. Как уберечь наших сограждан от табака и других вредных привычек.

2. О тех, кого рано из жизни унесли табак и другие вредные привычки – алкоголь, наркомания и др.

3. Мое письмо в правительство с предложениями по оздоровлению народа.

4. Кому я помог избавиться от вредных привычек.

5. Чем и как мне помогли настоящие занятия.