1.1 История развития медицинских информационных систем
История развития Медицинских Информационных Систем (МИС) началась еще в 50-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки, когда на рынке появились универсальные компьютеры многоцелевого назначения. Первым проектом такой информационной системы был MEDINET, разработанный фирмой “General Electric”.
В XIX веке здравоохранение в США представляло собой благотворительную общественную программу помощи больным и нуждающимся людям и состояло из изолированных служб, которые оказывали пациентам эпизодическую, неотложную помощь. Необходимость в обмене информацией между врачами или клиниками была невысокой.
XX век положил начало бурному развитию и расширению отрасли здравоохранения. Благодаря федеральному финансированию и ряду законов населению расширился доступ к медицинскому обслуживанию, а учреждениям гарантировалось достаточное возмещения затрат на медицинские услуги. В течении всего этого периода истории болезни велись в бумажной форме и были ориентированы на нужды конкретного медицинского учреждения.
Однако, благодаря гарантированному и стабильного притоку денежных средств на оказание медицинской помощи, специалисты и учреждения могли развивать новаторские подходы: применять новые лекарственные вещества, передовые хирургические методы, современные приемы диагностики.
Один из таких новаторских подходов стало применение компьютерных технологий в клинической практике. В 70-х годах XX века развитие МИС разделилось на два основных направления. Один из них - наличие одного мощного компьютера (сервера) и терминалов на рабочих станциях, которые включали в себя только монитор и клавиатуру. Другая часть разработок базировалась на создании распределенных систем, которые поддерживали раздельную реализацию специализированных приложений с помощью самостоятельных компьютеров. В обоих направлениях действовал принцип единой базы данных, в которой хранится вся информация о пациентах.
На ранней стадии развития усилия были направлены на развитие больничных информационных систем и программных средств поддержки принятия решений.
Больничные информационные системы (БИС) представляют собой большие автоматизированные базы данных, которые используются для хранения информации медицинского и административного характера. В начале развития, системы были ориентированы на передачу инструкций по оказанию неотложной помощи и получению данных от вспомогательных служб, например, лабораторий или аптек.
Свое дальнейшее развитие БИС получила в 1965 году в больнице Эль-Камино калифорнийского города Маунтин-Вью. При поддержке ракетно-космической компании Локхид была разработана медицинская информационная система Technicon. Первые испытания этой системы были проведены в 1971 году в одном из отделений стационара. На тот момент система обладала возможностью выполнять целый ряд сложных функций, связанных с лечебной, вспомогательной и административной деятельностью. Назначения врачей передавались вспомогательным службам, врачи получали результаты анализов и данные рентгенологических исследований, планировались мероприятия по уходу за больными и велась документация. Согласно официальному заключения система Technicon эффективно поддерживала обработку всей необходимой информации для медицинских сестер, врачей и персонала вспомогательных служб, в том числе службы лечебного питания, медицинской документации, аптеки, лаборатории, рентгенологии, респираторной терапии и канцелярии.
Еще одной такой системой, поддерживающей широкий спектр функций, направленных на обеспечение неотложной помощи, от ввода назначений до ведения клинической документации, стала система HELP, внедренная в больнице Святых последнего дня в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.
Ранние версии системы HELP обеспечивали прикроватный контроль за состоянием больных в отделениях интенсивной терапии, автоматизацию лабораторных исследований и чтение электрокардиограмм. В дальнейшем перечень функций расширился за счет введения дополнительных разделов в истории болезни и внедрения системы поддержки принятия решений.
Системы компьютерной поддержки принятия решений (СППР) применяется для принятия решений по оказанию медицинской помощи пациентам.
В 1999 году были выделены следующие четыре вида поддержки принятия решений:
1. Предупреждение специалистов о возникновении угрожающей ситуации;
2. Критический анализ ранее принятых решений;
3. Предложения по лечебным мерам в ответ на запросы медиков;
4. Ретроспективные обзоры с целью обеспечения контроля за качеством лечения.
В 50-е годы была создана первая программа, предназначенная для диагностики врожденных пороков сердца и носила название Iliad. Это стало первой попыткой помочь медикам в постановке правильного диагноза.
И хотя ранние системы СППР предназначались для поддержки лечения больных, велись работы и по созданию систем, ориентированных на поддержку ухода за больными. Первой такой программой стала система Creighton Online Multiple Modular Expert System, или сокращенно COMMES, разработанная в 70-е годы для помощи медицинским сестрам при составлении планов проведения мероприятий по уходу за больными.
Из-за сложностей в разработке СППР, программы лечения больных и ухода за ними охватывали лишь ограниченную часть общего процесса оказания помощи. Например, помощь в выработке оптимального плана мероприятий. Так же системы СППР не слишком активно применялись из-за того, что их устанавливали на другие компьютере, нежели больничные информационные системы, и предполагалось, что медики должны вводить всю необходимую информацию в обе системы, однако, немногие врачи и медсестры готовы были тратить на это время.
В конце 80-х годов остро встала проблема адекватности принимаемых медиками решений и эффективности лечения. Это послужило стимулом для появления такого направления как анализ исходов лечения. Базой для этих перемен стало объединение медицинских учреждений различных видов в комплексные сети. Вместе с объединением самих учреждений возникла необходимость объединить информационные базы и разрешить к ним совместный доступ.
В докладе Института Медицины, посвященном совершенствованию ведения историй болезни в 1991 году отмечалась появившаяся в сфере здравоохранения тенденция к интеграции, а также значение компьютерного ведения историй болезни для обеспечения новых методов оказания медицинской помощи. В рекомендациях Института медицины также отмечалась необходимость ведения единых, сквозных компьютерных историй болезни, где бы собиралась и обрабатывалась вся медицинская информация о человеке на протяжении его жизни, независимо от того, где он получает лечение.
В отечественной литературе первые сообщения о возможности использования ЭВМ в здравоохранении появились в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. В это время широко известны были работы Н.М. Амосова, Р.М. Баевского, А.А. Вишневского и других. В них обсуждались возможности применения достижений кибернетики и математических методов в клинических, научно-исследовательских и управленческих задачах.
В это же время при крупных научных медицинских центрах были созданы первые лаборатории кибернетики и медицинской статистики. В 1967 году были предприняты первые реализованные на практике шаги в направлении использования вычислительных систем в здравоохранении России (СССР). Была создана межведомственная комиссия «Медицинская кибернетика», которую возглавил Н.М. Амосов. Создавались научно-исследовательские институты для разработки медицинских компьютерных систем, среди которых была и медико-математическая лаборатория Российского НИИ нейрохирургии им. А.Л. Поленова, создавшая компьютерную консультативную систему для больных с различными формами черепно-мозговой травмы. А в лаборатории кибернетики Института хирургии им. А.В. Вишневского АМН СССР была создана система вычислительной диагностики врожденных пороков сердца и магистральных сосудов.
Однако, эти системы не могли быть внедрены в широкую практику, поскольку ЭВМ конца 60-х - начала 70-х годов представляли собой большие комплексы, которые находились в больших помещениях, а так же большого штата обслуживающего персонала.
В 1961 году в лаборатории медицинской кибернетики института хирургии им. А.В. Вишневского была установлена первая в медицинских учреждениях СССР ЭВМ первого поколения «Урал-2». Всего таких ЭВМ в стране было выпущено 139.
В этот же период людьми, способными предвидеть дальнейшее развитие медицинских технологий, создавались и совершенствовались профильные лаборатории в медицинских НИИ и кафедрах ВУЗов.
Решение медицинских задач с помощью ЭВМ осуществлялось и развивалось в трех направлениях:
1. Обработка многочисленной медицинской статистической отчетности;
2. Создание формализованной истории болезни;
3. Создание диагностических систем, помогающих врачу решать сложные диагностические задачи.
Массовое распространение информационных технологий в СССР и зарубежных странах приходится на середину 70-х годов XX века, что связанно с появлением персональных ЭВМ.
Больницы и их отделения получили возможность приобрести собственные компьютеры, для самостоятельной разработки требуемых прикладных систем. В начале 80-х годов XX века этой возможностью пользовались многие крупные лечебные учреждения. Итогом стали разработки плохо тиражируемых и трудно развиваемых систем.
Главным толчком для разработки программного обеспечения нового поколения стало появление в конце 80-х - начале 90-х годов XX века персональных компьютеров. Это давало возможность пользоваться компьютером всем работникам здравоохранения.
Благодаря широкому внедрению персональных компьютеров, ускорился процесс информатизации медицины, появились медицинские информационные системы. Однако, массовое распространение персональных компьютеров повлекло за собой разработку многочисленных автоматизированных рабочих мест диагностов, клиницистов, провизоров, фармацевтов, медицинских регистраторов, статистиков и т.п., которые в дальнейшем попадали на рынок программных средств и предлагались к широкому распространению. В пределах одной больницы были использованы разные, несовместимые между собой автоматизированные системы. Такие АРМы безусловно облегчали работу персонала и отдельных специалистов, но не давали никакого эффекта для учреждения в целом.
В 90-е годы велось широкое обсуждение достоинств интегрированных информационных систем. Их преимущество заключалось в снижении повторяемости и избыточности информации, точности и доступности данных. Такие системы способны облегчить интеллектуальную работу врачей, повысить качество принятия решений в клинической практике.
В настоящее время существуют различные фирмы, производящие МИС, включающие в себя не только АРМ врачей по профилю, но и системы административного и бухгалтерского учета. Среди них наибольшее распространение получили МЕДИАЛОГ, Эверест, Интерин, Барс, Гиппократ, Авицена, Амулет, Дока +, внедренная в больницах Новосибирской области.
Ниже приведено описание некоторых из этих систем. Сводную таблицу по МИС и реализованным в них системам можно посмотреть в приложении А.
- 8.4. Специализированные рабочие места
- Раздел 3. Автоматизированное рабочее место врача. Экспертные системы.
- Автоматизированное рабочее место врача
- Организация автоматизированного рабочего места врача
- 2. Автоматизированное рабочее место (арм) врача
- 119. Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей.
- Врач анестезиолог-реаниматолог
- Раздел 3. Автоматизированное рабочее место врача. Экспертные системы.
- 31. Структурные компоненты и функциональные модули автоматизированных рабочих мест медицинских работников. Классификация автоматизированных рабочих мест сотрудников медицинских организаций.