Урок 12 Еще раз о табачном обмане
На этом уроке ты:
Основные понятия темы:
ГОРТОНОВИКА – новая наука, занимающаяся изучением возможностей благотворного влияния на человека целенаправленной речью. Важнейшая задача гортоновики – разработка новых методов благотворного влияния на людей с лечебной, воспитательной, производственной и т. п. целями. Алкогольная и курительная проблемы являются наиболее значительными и актуальными объектами изучения гортоновики. Методы избавления от алкоголизма и курения, применяемые нами, а также рекомендуемые читателям, - методы самоизбавления и гортоновические.
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ Порой под ранней профилактикой курения понимается проведение агитации против курения начиная с дошкольного возраста. Однако это неверный подход, поскольку нельзя механически переносить на детский возраст формы профилактики, опробованные на взрослых. Известно, что объект профилактической работы не остается неизменным: в дошкольном и младшем школьном возрасте это семья, в раннем и среднем подростковом возрасте - коллектив сверстников и только начиная с юношеского возраста - отдельно взятая личность. В связи с этим ранняя профилактика значительно отличается от профилактики в общепринятом смысле слова - это, в первую очередь, создание представления о нормальном, правильном функционировании организма и во вторую - о вредных привычках, которые мешают этому.
ПРИВЫЧНОЕ КУРЕНИЕ Если на начальных стадиях курения зависимость от него скорее внешняя, социально обусловленная (курение за компанию, собирание сигаретных пачек и т. д.) или же психологическая (отдых, эмоциональная разрядка, курение в стрессовой ситуации и др.), то по мере привыкания к курению формируется фармакологическая зависимость от табака, которая характеризуется регулярно возникающей потребностью в курении при любых внешних обстоятельствах и психологическом состоянии человека.
ПРИВЫКАНИЕ К КУРЕНИЮ Формирование табачной зависимости связано с рядом факторов: интенсивностью, стажем курения, а также ритмичностью курения. Таким образом, привыкание формируется быстро, если человек курит часто и регулярно какое-то время. Пассивное курение детей в присутствии курящих родителей или взрослых является своего рода "подготовительным этапом" к началу настоящего курения. Пассивное курение можно зачислить в стаж курильщика.
ПРОКУРИТЕЛЬНАЯ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ: 1) искаженность сознания ложными прокурительными сведениями, вынуждающая человека вопреки инстинкту самосохранения, поглощать явную отраву; 2) изуродованность мозга (сознания) ложными прокурительными сведениями, включающая в себя установку (настроенность) на курение, программу отношения к нему прокурительное убеждение
Пометки на полях
Скрывать обман - это тоже обман. Античный афоризм.
Обманщик в конечном счете обманывает самого себя. М. Ганди.
Ганди, Мохандас Кармчанд (1869-1948) – индийский мыслитель и политический деятель.
Случается, что обман приносит успех, но он всегда кончает жизнь самоубийством. Д. Джебран.
Джебран, Халиль Джебран (1883-1931) – ливанский писатель и художник.
Обманывать людей тем опасно, что в конце концов начинаешь обманывать самого себя. Э.Дузе.
Дузе, Элеонора (1859-1952) – итальянская актриса.
Можно обманывать часть народа все время, и весь народ - некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время. А. Линкольн
Линкольн, Авраам (1809-1865) – американский политический деятель, публицист, президент США. | Отношение к курению характеризует также способность человека патриотически мыслить. Покупая сигареты, курильщики способствуют оттоку денег из своей страны и созданию рабочих мест в других странах. На свою страну, на свой город – они плюют, воздух в своей стране портят, укорачивают жизнь себе и своим соотечественникам, становятся виновниками пожаров и т. д. и т. п. Если человек этого не понимает, или игнорирует эти стороны курения, то это уменьшает его моральное право работать на ответственных руководящих должностях. Так везде в мире. Из России вывозят нефть, газ, металлы и другое сырье, которое преумножает богатства Запада. Эти невосполнимые ресурсы не являются лишними для нас самих, их не хватит нашим внукам. В Россию по высоким ценам ввозится алкогольная, табачная, наркотическая, и другая продукция, не только не содержащая полезных для человека и общества веществ, но и разрушающая нравственное, психическое и физическое здоровье людей, оказывающая генотоксическое действие, которое проявится дефектами у потомства. Обыкновенному человеку понятно, что происходит крупномасштабный обмен ценностей на антиценности, сопоставимый с предательством интересов своего народа. Защитить себя и свои интересы мы можем только сами. Реклама сигарет компрометирует людей ее выполняющих и разрешающих. Либо современная система среднего и высшего образования не учит детей самому главному - думать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, сознавать и защищать свои интересы и права, руководствоваться в своих поступках разумом. Либо у системы государственного образования и домашнего воспитания имеются мощные конкуренты в лице средств массовой информации, телевидения и радио, шоу-бизнеса, музыкально-развлекательной продукции, которые нейтрализуют образовательно-воспитательную работу школы и семьи и навязывают всем нам легкий, бездумный, потребительско-паразитический стиль мышления и образа жизни. Что останется после нас? "Курение - не частное дело человека, а масштабная политическая проблема, решаемая обществом на объективной основе с помощью многообразных механизмов, в первую очередь - государственных". Это суждение крупнейших знатоков проблемы: А. К. Демина - президента общероссийской общественной организации "Российская ассоциация общественного здоровья" и И. А. Деминой - председателя Московского городского отделения общероссийской общественной организации "Российская ассоциация общественного здоровья". Они считают, что необходимо признать существование антагонизма интересов защитников здоровья людей и табачной индустрии. "Табачники" превращают страдания людей в огромные прибыли. Компромисс между ними невозможен в силу аморальности действий табачной индустрии, прикрывающейся рассуждениями о праве на свободу выбора взрослого человека в отношении курения. Курение - главная причина болезней и преждевременной смертности современного человека. Эта причина устранима. Роб Кеннингхэм, автор книги "Дымовая завеса. Канадская табачная война", пишет: "Термин "война" применительно к табачным битвам является вполне адекватным. Табачная отрасль – агрессор, контролируемый иностранцами, каждый год сознательно убивает десятки тысяч канадских граждан. У десятков тысяч детей возникает наркотическая зависимость (от никотина). Табачные компании лишают детей свободы - может быть, на всю оставшуюся жизнь. Чтобы сохранить и расширить свою империю, табачная индустрия пользуется прекрасно отлаженной пропагандистской машиной. Человеческие жертвы, лишение свободы, пропаганда характерны именно для военных действий". В войне табачников с защитниками здоровья людей, первые пока выигрывают в большинстве стран, в том числе в России. Финансовых и пропагандистских ресурсов у табачных компаний больше чем у защитников здоровья людей. Так. например, транснациональная компания Филипп Моррис в 1966 году израсходовала 813 миллионов долларов США на рекламу курения вне США, и стала девятым по величине рекламодателем в мире. Табачные компании находят "специалистов", отрицающих вред курения для здоровья, агрессивно и изощренно занимаются маркетингом сигарет, создают моду на сигареты, навязывают представление о том, что курение иностранных сигарет является признаком богатства и успеха в жизни, активно борются против любых попыток регулирования табачного бизнеса. Как пишет профессор Карпов А. М., курение - занятие вредное как для человека, так и для общества. Удовольствие создает не дым, а творческое воображение курящего*. Вполне успешно могут конкурировать с курением увлечения трудом и спортом, владение техниками саморегуляции, развитие способности общаться, нравиться людям, высказывать свои мысли, понимать себя и удовлетворять свои потребности адекватным способом без самообмана на фоне отравления. Люби и уважай самого себя. Помни, что ты самое дорогое, единственное и неповторимое существо на свете. Тебе дан бесценный дар: жить, знать, мыслить, выбирать, действовать, трудиться, любить, наслаждаться. Используй этот дар для самого себя и тех, кого ты любишь. Чтобы у тебя его не отняли, будь разумен. Получив системные и доказательные представления о вредоносном влиянии курения на твой организм и твою личность, ты перестанешь получать удовольствия от курения. Здоровая, разумная часть твоей личности окрепла. Она взбунтуется, пойдет в атаку на "курящую" часть личности и победит ее. Не сопротивляйся твоему разуму. Покайся, попроси прощения у самого себя и твоих близких. Начни новую жизнь! Возможно, тебе помешают скептицизм и нигилизм, наличие каких-либо причин для продолжения курения. Не торопись. Почитай и подумай еще. Учти, что организм и личность человека структуры не абсолютно жесткие, они обладают способностью к изменению, а этим процессом можно управлять. Бросить курить никогда не рано, не поздно, не противопоказано. Может оказаться, что слишком велики диссоциативные расстройства твоей личности. Нет должной связи между разумом и волей... И в этом случае, не отчаивайся. Есть универсально эффективное средство, которым ты также обладаешь. Целенаправленная, организованная, конструктивная, полезная деятельность наилучшим образом способствует укреплению и интеграции психических и соматических функций. Пойди по этому пути и ты добьешься успеха.
Информация для учителя Объясните всему классу, что те, кто решил курить, станут совсем другими людьми, по сравнению с тем, если бы они не курили, как в краткосрочном, так и в долговременном плане. Сосредоточьте свое внимание на побочных явлениях, вызываемых курением, как то: неприятный запах изо рта, пропахшая дымом одежда. Предложите учащимся назвать другие последствия и запишите их на доске. Сюда может входить следующее: пожелтевшие зубы, пальцы, покрытые пятнами, волосы и одежда, пропахшие дымом, откашливаемая мокрота, одышка, сухой кашель, раздражение глаз, прожженная одежда, неприятный запах изо рта и пустой кошелек. В конце данного занятия в плане подготовки к следующему учитель раздает подросткам материал "портрет курильщика" и предлагает провести опрос среди населения. Объявите учащимся, что они сейчас будут играть в игру "Вы рискуете своими легкими!" Распределите учеников по трем командам и объясните им правила игры. Так как ответ могут знать сразу несколько человек, посоветуйте выбрать в командах капитана, который должен поднимать руку, если у команды готов ответ. Члены команды могут предлагать капитану свой вариант ответа. Эта игра похожа на телеигры. Учитель зачитывает вопрос. Если у команды готов ответ, капитан поднимает руку. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ команды правильный, команда получает 10 очков. Если ответ неправильный, то учитель повторяет вопрос и право ответа переходит к другой команде. За неправильный ответ присуждается "дефект", т. е. набор желтых зубов курильщика или прокуренные волосы. Если команда получает три "дефекта" она выбывает из игры. Рекомендуется в конце занятия раздать лист вопросов с правильными ответами. Попросите учащихся написать страничку или что-то около того по тому, что больше всего из видов узнанного их удивило или встревожило. Предложите свои пояснения. Может быть и другой вариант этого урока. Начните урок, обратив внимание учащихся на то, что "курить - не курить" есть важный вопрос, решать который приходится каждому из нас в какой-то момент жизни. Поэтому в задачу занятия входит не только изучение влияния курения на организм, а также выполнение определенных упражнений, способствующих укреплению в учащихся чувства уважения к самому себе. Каждый человек имеет право на свободу выбора: курить или не курить, но наш выбор не может быть по-настоящему свободным, и отвечать нашим интересам, если мы не познали самого себя, свои нравственные ценности и цели и находиться в неведении относительно внешних воздействий, которые влияют на принятие решений. Оптимальное решение относительно принятия решения можно принять, только поняв, кем являешься, кем хочешь быть, как стать тем, кем собираешься быть. Только тогда можно свободно решить вписывать или нет курение в твои планы на ближайшую и отдаленную перспективу. Попросите школьников открыть чистую страницу. Напишите на доске заголовок "Что мне нравится в себе самом" и попросите учащихся переписать этот заголовок в тетради. Пусть учащиеся выпишут по ним пять своих качеств. Им необходимо отразить такие вещи как внешность, характер, специальные навыки и т. д. Отведите на это не более 3 минут. Затем попросите их расположить эти качества в порядке убывания важности от 1 (самого важного) до 5 (наименее важного). Дайте 2 минуты на это задание. Когда они будут готовы, попросите их отложить список на время в сторону. Учащиеся прикрепляют друг другу на спину чистый лист бумаги. Свободно перемещаясь по классу, каждый вписывает в лист по одному качеству, наиболее привлекательному для него в этом человеке. Если на каком-либо из листочков уже есть 5 качеств, ничего добавлять нельзя и ученик должен перейти к другому однокласснику. Постарайтесь организовать работу так, чтобы у каждого ученика было написано на спине по крайней мере 4 качества. Затем попросите учащихся сесть на свои места и просмотреть свои списки. Подчеркните, что теперь у них есть некоторое представление о том, как они выглядят в глазах других. Опросите, есть ли что-нибудь и списках что их удивило? Пусть ученики сравнят полученные списки с теми, что они составила сами. Упоминается ли в них курение? Почему да, почему нет?
Информация для размышлений:
|
Установлена связь между курением табака и производственным травматизмом. Под влиянием курения ослабляется внимание, снижается точность движения, изменяет человеку и глазомер. В результате всех этих нарушений нерационально тратится время на работу, снижается производительность труда, возможен брак, травмы.
Выкуривание даже нескольких сигарет в день снижает двигательно-моторную реакцию человека. Это имеет большое значение при работе с высокими скоростями или с приборами, агрегатами, которые требуют точных движений, быстрой реакции. Как известно, скорость ответной реакции человека на внешние раздражители составляет в среднем 0,5 секунды. От курения даже одной сигареты она может удлиниться до одной секунды и более. Вот почему у курящих водителей значительно больше ошибок при вождении, чем у некурящих. Установлено, что курение в автомобиле с закрытыми стеклами не менее вредно и опасно для шофера, чем употребление спиртных изделий. Во время курения при длительных поездках в кабине автомашины накапливается такое количество углекислого газа, которое способно привести к чрезмерной усталости. Углекислый газ вызывает ацидоз крови. В то время, как в самом табачном дыме содержится 0,3-1% углекислого газа, в организме курящего его обнаруживают в 10 раз больше, чем в норме. Если водитель автомобиля в течение часа выкурит четыре сигареты, то концентрация углекислого газа превысит предельно допустимую норму. Шведские ученые, исследуя причины автомобильных аварий, установили, что при курении в автомобиле с закрытыми стеклами одновременно трех сигарет, значительно снижается острота зрения.
Увеличение частоты сокращения сердечной мышцы, вызываемое курением, вынуждает сердце в течение суток сокращаться лишних 10000-25000 раз, заставляя его усиленно работать лишних три-четыре часа за счет уменьшения длительности пауз между сокращениями, что ведет к преждевременному его изнашиванию.
Изучение координации движений показало, что через короткий промежуток времени после курения она снижается на 23%. Особенно отчетливо угнетающее действие курения видно при анализе результатов спортивных соревнований. В опытах по бросанию в цель мяча было установлено, что спортсмены после одной выкуренной, сигареты делали 12% ошибок, а после двух - 14,5% ошибок. Отрицательное влияние курения отмечалось даже через 30 минут: точность попадания ухудшалась на 9%.
По данным одного зарубежного исследования, стрелок, выбивший 96 очков из 100 возможных, после выкуривания нескольких сигарет перед стрельбой выбил лишь 40 очков.
Исследования показали, что через 5-10 минут после курения мышечная сила уменьшается на 15%.
В США подсчитано, что работа, на выполнение которой требуется 8 часов, при выкуривании пачки сигарет требует уже на два часа больше.
Курящая машинистка делает больше ошибок, скорее устает, у нее рассеивается внимание.
В CШA наблюдали за реакцией курящего пилота. Было установлено, что у него снижается острота зрения, нарушается координация движений, уменьшается внимание, чувство времени и ритма, замедляется принятие решений. При заполнении кабины экипажа табачным дымом эти нарушения наблюдались и у других, некурящих, членов экипажа.
Американский ученый Дунн, опросив 3,5 тысячи студентов, выявил, что среди хорошо успевающих было только 16,7% курящих, среди слабо успевающих – 45,2%, а среди неуспевающих – 59,1% курящих.
У злостных курильщиков число невыходов на работу вдвое больше, чем у некурящих. Курящие около 10 лет болеют в 3,5 раза чаще, чем некурящие, вследствие чего в 5 раз чаще отсутствуют на работе.
Задания и упражнения:
Напишите сочинение по одной из предложенных тем:
1. Как уберечь наших сограждан от табака и других вредных привычек.
2. О тех, кого рано из жизни унесли табак и другие вредные привычки – алкоголь, наркомания и др.
3. Мое письмо в правительство с предложениями по оздоровлению народа.
4. Кому я помог избавиться от вредных привычек.
5. Чем и как мне помогли настоящие занятия.
- Раздел II
- Табачный туман обмана
- История Серого Джина
- Информация для учителя
- Это важно знать
- Вопросы и задания
- Домашнее чтение "Химическая война"
- Литература
- Урок 9 Разрушающее действие табака на человека
- Заметки для учителя
- Задания и упражнения
- Домашнее чтение Как я провел лето с бабушкой
- Три потерянных года
- В. Бондаренко
- Урок 10 Кратковременные и длительные последствия курения
- Статистика о табакокурении
- Вопросы и задания
- Домашнее чтение Открытое письмо курящей девушке
- Урок 11 "Да здравствует чистый воздух!"
- Вопросы и задания
- Домашнее чтение
- С уважением. Будущая Мама
- Искренне твой, Единственный
- Твой несчастный друг курильщиков
- Искренне твоя, Снедаемая Любовью
- Урок 12 Еще раз о табачном обмане
- Домашнее чтение Гиганты здоровья
- О табаке, водке и моем дяде
- А. Бузмаков Конец курильщику!
- Урок 13 Законодательство и табачная реклама
- Домашнее чтение Том Сойер учится курить
- Предупреждения о вреде курения
- Сказка о русских богатырях и их врагах*
- Урок 14 Урок-викторина против табака
- Сигарета
- Урок 15 Иллюзии курильщиков
- Урок 16 Пассивное курение
- Урок 17 Избавление от табачной зависимости
- 1. Стрессовое состояние.
- 2. Проявление симптомов отвыкания.
- 3. Привычка курить в ближайшей среде.
- 4. Употребление алкоголя.