О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений
В ред. Приказов Минздрава РФ от 16.04.1984 № 420, от 21.12.1984 № 1440, от 22.01.1986 № 117, от 30.05.1986 № 770, от 22.07.1987 № 902, от 24.02.1988 № 140, от 22.12.1989 № 673,с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР от 04.05.1990 № 188.
В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание обращено на охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача — повысить уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить работу по предупреждению заболеваний, повысить эффективность диспансеризации и расширить охват ею населения.
Решение поставленной задачи в значительной мере будет зависеть от эффективной организации амбулаторно-поликлинической помощи населению.
Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев в Отчётном докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где обследуется и лечится 80% всех больных. «Надо сделать все, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь; вести непримиримую борьбу с фактами нарушения отдельными медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности к людям, добиться их полного искоренения», — указал Л.И. Брежнев.
Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981–1985 гг. и на период до 1990 г., принятыми XXVI съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное размещение, улучшение обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами, инструментами, медицинской техникой и оборудованием, инвентарем, транспортом и средствами связи, предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта медицинских работников, осуществление ряда мероприятий, направленных на совершенствование охраны внешней среды, а также на решение ряда других вопросов, имеющих существенное значение для укрепления здоровья населения, гармоничного развития подрастающего поколения, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.
За годы IX и X пятилеток (1971–1980 гг.) было введено в строй за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник на 1 млн 276 тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений в смену и более). Это оказало существенное влияние на объём и качество амбулаторно-поликлинической помощи населению. В 1980 г. число посещений к врачам амбулаторно-поликлинических учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд. в 1970 году. Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на одного городского жителя с 11,5 в 1970 г. до 13,4 в 1980 г. Получила дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых врачебных участков.
Так, число территориальных терапевтических врачебных участков увеличилось с 34,3 тыс. в 1970 г. до 52,6 тыс. в 1980 г., а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7 тыс. в 1970 г. до 17,6 тыс. в 1980 г.
В результате развития сети территориальных терапевтических врачебных участков и их разукрупнения существенно уменьшилась численность взрослого населения на одну должность врача-терапевта участкового — с 3065 в 1970 г. до 2414 человек в 1980 г.
Расширилась профилактическая и лечебно-диагностическая деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за последние 10 лет увеличился с 101 млн в 1970 г. до 112,5 млн в 1980 г., а диспансерным наблюдением — с 26,8 млн человек в 1970 г. до 44,9 млн человек в 1980 г. Соответственно увеличился охват диспансерным наблюдением в расчёте на 1000 жителей — с 74,2 человек (взрослых и подростков), состоящих на диспансерном учёте, до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.
Особое значение для укрепления материально-технической базы поликлиник, развития участковой врачебной службы, расширения профилактических и лечебно-диагностических функций поликлиник имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. № 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения».
Значительное развитие сети поликлиник в последние годы свидетельствует о том, что большинство руководителей органов здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль и значение поликлиник в системе здравоохранения и принимают реальные и конкретные меры к укреплению их материально-технической базы.
За годы IX и X пятилеток накоплен значительный опыт работы поликлиник, их отдельных структурных подразделений, врачей-специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник в области проведения профилактических мероприятий, диспансеризации, раннего выявления и лечения больных, восстановительного лечения, научной организации труда, организации работы регистратур и приёма больных.
Особого внимания заслуживает организация отделений профилактики. Уже значительное число поликлиник в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом Роге, Свердловске и других имеют указанные отделения. В структуру отделений профилактики повсеместно включены: кабинеты доврачебного приёма, смотровые кабинеты, кабинеты крупнокадровой флюорографии, прививочные кабинеты и ряд других. В некоторых отделениях профилактики организованы анамнестические кабинеты. Организация отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более ранних стадиях выявлять сердечно-сосудистые и раковые заболевания, предраковые состояния и ряд других заболеваний.
Значительно сокращены затраты времени со стороны лиц, проходящих профилактический осмотр, повысилось качество проводимых осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская) для проведения профилактических осмотров организованы специальные поликлиники. В Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник, трехлетний опыт работы которых показал целесообразность их организации.
Накоплен значительный опыт в проведении диспансеризации совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения, повышении её эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской, Белорусской, Латвийской и некоторых других союзных республик при проведении диспансеризации берутся на диспансерный учёт и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания, а также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного хозяйства. Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учёте, группой врачей-специалистов с предварительным лабораторным и инструментальным обследованием. Для этой цели рационально используются субботние и другие дни недели.
Разработаны и осуществлены в целом ряде поликлиник мероприятия по сокращению нерациональных затрат времени врача (на заполнение различного рода учётной медицинской документации, выдачу выписок, справок и т.д.).
Во многих поликлиниках по настоящему четко и эффективно осуществляется преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению.
За последние годы все шире применяются в поликлиниках современные методы диагностики и лечения больных, в том числе рентгенологические и эндоскопические, лабораторные и функциональные методы исследования, физические методы лечения (физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, массаж), рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это позволило активнее выявлять и успешнее лечить в условиях поликлиники многие заболевания.
Расширению объёма и повышению качества обследования и лечения больных в условиях поликлиники способствуют организованные в ряде республик и областей консультативно-диагностические поликлиники. В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и функциональной диагностики, специализированные отделения и кабинеты: кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии, пульмонологии и др. Они оснащены современной медицинской техникой и в их работе участвуют высококвалифицированные специалисты медицинских вузов, работники научно-исследовательских учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это расширяет возможность больным своевременно получить консультацию у высококвалифицированных специалистов. Организация и использование консультативно-диагностических поликлиник нашла широкое применение в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др. Эта форма повышения уровня консультативно-диагностической помощи больным в условиях поликлиники требует дальнейшего совершенствования.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. № 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» в крупных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее время имеются такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт работы этих отделений свидетельствует о высокой эффективности восстановительного лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата вследствие травм, ортопедических, с неврологическими и другими заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных, увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается процент лиц, переведенных на инвалидность.
Характерной особенностью деятельности поликлиник является усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на территории деятельности городских поликлиник и не имеющих своих медико-санитарных частей. Во многих поликлиниках значительно расширена сеть цеховых врачебных участков, а в некоторых организованы терапевтические отделения цеховой участковости. В поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться специализированная врачебная помощь. Число специализированных отделений и кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.
Осуществлены меры по улучшению медикаментозного обеспечения населения в период амбулаторного лечения, а также расширению взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В настоящее время более чем в 2 тыс. городских поликлиник организованы аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000 кабинетов фармацевтической информации. Особенно активно эта работа проводится в г.г. Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и других союзных республик. Организация аптечных пунктов в поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же получить почти все выписанные им лекарственные средства и своевременно начать лечение.
Кабинеты фармацевтической информации обеспечивают совместную работу врачей и фармацевтов по правильному и рациональному использованию лекарственных средств. Это позволило значительно расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств, применять аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные мероприятия позволили внедрить в этих учреждениях гарантированное лекарственное обеспечение населения.
В настоящее время в стране имеется значительное число поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи населению, которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных и добиваются снижения заболеваемости и смертности среди обслуживаемого населения. Многие из них являются всесоюзными, республиканскими и областными школами передового опыта, лучшие учреждения за достигнутые успехи награждены переходящими Красными Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников, Дипломами и медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует отметить городские поликлиники №№ 32, 38, 60, 87, 51, 151 г. Москвы, №№ 48, 51 г. Ленинграда, №№ 2 и 22 г. Киева, № 1 г. Риги, № 29 г. Ташкента, № 1 г. Новополоцка и многие другие.
Эффективность и качество поликлинической помощи во многом зависит от уровня руководства со стороны главных врачей поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и кабинетами, от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории работников, однако её объём и уровень еще недостаточны. Необходимо расширить подготовку руководителей поликлиник по вопросам управления и научной организации труда.
Несмотря на определенную работу, проделанную органами здравоохранения по развитию и совершенствованию работы амбулаторно-поликлинических учреждений, объём и уровень оказания внебольничной медицинской помощи населению, а также качество работы ряда амбулаторно-поликлинических учреждений, все еще существенно отстают от имеющейся потребности и современных достижений медицинской науки.
В ряде союзных республик: Азербайджанской, Узбекской, Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях и автономных республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР — материально-техническая база некоторых поликлиник является неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены современной лечебно-диагностической и другой аппаратурой.
В ряде республик и областей развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений значительно отстает от темпов роста численности населения городов и сельских поселений. Неудовлетворительно выполняются плановые задания по строительству поликлиник в Грузинской, Азербайджанской, Киргизской, Армянской и Туркменской союзных республиках, т.е. в районах с наименьшей обеспеченностью населения амбулаторно-поликлинической помощью и неудовлетворительной материально-технической базой этих учреждений.
Проверкой состояния амбулаторно-поликлинической помощи в ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской, Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные недостатки в системе организации и построения сети некоторых поликлиник и амбулаторий, организации их работы, уровня руководства ими.
Одним из наиболее существенных дефектов в работе ряда поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в этих поликлиниках не достигается главная цель, которая преследовалась объединением больниц и поликлиник — преемственность на всех этапах обследования и лечения больных, быстрое внедрение в практику поликлиник новых методов и средств обследования и лечения больных, применяемых в больницах, обогащение врачей поликлиник и стационаров взаимным опытом работы.
В целом ряде поликлиник имеют место случаи, когда на плановую госпитализацию направляют больных, недостаточно обследованных, хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в стационарах больничных учреждений делаются повторно аналогичные исследования, которые были проведены в поликлинике. В результате неоправданно увеличиваются сроки стационарного лечения.
Серьезные недостатки имеют место в процессе долечивания больных, после выписки их из стационара больницы или санатория (санатория-профилактория) и проведения последующего восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны поликлиник ограничиваются оформлением больничных листков, без активного наблюдения и соответствующего лечения. В результате не закрепляются результаты лечения, достигнутые в стационаре (санатории), и тем самым, сокращается ремиссия в течение заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации больных.
В ряде поликлиник отсутствует должная преемственность в работе с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко приводит к несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими систематического наблюдения и своевременного проведения всего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. Совершенно недопустимым является сокращение некоторыми поликлиниками объёма оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12-14 ч и прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 ч). В результате некоторые больные, которых должен посетить участковый врач и оказать им необходимую помощь, вынуждены обращаться за медицинской помощью в учреждения скорой медицинской помощи. Это является одной из причин несвоевременного выезда бригад скорой медицинской помощи к больным с острой патологией.
В некоторых поликлиниках нет должной согласованности в работе с санитарно-эпидемиологическими станциями и прежде всего, в проведении комплексных противоэпидемических и профилактических мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.
В некоторых поликлиниках не используются в полном объёме современные методы инструментального, аппаратного и лабораторного обследования больных, новые, эффективные методы и средства лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов амбулаторно-поликлинических учреждений убедительно доказано, что многие категории больных можно полноценно обследовать и успешно лечить в условиях поликлиники.
Серьезные недостатки в ряде амбулаторно-поликлинических учреждений имеются в постановке и уровне проведения диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и здоровых проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не берутся на диспансерный учёт и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания и рабочие ведущих отраслей промышленности. В то же время нагрузка по диспансерному наблюдению на одного врача-специалиста в некоторых поликлиниках не превышает 40–60 человек. Не всегда лицам, взятым на диспансерный учёт, проводятся своевременно и в полном объёме необходимые исследования и лечебно-оздоровительные мероприятия. Еще недостаточно используются для проведения диспансеризации субботние дни недели.
В ряде поликлиник ограничен объём хирургической помощи и наблюдается малая хирургическая активность, что, в основном, обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей-хирургов, и отсутствие должного руководства и контроля за их работой.
Медленно внедряются в практику передовые, прогрессивные и эффективные формы и методы работы поликлиник или их отдельных структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких-либо материальных затрат.
Для повышения уровня лечебно-диагностического процесса в поликлиниках органы здравоохранения медленно организуют централизованные биохимические, серологические и цитологические лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно-диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских вузов и научно-исследовательских институтов еще недостаточно уделяют внимание работе поликлиник и оказанию практической помощи врачам этих учреждений.
Уровень и качество амбулаторно-поликлинической помощи во многом определяется подготовкой и квалификацией врачебных кадров, особенно участковых врачей. Прежде всего от их профессионального уровня и степени подготовки, воспитания и технического оснащения во многом зависит полнота обследования больного, своевременная диагностика и исход заболевания.
Однако некоторые руководители министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения далеко не все сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы. Медленно выполняется важнейшая задача, поставленная перед органами здравоохранения Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 870, о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и областей численность населения на одного участкового врача-терапевта составляет 3 тыс. и более взрослого населения.
Органы здравоохранения в ряде случаев неправильно решают вопрос развития специализированной помощи. Проверка, проведенная более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные кабинеты и отделения организуются без учёта потребности в данном виде медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.
В некоторых поликлиниках имеет место неправильная и нечеткая работа регистратур, отсутствие предварительной записи больных на приём к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В ряде поликлиник не установлен надлежащий режим работы, графики работы врачей не в полной мере соответствуют графикам работы предприятий, размещенных на территории деятельности поликлиники. Медленно решаются вопросы совершенствования организации труда врачей и других медицинских работников.
В ряде поликлиник еще не изжиты факты невнимательного отношения к больным.
Руководители некоторых амбулаторно-поликлинических учреждений не уделяют должного внимания санитарно-просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало используют разнообразные формы группового и индивидуального санитарного просвещения, беседы врача с больным, особенно при посещении больных на дому, и среди лиц, состоящих на диспансерном учёте. Недостаточно широко пропагандируется среди населения здоровый образ жизни.
Важнейшей задачей является дальнейшее развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. За годы X пятилетки число амбулаторий в сельской местности увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886 приписных терапевтических и 1274 педиатрических врачебных участков. Значительно расширена амбулаторная врачебная помощь сельскому населению в поликлиниках центральных районных больниц и консультативная помощь в межрайонных специализированных отделениях.
Продолжают расширяться передвижные виды амбулаторной врачебной помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.), а также увеличивается число выездов врачей-специалистов центральных районных больниц в больницы и амбулатории.
Улучшилось оснащение сельских амбулаторно-поликлинических учреждений медицинской техникой и санитарным автотранспортом. Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.
В результате проведенных мероприятий число посещений сельских жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 г. до 5,3 в 1980 г.
Однако объём врачебной амбулаторно-поликлинической помощи увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской, Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.
План строительства сельских амбулаторно-поликлинических учреждений в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных республиках за X пятилетку не выполнен.
В ряде областей РСФСР, Казахской, Киргизской, Туркменской, Таджикской союзных республик еще значительное число сельских участковых больниц и амбулаторий не укомплектовано врачами.
До настоящего времени продолжают иметь место факты, когда некоторые местные органы здравоохранения продолжают реорганизовывать сельские участковые больницы, без учёта соответствующих условий.
В целях дальнейшего развития и совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи, повышения её качества и эффективности.
1. ПРИКАЗЫВАЮ
1.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения:
1.1.1. В 1981 г. разработать в пределах выделенных на XI пятилетку материальных, трудовых и финансовых ресурсов перспективный план развития сети и совершенствования работы амбулаторно-поликлинических учреждений в городских и сельских местностях на период до 1985 г., имея в виду обеспечить значительное повышение уровня амбулаторно-поликлинической помощи городскому и сельскому населению, усиление мер профилактики, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.
В плане предусмотреть следующие основные мероприятия:
пересмотреть сеть имеющихся поликлиник (амбулаторий) с целью их укрупнения, используя, в необходимых случаях, небольшие учреждения, как отдельные структурные подразделения крупных поликлиник (отделение профилактики, восстановительного лечения и др.), без нарушения территориального и производственного (цехового) принципов оказания поликлинической помощи;
в течение 1982–1985 гг. обеспечить приведение структуры всех городских поликлиник в соответствие с примерной организационной структурой городских поликлиник, а также с функциями, объёмом и характером деятельности поликлиник, предусмотренных положением о них, утвержденных настоящим приказом;
предусмотреть организацию в крупных городах городских поликлиник консультативно-диагностической помощи в соответствии с примерной организационной структурой, положением о ней, утвержденных настоящим приказом.
В этих поликлиниках предусмотреть организацию специализированных отделений (кабинетов) по следующим профилям: кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, урологии, онкологии, неврологии, эндокринологии, гематологии, аллергологии, артрологии и других.
В указанных поликлиниках обеспечить консультативные приёмы профессоров, доцентов, ассистентов медицинских вузов (факультетов) и научных работников научно-исследовательских учреждений.
Считать целесообразным организовывать указанные поликлиники в составе многопрофильных больниц, клиник медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений клинического профиля;
предусмотреть организацию в крупных городах хозрасчётных городских поликлиник или отделений (на спецсредствах) для медицинского осмотра лиц, работающих в пищевых, коммунальных объектах и других учреждениях, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательным профилактическим осмотрам;
предусмотреть открытие в городских поликлиниках, обслуживающих 30 тыс. населения и более, отделений профилактики, организовав их работу в соответствии с положением о них, утвержденным настоящим приказом.
1.1.2. Усилить профилактическую деятельность поликлиник, сосредоточив работу врачей на проведении комплексных мероприятий по предупреждению заболеваний путем выявления лиц с повышенным риском заболевания и проведения среди них плановых лечебно-оздоровительных мероприятий, целенаправленной санитарной пропаганды за здоровый быт и борьбу с вредными привычками, рационального и эффективного использования физкультуры и спорта, создания «групп здоровья» и других мероприятий.
1.1.3. Организовать диспансеризацию населения в соответствии с положением о диспансеризации, утвержденным настоящим приказом и действующей инструкцией. Особое внимание сосредоточить на формировании диспансерных контингентов из числа рабочих ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда, учащихся и работающих подростков, лиц с повышенным риском заболевания, а также больных, определяющих уровень заболеваемости и смертности (сердечно-сосудистые, онкологические, органов дыхания и пищеварения). Обеспечить целенаправленное применение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий: принятие мер по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на производстве и устранению вредных факторов, широкое использование противорецидивного и восстановительного лечения, своевременное направление на стационарное лечение, в санатории-профилактории, назначение диетического питания, использование других мероприятий.
1.1.4. Обеспечить действенную преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром, между поликлиникой и станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи, между поликлиникой и санаториями (санаториями-профилакториями). Главная и основная цель этой большой и важной задачи — обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса.
Необходимо рассматривать каждый случай направления плановых больных из поликлиники в больницу без должной полноты обследования и непроведения активного наблюдения и лечения больных после выписки их из больницы, санатория (санатория-профилактория), особенно после лечения по поводу инфаркта миокарда, инсульта, как серьезные дефекты в работе поликлиники.
1.1.5. Сосредоточить особое внимание на повышении качества и культуры работы поликлиник, расширении объёма и характера их лечебно-диагностической деятельности. С этой целью:
в течение 1981–1983 гг. принять меры по оснащению (дооснащению) всех поликлиник медицинской техникой, инструментарием и оборудованием с учётом примерных перечней, утвержденных настоящим приказом;
обеспечить обязательные лабораторные, инструментальные и аппаратные исследования при обследовании больных, обратившихся в поликлинику, в соответствии с перечнями обязательных исследований, утвержденных настоящим приказом. Исследования, не производящиеся в данной поликлинике, должны проводиться в централизованном порядке в другом амбулаторно-поликлиническом учреждении;
обеспечить активное внедрение в работу поликлиник современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных;
разработать конкретный план повышения квалификации врачей поликлиник на 1981–1985 гг., обратив особое внимание на подготовку врачей: участковых терапевтов, кардиологов, рентгенологов, лаборантов, невропатологов, офтальмологов, хирургов и др.;
повысить ответственность заведующих отделениями (кабинетами) поликлиник за уровень и качество поликлинической помощи населению, культуру работы этих подразделений;
направить идейно-воспитательную работу среди медицинского персонала поликлиник, прежде всего на искоренение случаев невнимательного отношения к больным. Каждый случай нарушения трудовой, производственной дисциплины предавать гласности в коллективах и принимать необходимые меры к их предупреждению;
развивать и совершенствовать в коллективах поликлиник социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду и наставничество. Включать в социалистические обязательства конкретные предложения, направленные на улучшение показателей работы каждого сотрудника и коллектива в целом. Ежегодно проводить смотры работы поликлиник и их структурных подразделений.
1.1.6. Обязать главных специалистов министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения систематически анализировать состояние амбулаторно-поликлинической помощи по соответствующему разделу работы, разрабатывать и осуществлять план мероприятий, направленный на повышение качества обследования и лечения амбулаторных больных, на освоение врачами современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных.
1.1.7. Осуществлять дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи в поликлинических условиях путем создания специализированных отделений и кабинетов в крупных поликлиниках, сосредоточив в них узкоспециализированные приёмы, диагностические кабинеты и лаборатории, оснащая их соответствующей медицинской техникой, укомплектовывая опытными кадрами.
- I. Предмет Договора
- II. Обязанности сторон
- III. Срок действия Договора
- IV. Заключительные положения
- V. Местонахождение и реквизиты сторон
- I. Предмет Договора
- II. Обязанности сторон и порядок расчётов
- III. Уведомления и сообщения
- IV. Порядок прекращения и расторжения Договора
- V. Срок действия Договора
- VI. Прочие условия
- VII. Местонахождение и реквизиты сторон
- 2. Территориальный фонд: а) проводит в течение 5 рабочих дней:
- I. Общие положения
- II. Предмет Договора
- III. Права и обязанности сторон
- IV. Ответственность сторон
- V. Заключительные положения
- VI. Место нахождения и юридические адреса сторон
- О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений
- 1.1.8. Потребовать от руководителей поликлиник:
- 1.1.9. Обеспечить дальнейшее усиление роли территориальных поликлиник в медико-санитарном обеспечении рабочих промышленных предприятий. С этой целью:
- 1.1.11. Обратить особое внимание на организацию и качество работы отделений и кабинетов восстановительного лечения в поликлиниках, с этой целью:
- Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи и.В. Шаткин
- 7.5. Врачи городской поликлиники консультативно-диагностической помощи обязаны:
- 7.6. Врачи городской поликлиники консультативно-диагностической помощи не имеют права:
- Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи и.В. Шаткин Приложение № 58 к приказу Министерства здравоохранения ссср от 23.09.1981 г. № 1000
- Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи и.В. Шаткин
- Начальник Планово-финансового управления в.В. Головтеев