logo search
Курсовая

Краткая характеристика развития фармацевтического рынка.

Фармацевтический рынок - это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании - производители, дистрибьюторы, персонал аптек, клиенты аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, больные.

Такое подробное деление участников фармацевтического рынка необходимо, прежде всего, для дифференциации их потребностей в отношении предлагаемых лекарственных средств (ЛС),в том числе готовых лекарственных препаратов (ГЛП).

На данный момент одной из главных социальных проблем возникшей перед нашим государством является последовательное повышение качества и уровня жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи, в особенности это касается отдаленных и труднодоступных регионов России.

Одним из наиболее значимых показателей экономической развитости страны, основывающейся на инновационные модели развития, является способность государства

разрабатывать и тестировать новые собственные лекарственные препараты, так как процесс разработки и получения новых лекарственных средств, признанно считается одним из самых сложных, дорогостоящих, длительных и рискованных в сравнении с разработкой инновационных продуктов в других отраслях экономики.

Потенциал национальной фармацевтической науки и промышленности является немаловажным показателем возможности государства противодействовать внешним и внутренним угрозам, включая угрозы техногенных катастроф национального и глобального характера, природных бедствий, глобальных пандемий и биотерроризма.

Российский же фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика развития отечественного фармацевтического рынка

Так, продажи фармацевтической продукции в Российской Федерации в 2008 году составили, в конечных ценах потребления, около 365 млрд. рублей, а в 2009 году эта цифра составила уже около 422 млрд. рублей [1].

При этом весьма значительным остается потенциал роста российского рынка, хотя для полной реализации этого потенциала требуется приложить существенные усилия, как со стороны государства в целом, так и со стороны отдельных участников фармацевтического рынка. К примеру, рост рынка в 2003-2004 гг. достигал 15% ежегодно в национальной рублевой валюте, но в 2005 г. наблюдался резкий скачок – 33%, что в абсолютных величинах позволило достичь уровня 7,7 млрд. долл. Интенсивный рост продолжился в 2006 г. (27%) и в 2007 г. (20%) [4].

В результате объем рынка с учетом финансово-экономической ситуации достиг 400-500 млрд. рублей к 2011 году, а к 2020 году достигнет 1000—1500 млрд. рублей (конечная стоимость для потребителей) [6].

Отдельное место нужно уделить государственным программам, благодаря которым в течение десяти последних лет показатель ежегодного прироста потребления лекарств составляет около 36% [6].

В то же время, наблюдалась тенденция снижения потребление готовых лекарственных средств национального производства на фоне роста рынка в среднем на 1—2% в год, и в 2008 году составили лишь 19% в денежном выражении [1].

Структура российского рынка значительно отличается от рынков развитых стран в сторону преобладания «брендированных» дженериков, которые в большинстве своем представлены препаратами иностранного производства. В результате конечные потребители, в том числе и государство, переплачивают за торговые названия, подчас морально устаревших препаратов, что значительно затормаживает рост доступности лекарственных препаратов для населения.

Одной из основных проблем розничного сектора фармацевтического рынка России является то, что зачастую сам больной выступает основным конечным покупателем лекарственных препаратов, который свой непрофессиональный выбор осуществляет преимущественно под влиянием рекламы, это в первую очередь связано с недостаточным развитием национальной системы здравоохранения.

Сложившаяся система продвижения фармтоваров стимулирует производителей вкладывать большую долю средств в маркетинг и продажи, нежели в разработку новых эффективных или улучшение старых уже закоремендовавших себя препаратов, что существенно замедляет развитие отрасли по инновационному сценарию[5].

Несмотря на то, что российская фармацевтическая отрасль, проигрывает в валовой доходности, она, тем не менее, в среднем на 69% обеспечивает отечественное здравоохранение лекарственными средствами в натуральных показателях, а в госпитальном секторе этот показатель достигает уже 74%.

При этом основную часть продуктовых портфелей большинства отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет фармпроизводителям выделять на исследования и разработки более 1 - 2% от своей выручки[8].

Для сравнения, производители фармтоваров в США и Западной Европе выделяют 10 – 15% от своей выручки, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов.

Удельная доля импорта в общем объёме продаж в последние годы увеличивается, причем в основном за счет импорта дорогих лекарственных препаратов. Так, объем импорта ЛС в Россию за 2006 г. вырос на 45-63% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 6-6,5 млрд. долл.[4].

За период с 2004 года по 2008 год потребление ГЛП на душу населения удвоилось, но все же этот показатель оказался значительно ниже, чем скажем в развитых странах Восточной Европы, не говоря уже о таких странах, как Франция, Германия и США. Это говорит о существовании значительного отложенного спроса, а также о высоком потенциале роста фармрынка РФ по мере улучшения экономических показателей.

Согласно данным Министерства промышленности и энергетики РФ на конец 2007 г., российская фармпромышленность была представлена 525 предприятиями, которые обеспечивали работой 65,1 тыс. человек. Эти предприятия произвели за отчетный период товарной продукции на 62 млрд. руб., что составило 107,1% от уровня 2006 г. Средняя рентабельность по отрасли за 2007 год составила 17%, степень износа основных фондов составила 60%, а загрузка производственных мощностей – 78% [4].

В настоящее время мы являлись свидетелями очевидного оживления отечественной фарминдустрии. Так, например, в 2007 г. компания «Фармстандарт», увеличив объемы продаж на 67%, переместилась с 5 на 2 место в рейтинге фирм-производителей ГЛП по доле аптечных продаж в России, а в 2014 году стала лидером[4].

В последние годы, в отечественном фармсекторе наблюдается активизация процессов поглощения и слияния, так же продолжается рост затрат российских компаний на НИОКР и продвижение продукции. Положительное влияние на это оказывает развитие внутрироссийских продаж, как в объеме продукции, так и в денежном выражении.

Существуют определенные противоречия между тенденциями развития фармрынка Северной Америки, Европы и России. Фармсектор этих стран в отличии от РФ, развивается по пути глобализации с концентрацией капитала в управляющих компаниях на своих территориях и аутсорсингом производств и исследований в других регионах. Вместе с тем США контролируют полную цепочку производства лекарственных средств, важных для биобезопасности страны на своей или контролируемых территориях. В России же на данный момент отсутствуют достаточно крупные фармкомпании, способные определять стратегическое развитие отрасли и выполнять заказы государства по обеспечению лекарственной безопас ности.

Отечественная фармацевтическая отрасль на начало 2008 год была представлена около 350 предприятиями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. При этом более 30% всех выпускаемых в России лекарственных средств в денежном выражении приходилось на долю 10 наиболее крупных заводов [1].

Реальный потенциал потребления лекарственных средств, производимых национальной отраслью, составляет не более 10 – 15% рынка в денежном выражении и не более 50 – 60% – в товарном, что свидетельствует о наличии тенденции к дальнейшему отставанию российской фармацевтической промышленности[8].

В настоящее время российская фармацевтическая промышленность использует около 8 тысяч условных тонн субстанций в год, из которых около 1,7 – 1,9 тысяч условных тонн производят российские предприятия.

На долю высокотехнологичных субстанций, синтез которых включает более 6 стадий, приходится 35% (в том числе 15%, произведенных в РФ) в количественном выражении и 34% (в том числе 5%, произведенных в РФ) в денежном, а доля биотехнологических, соответственно, 39% в денежном выражении, из которых в РФ производится всего 2%[6].

Образующийся дефицит закрывается импортом субстанций, при этом основными странами, из которых происходят поставки на российский рынок, являются Китай и Индия (суммарно около 70% от всего импорта субстанций в 2007 году).[8]

Для сравнения, в 1992 году в нашей стране производилось 272 наименования фармацевтических субстанций общим объёмом около 17 тысяч условных тонн, при этом удовлетворение потребности производства ГЛС на внутреннем рынке в разных группах составляло от 70% до 100%; кроме того, значительная часть производимых субстанций экспортировалась в страны СЭВ.

После развала СССР темпы фармацевтического производства резко упали, к примеру, в период с 1992 по 2008 годы объем производства фармацевтических субстанций в Российской Федерации сократился более чем в 20 раз.

При этом необходимо отметить, что субстанции, произведенные в развитых странах по стандартам GMP3, имеют цены, сопоставимые или даже более высокие по сравнению с ценами на субстанции, произведенные в РФ.

Конкурировать российским производителям субстанций приходится в основном с теми производствами из развивающихся стран, которые не имеют GMP-сертификации и которые проводят демпинговую политику.

Российская фармацевтическая отрасль представлена на международных рынках лишь единичными препаратами.

Экспорт готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций из Российской Федерации в 2007 году составил около 6 млрд. рублей, что составляет менее 0,04% общемирового объема продаж фармацевтической продукции[8].

В настоящее время так же остро стоит вопрос о принятии согласованной с ЕС национальной Фармакопеи. Сегодня каждое предприятие использует свои фармакопейные статьи, из – за чего постоянно возникают какие – либо проблемы.