2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.
Состояние здоровья определяется ростом и развитием. Рост и развитие – это изменение анатомических и морфологических показателей, то есть длины и массы тела, пропорций отдельных частей тела, поперечных размеров и объемных, изменения в физиологических системах, тканях и органах - то есть функциональное направление в возрастном аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны, зависят друг от друга; от окружающей обстановки; гигиены социально-бытовой; школьной; гигиены питания; труда и отдыха; занятий физической культурой и спортом. Периоды усиления роста сменяются периодами усиления развития, дифференциации тканей и систем и наоборот. Это так называемая гетерохронность – разновременность двух фаз единого процесса, гармоничность которого зависит от факторов внешних и внутренних.
Для оценки здоровья детей и подростков необходимо использовать как минимум четыре критерия, а именно: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
С гигиенической токи зрения наибольшего внимания заслуживает оценка состояния здоровья, основанная на совокупности всех четырех признаков.
Этим целям отвечает методика комплексной оценки и распределения детей и подростков на группы здоровья. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на пять групп.
Первая группа - это лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, болевшие редко за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые).
Вторая группа - ее составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, часто болеющие - 4 раза в год и более или одно заболевание длится более 25 дней (здоровые, с функциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Третья группа - объединяет лиц, имеющих хронические заболевания или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа - лица, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).
Пятая группа - включает лиц с тяжелыми заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие дети не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охватываются.
Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких-либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-образовательного процесса. Врачебные назначения состоят из обычных общеоздоровительных мероприятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм.
Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Особое значение имеют гигиенические рекомендации по повышению резистентности организма неспецифическими средствами: оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.
Дети и подростки, отнесенные к третьей, четвертой и пятой группам здоровья, находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения.
В детских и подростковых учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок.
Программа «Здоровье физическое» ставит своей основной задачей диагностику физического состояния детей, их физического развития и здоровья.
Критерии здоровья:
для психического - я хочу, желаю;
для физического и соматического - я могу;
для нравственного - я должен.
Признаки здоровья:
мотивация поведения;
показатели роста и развития;
устойчивость к действию повреждающих факторов;
специфическая и неспецифическая резистентность;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
уровень морально-волевых качеств;
наличие или уровень заболевания, дефекты развития.
Контроль за состоянием здоровья осуществляют ЛПО. Детские поликлиники, подростковые кабинеты проводят углубленные медицинские осмотры с привлечением разных специалистов.
- Министерство здравоохранения республики беларусь
- План чтения лекции
- Техническое оснащение
- Введение. Актуальность проблем
- 1. Предмет изучения, цель, задачи медицины детей и подростков
- 2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.
- 3. Гигиенические аспекты возрастной периодизации детей и подростков
- 4. Организация медицинских осмотров детей и подростков. Определение степени готовности детей к школе
- Медицинские критерии.
- Психофизиологические критерии (оценка физической зрелости).
- Заключение