logo
2 ТАБАЧНЫЙ ТУМАН ОБМАНА

Урок 13 Законодательство и табачная реклама

На этом уроке ты:

  • учишься распознавать ложные приемы рекламы табачников;

  • обсуждаешь законодательные меры против табака, предпринимаемые правительством России в последнее время;

  • ищешь пути рекламы здорового образа жизни.

Основные понятия темы:

  • закон и табак;

  • реклама здорового образа жизни;

  • коррекция поведения;

  • вникаемость;

  • противокурительный программист;

  • противокурительный веритист.

КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ – специальные мероприятия коллективные и индивидуальные, нацеленные на осознание школьников ответственности за формирование стиля их жизни: привычек, норм поведения, создания Я-концепции, повышение уровня сознательности поведения и т. д. Коррекция поведения может быть включена и в профилактику курения.

ВНИКАЕМОСТЬ - настраиваемость мозга на определенную де­ятельность, способности сосредоточиться. Вникаемость является важ­нейшим свойством человека, с нею прямо связаны внушаемость, гипнабельность и вырабатываемость условных рефлексов. У курильщиков обладающих хорошей вникаемостью, легко удается вызывать отвра­щение к табачному дыму, непереносимость его.

ПРОТИВОКУРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММИСТ -человек про­водящий противокурительное программирование

10 июля 2001г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписан закон "Об ограничении курения табака" № 87-ФЗ. Закон вступил в силу в январе 2002 года, ряд статей вступят в 2003 и 2004 гг.

Приведем основные положения Закона:

Закон вводит ограничения на содержание смол и никотина в табачных изделиях. Для сигарет с фильтром содержание смол в дыме должно быть не выше 14 мг на сигарету, а никотина – не более 1,2 мг. Для сигарет без фильтра – 16 мг смол и 1,3 мг никотина. Табачные изделия с более высоким содержанием этих веществ запрещены для производства, импорта, оптовой продажи и розничной торговли.

Законом требуется, чтобы на каждой упаковке табачных изделий имелись предупредительные надписи о вреде курения табака и информационные надписи о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

Запрещается розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в одной пачке, поштучная продажа табачных изделий, а также их продажа с использованием автоматов.

Запрещается розничная продажа табачных изделий и курение в организациях здравоохранения, образования, культуры в помещени­ях, занимаемых органами государственной власти, за исключением специально отведенных и оснащенных мест.

Не допускается продажа табачных изделий лицам моложе 18 лет.

Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответст­вии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Закон обязывает федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, образованию и культуре регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения через средства массовой ин­формации.

В целях реализации закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содер­жать разделы о влиянии курения на организм человека.

Не допускается демонстрация курения во вновь создаваемых фильмах, кинофильмах и спектаклях, если курение не является частью художественного замысла, а также демонстрация курения обще­ственными и политическими деятелями, средствами массовой инфор­мации.

Реальность такова, что во многих странах принятые законы не выполняются. Богатые табачники через наемных политиков и руково­дителей средств массовой информации продолжают "табачную вой­ну". В этой войне у нас имеется огромный ресурс, который еще не использован в полной мере. Это сами люди. Они в этой войне пока участвуют в роли "пушечного мяса", пассивно отдают своя деньги табачникам, безропотно страдают от болезней и преждевременно умирают, не оказывая никакого сопротивления.

Если учесть, что курение опасно для здоровья населения, приводит к трагическим последствиям, причиняет убытки экономике, наносит вред обороноспособности страны, нарушает экологию и генотип человека, то табакокурение можно расценить как общественно опасное деяние, за которое уже необходима уголовная ответствен­ность.

Рассмотрим для примера рекламу табачных изделий. Эти изделия рекламирует табачная промышленность, которая в первую очередь заинтересована в том, чтобы продать своей продукции как можно больше. Таким образом, у медиков, которые борются за здоровье человека, и тех, кто производит и рекламирует сигареты, совершенно разные задачи. Если победят интересы табачной промышленности, то мы не ус­лышим ни слова правды о курении и будем постоянно видеть на страницах журналов и телеэкранах здоровых, преуспеваю­щих людей, которые тем не менее не могут обойтись без сига­реты.

Если ничто не противостоит потоку рекламы, то человек оказывается в ее власти. Он перестает понимать, что его же­лания и потребности созданы искусственным путем и приве­дены в действие скрытыми психологическими механизмами. Такой человек перестает видеть реальность, не осознает даже очевидных последствий курения.

Давайте на примере рекламы курения попробуем создать вариант "антирекламы". Разделим доску на две части и запи­шем.

. ПРОТИВОКУРИТЕЛЬНЫЙ ВЕРИТИСТ - носитель и распро­странитель, пропагандист научных истин о курении.

Пометки на полях

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.

Античный

афоризм.

Плохие законы - худший вид тирании.

Э. Берк.

Берк, Эдмунд (1729-1797) – английский публицист и общественный деятель.

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

1. Красивую пачку, полную сигарет, которую "герой" рекламы только что распечатал

2. Красивых, молодых, здоровых и преуспевающих людей

3. Человек на рекламе всегда закуривает с удовольствием

4. Курение никогда не мешает окружающим

5. Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его отлично

6. Нет сомнений - курить или не курить, главное - выбрать правильный сорт сигарет.

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

1. Окурки в пепельницах, пустые смятые пачки в урнах

2. Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами

3. Человек на рекламе никогда не закашляется и не щурится от табачного дыма

4. В рекламе никогда нет детей, родственников и соседей курильщика, которым мешает табачный. дым

5. Человек в рекламном ролике никогда не курит в безвыходной ситуации, при ссоре, проигрыше, после скандала и т. д.

6. Никогда не показывают больных, жалеющих о том, что своевременно не прекратили курить.

Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость человека - о его узости и жестокосердии.

Л. Вовенарг.

Вовенарг, Люи де Кланье (1715-1747) – французский писатель.

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бес­силия.

Ф. Вольтер.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Ф. Вольтер.

Вольтер, Мари Франсуа Аруэ (1694-1778) – французский писатель, философ и историк.

Законы обязаны своей силой нравам.

К Гельвеций.

Гельвеций, Клод Адриан (1715-1771) – французский философ.

Власть, не основанная на законе .- признак самого ужасного бессилия.

И. Гердер.

Гердер, Иоганн Готфрид (1744-1803) – немецкий философ, писатель.

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Ж. Жубер.

Жубер, Жозеф (1754-1824) – французский писатель.

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

Менандр.

Менандр (343-291 до н. э.) – древнегреческий поэт и драматург.

Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам.

Д. Савонарола.

Савонарола, Джироламо (1452-1498) – итальянский проповедник, общественный деятель.

Чем ближе государство к падению, тем многочис­леннее его законы.

Тацит.

Тацит, Публий Корнелий (58-117) – римский историк.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Цицерон.

Цицерон, Марк Тулий (106-48 до н. э.) – древнегреческий оратор и философ.

Пороки народа почти всегда коренятся в его законодательстве.

Э. Эчеверрия.

Эчеверрия, Эстебан (1805-1851) – аргентинский поэт, мыслитель.

Вы можете сказать об идеалах нации, судя по их рекламе.

У. Дуглас.

Дуглас, Уильям Орвил (1898) – американский юрист и писатель.

Информация для учителя:

Распространение информации или слухов с целью влияния на людей, называется пропагандой. Важ­но знать, когда рекламное объявление сообщает досто­верные факты, а когда - стремится убедить покупать оп­ределенный товар. Для того, чтобы отличать одно от дру­гого, подростки должны уметь распознавать приемы, ко­торые используются в рекламе товаров, особенно, табачных изделий. Если учащиеся смогут отличать, что есть достоверная информация, а что дезинформация, они смо­гут лучше принимать решения, основываясь на реальных фактах.

Учитель собирает принесенные учащимися образцы рекламы, выбирает из них 5-6 и прикрепляет на доску. Под каждым он выписывает отмеченные подростками положительные стороны каждого рекламного объявления (например: симпатичный герой, курение выглядит привле­кательным, человек выглядит довольным, богатым и т. д.).

Затем предлагается обсуждение следующих вопросов:

1. Почему реклама подает курение только в положитель­ном свете?

2. Хотят ли рекламодатели, чтобы мы походили на рекламные модели? Каким образом?

3. Следует ли запрещать рекламу?

Покажите классу несколько образцов рекламы табачной продукции из всевоз­можных журналов, посвященных музыке, ав­томобилям, знаменитостям, популярных в подростковой среде, включая те, которые явно рассчитаны на подростковую аудито­рию.

Используя только что помещенную на доску рекламу и добавляя по мере необходи­мости новые образцы, попросите учащихся оценить каждую рекламу так же, как они де­лали со своими образцами, с точки зрения торговой стратегии, приемов убеждения и привлекательности для аудитории, на кото­рую реклама рассчитана.

Обсудите с ними следующее: Считают ли они рекламу правдивой? Заведомо лож­ной? Нечестной? Провокационно привлека­тельной для подростков?

Сообщите учащимся, что в целях повы­шения привлекательности для подростков, производители табачных изделий прибегают к следующим приемам:

  • Выставляют курение в качестве символа взросления.

  • Делают сигарету признаком того, что курящий - взрослый человек.

  • Демонстрируют, что курящие сигареты - люди экстравагантные и интересные.

  • Связывают курение с вином и пивом.

  • Никогда не упоминают о здоровье.

Объясните учащимся, что цель любой рекламы - ока­зать влияние на поведение людей, чем больше американ­ских фирм откроет табачные фабрики в России, тем интен­сивнее и масштабнее будут их рекламные и провокационные кампании. Чтобы учащиеся могли решить вопрос о целесообразно­сти, они должны уметь правильно воспринимать реклам­ные ролики. Изучите с учащимися материал "Основные рекламные приемы".

Реклама здоровья

1. Дайте каждой из групп собрать до следующего урока и придумать две рекламы для новой продукции "отличное здоровье". Одна реклама должна быть предназначена для журнала или доски объявлений, другая для показа по телевидению. Для каждого образца рекламы им следует а) определить аудиторию, на которую она бу­дет рассчитана, б) выбрать приемы, обеспечивающие успех рекламы, в) написать текст журнальной рекламы и отрепетировать телевизионный, ролик.

2. Попросите каждую из команд продемонстрировать рек­ламное объявление, и разыграть ролик. Всем классом внимательно изучите каждое объявление, выписывая на доске различные приемы привлечения и убеждения поку­пателей наподобие тех, что перечислены в материале "Основные рекламные приемы".

3. Разработайте правдивую контррекламу сигарет.

Основные рекламные приемы

1. Свидетельство звезды. Какая-либо изве­стная личность заявляет, что он (она) по­стоянно пользуется этим товаром. А раз так - он должно быть хорош по качеству.

2. Все как один! Используйте обороты речи "заставляют думать, что все так посту­пают" или "пользуются этим". Покупатель не хочет оставаться в стороне.

3. Обычный человек. В рекламе изображен рядовой человек, рекомендующий товар. Покупатель причисляет себя к таким же, как он.

4. Радость жизни. Реклама изображает лю­дей пользующихся рекламирующей про­дукцией в счастливые моменты своей жиз­ни. Предполагается, что если вы бу­дете пользоваться той же продукцией, то у вас тоже наступят хорошие времена.

5. Залог успеха. Реклама которая изоб­ражает людей добивающихся успеха (у девушки, в работе, в обретении друзей) во время пользования рекла­мируемым товаром. Заставляет по­купателя думать, что он может до­биться успеха.

6. Подтасовка. Реклама дает одностороннюю характеристику товара, освещая только его достоинства.

7. Статистика. Впечатляющие для по­купателя цифры.

8. Перенос. Товар продает симпатичный/ая, хорошо одетый/ая муж­чина или женщина. У покупателя возникает ассоциация между про­дуктом и привлекательным образом человека и это наталкивает его на мысль, что он станет, таким же, если купит этот товар.

9. Юмор. Люди склонны помнить смешные ролики.

10. Воздействие на органы чувств. Звуки, яр­кие краски создают иллюзию того, что ты можешь попробовать, потрогать рек­ламируемый товар.

11. Словесный блеск. Объявление изобилует словами "лучший", "великолепный", "удивительный" и т. д. Покупатель за­брасывается прилагательными в прево­сходных степенях.

12. Забота об общем благе. Реклама пода­ется как факт озабоченности существующими социальными и экологическими проблемами.

13. Мнение вместо фактов. Утверждения, в которых мнение представлено как факт.

Факты о курении

 В России курит не большая часть населения, как думают многие, а только половина мужчин и десятая часть женщин.

 Из каждых 100 человек, умерших от рака легких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили.

 Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля.

 Употребление табака вызывает зависимость, близкую к наркотической, что обусловливает необходимость лечения для отказа от курения. Наиболее часто употреб­ляемые методы - иглотерапия (введение в биологически активные точки ушной раковины специальных игл), полоскание рта раствором нитрата серебра с целью вызывания рвотного рефлекса на курение и т. д. Процент успешного отказа от курения при этом редко превышает 40. Таким образом, 6 из 10 взрослых курильщиков, несмотря на все процедуры (часто болезненные и неприятные), не в состоянии прекратить курение.

 Один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи.

 В экономически развитых странах мода на курение постепенно проходит. Сейчас в моде спортивный стиль, стройная фигура, регулярные занятия гимнастикой, культуризмом и другими оздоровительными процедурами. Курить не модно и не престижно. Курение может испортить не только здоровье, но и карьеру - все больше предпринимателей отказываются принимать на работу курящих. В США более 35 миллионов человек бросили курить, а в Англии более 8 миллионов.

 Если человек начал курить в 15 лет, то продолжитель­ность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.

 Блокирование у курильщиков гемоглобина (10% и более) угарным газом путем образования карбоксигемоглобина приводит к тому, что в момент физической нагрузки, когда снабжение органов и тканей кислородом наиболее необходимо, они его получают недостаточно, и спортсмен курильщик не может наилучшим образом раскрыть свои возможности: у него возникает одышка, как у человека, который находится в разреженной атмосфере, на высоте более 2 тыс. метров над уровнем моря. Да и в состоянии покоя окись углерода связывает часть эритроцитов и затрудняет снабжение тканей кислородом.

 В табачном дыму насчитывается более 4660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно-сосудистой системы, 300 из них – активные биологические яды. Так, никотин, "возбуждая" сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.

 Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15-20%. Регулярное курения постоянно заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит в конце концов к его преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь через 30 минут. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь.

 Беременным женщинам не рекомендуется не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими. Ядовитые вещества, содержащиеся в табаке, оказывают весьма вредное влияние на развивающийся плод, а затем и на ребенка. У курящих женщин чаще происходят выкидыши и преждевременные роды. Их дети хуже развиваются и чаще болеют.

 Риск спонтанного аборта у женщин, курящих во время беременности, оказывается на 30-70% выше, чем у некурящих.

 Уровень смертности детей при родах у курящих матерей в среднем на 30% выше, чем у некурящих.

 Содержащийся в табачном дыме оксид углерода и никотин отрицательно влияют на внутриутробное развитие плода либо из-за уменьшения способности гемоглобина доставлять кислород, либо вследствие спазма артерии матки.

 Вероятность того, что ребенок умрет вскоре после рождения, на 20% выше у тех женщин, которые курят больше пачки сигарет в день.

 Курение во время беременности повышает риск мертворождения. Особенно опасно курение во второй половине беременности.

 У курящих матерей вырабатывается меньше молока, чем у некурящих.

 Курение матери приводит к увеличению числа врожденных дефектов развития ребенка и ухудшает его физическое и психическое развитие.

 Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше по сравнению с женщинами, у которых мужья не курят. Пассивное курение увеличивает на 10-30% риск развития рака легких.

 Известно, что человек живет столько, сколько живет его сердце. За 70 лет оно делает 2575 миллионов сокращений Сердце курильщика во время курения и после него несколько ускоряет свой ритм. Если человек выкуривает 20 сигарет ежедневно, то его сердце работает в ускоренном темпе около 10 часов. Следовательно, сердце курильщика совершает свои 2575 миллионов ударов не за 70 лет, а гораздо быстрее. Следовательно, курильщик стареет раньше некурящего.

В одной сигарете содержится от 0,1 до 0,3 миллиграмма никотина. Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь.

 Под влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение температуры соответствующей части тела.

 Сужение капилляров кожи после выкуривания сигареты вызывает побледнение кожи. Регулярное курение мешает правильному питанию кожи. Курение вызывает спазм периферических сосудов. В самых тяжелых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности.

 Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит еще окись углерода - очень ядовитый газ. Она гораздо легче вступает в связь с гемоглобином, чем кислород, и образует карбоксигемоглобин. Это химическое соединение очень стойко по сравнению с оксигемоглобином - соединением кислорода с гемоглобином. Красные кровяные тельца, которые загружены окисью углерода, уже не могут транспортировать кислород, а это является одной из их основных функций.

 Если человек вдыхает большое количество оксида углерода в процессе курения, это может привести к тяжелым последствиям, так как окись углерода связывает большую часть эритроцитов, что затрудняет снабжение тканей кислородом.

 Присутствие в крови курильщика окиси углерода легко и наглядно может быть доказано изменением ее цвета - из ярко-красной она станет темной. Это можно показать на опыте: если в пробирке через кровь пропускать окись углерода, то за короткое время цвет крови станет темно- красным.

 Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы.

 Токсичность табачного дыма в 4,5 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобиля.

 Ученые Германии установили, что одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут. Курильщик живет в среднем на 8 лет меньше некурящего.

 Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и кишечника, вызывает их воспаление. Спасти­ческое действие никотина отражается на пищеварении (перемежающиеся поносы и запоры). Под влиянием курения табака повышается кислотность желудочного сока. Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики.

 Из закуривших подростков каждый четвертый умрет от заболеваний, связанных с курением (рак легкого, инфаркт миокарда и т. д.)

 Прекращение курения может вызвать временное повышение массы тела, которое можно скорректировать рациональным питанием и повышением физической активности.

 В нашей стране частота курения среди девочек возросла в 3 раза. В то же время проводить профилактику среди девочек более сложно, чем среди мальчиков. Она должна вестись с учетом женской психологии – следует обращать внимание на то, как влияет курение на внешность женщины, как относятся к курению женщин большинство мужчин и т. д.

 Никотин - вещество, которое вызывает зависимость, особенно у тех, кто начал курить ранее 20 лет.

Распространенность курения, в т. ч. ежедневного, среди выпускников общеобразовательных школ крупных городов РФ (в %)

Районы

Города

М

Д

всего

ежедн.

всего

ежедн.

Северный

Архангельск

42,3

39,2

19,9

11,7

Петрозаводск

29,8

28,3

19,6

15,8

Северо-Западный

Санкт-Петербург

34,0

29,2

25,0

19,4

Центральный

Владимир

34,7

33,1

17,5

15,5

Тверь

26,2

24,1

19,8

14,3

Орел

32,3

28,4

20,7

18,2

Волго-Вятский

Киров

25,0

19,4

17,3

8,9

Н. Новгород

42,0

38,3

20,7

15,4

Центрально-Черноземный

Воронеж

42,0

37,1

26,4

16,6

Липецк

27,7

27,6

21,7

18,6

Поволжский

Астрахань

33,9

33,8

16,4

16,4

Волгоград

37,5

35,0

26,6

14,3

Северо-Кавказский

Краснодар

42,1

39,1

29,0

22,4

Ставрополь

42,6

40,7

27,4

24,8

Уральский

Пермь

37,6

33,6

27,7

22,2

Ижевск

24,7

22,6

13,5

11,1

Западно-Сибирский

Кемерово

36,2

32,6

22,6

17,3

Томск

36,4

34,1

28,4

19,4

Восточно-Сибир.

Иркутск

48,2

43,2

13,1

9,8

Дальне-Восточ.

Хабаровск

39,0

37,8

28,1

24,4

Москва

43,7

42,4

27,6

23,4

Распространение курения среди взрослого населения в различных регионах мира

Доля курящих среди мужчин

Доля курящих среди женщин

регион

%

регион

%

г. Манила (Филиппины)

64

Дания

38

г. Челябинск (Россия)

63

Нидерланды

31

Китай

62

Франция

31

Украина

60

Ирландия

30

Россия

58

Испания

30

Казахстан

54

Швейцария

29

Греция

53

Англия

28

Литва

52

Австралия

27

Албания

50

Греция

27

Испания

48

Германия

26

г. Ташкент

47

Италия

25

Франция

47

Люксембург

25

Молдавия

46

США

24

Германия

42

Бельгия

23

Португалия

41

г. Манла(Филиппины)

19

Бельгия

39

Казахстан

17

Швейцария

39

Португалия

12

Дания

38,6

Россия

12

Италия -

38

Украина

12

Нидерланды

38

Литва

9,9

Люксембург

37

Албания

7,9

Ирландия

30

Китай

7

Австралия

30

Молдавия

6,7

Англия

29

г. Челябинск

6,7

США

28

г. Ташкент

2,1

Вопросы и задания:

1. Назвать хотя бы три уловки рекламодателей, пред­ставляющих курение как полезное времяпровождение.

2. Понимать разницу между рекламными призывами и действительностью.

3. Куда своими привычками, своим образом жизни я веду своих друзей: вверх или вниз по социальной вертикали? Почему? Правильно ли я поступаю?

4. Как спасти нашу молодежь от курительного соблазна?

5. Есть ли у меня право позорить свой народ? Почему?

6. Ситуации, в которых возможен срыв к курению? (продумайте 3-4 варианта выхода из них).

7. Кто из вашего ближайшего окружения по образу жизни, по имеющимся привычкам претендует на звание соратника, то есть человека уважающего себя, а кто - биоробота?