logo
Детские болезни

Детские болезни На приеме у хирурга

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что самое дорогое в жизни для нас — это наши дети. А самое страшное для родителей — когда с детьми что-то случается. И если речь заходит о необходимости оперировать ребенка, то волнениям, переживаниям, сомнениям, различным проявлениям стресса у родителей нет предела. В такой ситуации часто не только мамы и папы, но также бабушки и дедушки утрачивают самообладание, мечутся, не знают, что делать, обращаются не туда, куда нужно, и в результате часто теряют драгоценное время, что приводит к развитию осложнений изначально не такого уж тяжелого заболевания.

Подобное поведение в большинстве случаев связано с отсутствием представления о заболеваниях, которые могут возникнуть у ребенка. А ничто так не пугает, как неизвестное и непонятное. В этом, конечно, часто виноваты врачи, которые, к сожалению, не всегда имеют возможность доступно и ясно объяснить родителям, что же с ребенком происходит и в чем будет заключаться операция. Отчасти это связано с занятостью врачей, отчасти с тем, что они не придают значения важности подробных разговоров с родителями, и, наконец, порой они разговаривают на специальном медицинском языке, понятном далеко не всем.

В этом разделе мы попытаемся коротко, недостаточно подробно и доступным языком рассказать о том, кто же такие детские хирурги. Чем они занимаются? Какие методы применяют в своей работе? Какие «хирургические» заболевания наиболее часто встречаются у детей? Что из себя эти заболевания представляют? Что должны делать родители при появлении признаков разных заболеваний? Надеемся, что чтение данного раздела уменьшит страх и не всегда оправданные отрицательные эмоции и переживания, овладевающие родителями, когда их ребенку предстоит операция.

В течение длительного периода в прошлом существовало неверное представление о том, что «ребенок — это взрослый в миниатюре». Соответственно считалось, что если у ребенка возникает хирургическое заболевание, требующее оперативного лечения, то операцию прекрасно может сделать хирург, который оперирует взрослых людей. Сейчас уже никому не надо доказывать, что это не так. В нашей стране, как и во всем мире, более полувека тому назад детская (педиатрическая) хирургия выделилась в самостоятельную медицинскую специальность. Ребенок — это не «взрослый в миниатюре». У детей в связи с их постоянным ростом и развитием все процессы в организме, все заболевания протекают не так, как у взрослых. Более того, в детском возрасте могут возникать болезни, которых не бывает у взрослых. И даже если заболевание у ребенка такое же, как у взрослого человека, лечение его часто существенно отличается от лечения, применяемого у взрослых пациентов. Вот почему необходимо, чтобы детей лечили детские, а не «взрослые» хирурги.

В настоящее время во всех крупных детских больницах есть отделения педиатрической хирургии. Такие отделения существуют также в специализированных стационарах: онкологических, кардиологических, нейрохирургических, урологических и т. д. В небольших городах в районных больницах не всегда есть отделения детской хирургии, но в этом случае кто-то из общих («взрослых») хирургов обычно проходит подготовку по детской хирургии, и именно этот врач лечит и оперирует детей с хирургическими заболеваниями.

Детских хирургов готовят практически во всех медицинских вузах страны, в высших учреждениях усовершенствования врачей. Все детские хирурги страны объединены в Российскую Ассоциацию детских хирургов (РАДХ), а эта Ассоциация, в свою очередь, является членом Европейского Союза ассоциаций детских хирургов. В каждом крупном городе существует Общество детских хирургов, на регулярно проводимых заседаниях которого врачи обсуждают все наиболее актуальные и сложные проблемы педиатрической хирургии. Детские хирурги нашей страны постоянно и очень широко контактируют с медиками всего мира, представляя успехи нашей специальности и активно «вбирая в себя» все хорошее, что сделано и достигнуто в детской хирургии в мире.

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

Методы обследования

Само слово «хирург» означает «рукодействие» (греч. cheirurgia, от cheir — рука и ergon — работа, действие), поэтому неудивительно распространенное представление о том, что единственный метод лечения, используемый хирургами, — это операция. Однако операция — это всего лишь часть, разумеется, обычно главная, деятельности врача-хирурга. Прежде чем оперировать любого пациента, его надо обследовать. Кроме того, в настоящее время медицинские технологии сделали огромный скачок в своем развитии, и есть операции, которые делаются без скальпеля, и хирургические заболевания, которые лечатся без оперативного вмешательства.

Какие же основные методы обследования и лечения используются сейчас в детской хирургии? Любой первый контакт детского хирурга с маленьким пациентом и его родителями начинается со сбора анамнеза (греч. anamnesis — воспоминание), когда врач расспрашивает самого ребенка (если он достаточно большой по возрасту и может внятно отвечать на вопросы) и родителей (или других сопровождающих лиц) о том, как началось заболевание, какие были его признаки (симптомы), как болезнь развивалась. Нередко родители не понимают важности такого расспроса для постановки правильного Диагноза и торопят врача, советуя ему скорее приступить к лечению ребенка, особенно если ребенок при этом беспокоится от болей или каких-то других причин. Однако иногда только правильно собранный анамнез позволяет поставить верный диагноз. Поэтому очень важно, чтобы ребенок и родители как можно точнее рассказали все о болезни, четко и подробно отвечая на вопросы врача. Не надо удивляться, если детский хирург будет выяснять историю не только болезни, но и жизни, то есть расспрашивать о самом раннем детстве, включая период новорожденности. Это связано с тем, что некоторые заболевания могут быть врожденными либо их причина кроется в раннем детстве. Поэтому все выясняемые врачом при сборе анамнеза сведения имеют большое значение для постановки правильного диагноза. После сбора анамнеза врач приступает к физикальному обследованию ребенка, или, проще говоря, к осмотру. Не надо при этом удивляться, если, например, при болях в животе врач начнет осмотр с горла, языка и т. д., особенно у маленьких детей. Нередко у ребенка болезнь проявляется симптомами, которые локализуются совсем не там, где расположен «больной» орган.

Почти в 2/3 случаев только тщательный расспрос-сбор анамнеза и осмотр позволяют точно поставить диагноз. Однако в 1/3 случаев требуются дополнительные методы обследования. Так, при подозрении на острый аппендицит врач обязательно должен провести пальцевое исследование прямой кишки, при этом в некоторых случаях ребенку необходимо очистить кишечник с помощью клизмы. При многих заболеваниях требуется лабораторное обследование, чаще всего это анализы крови, мочи, кала. В некоторых более сложных случаях необходимо применить лучевые методы обследования, к которым относятся ультразвуковое исследование (УЗИ), рентгенологическое, компьютерная томография и ядерно-магнитный резонанс. Широко применяется в настоящее время эндоскопическое обследование желудка, двенадцатиперстной кишки — фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) и толстой кишки — фиброколоноскопия (ФКС). В редких случаях приходится применять более сложные специальные методы исследования. Хотелось бы подчеркнуть, что только врач может определить, какие же (кроме сбора анамнеза и физикалыюго обследования, обязательного абсолютно при любых заболеваниях) дополнительные методы обследования следует применить у каждого отдельного пациента, или решить, что в проведении дополнительного обследования нет необходимости. В наше время, когда очень широко распространяются книги и популярные брошюры, к сожалению, не всегда высокого качества, родители пытаются советовать врачам, а иногда даже настаивать на проведении того или иного метода обследования и лечения, при этом особенно часто «требуют» УЗИ или ФГДС. Однако следует помнить, что для проведения абсолютно любого исследования должны быть веские основания или, как их называют врачи, — показания.

Когда маленький пациент полностью обследован и в результате поставлен точный диагноз хирургического заболевания, это еще совсем не означает, что ребенка сразу же будут оперировать. Во-первых, некоторые заболевания требуют хирургического лечения только в определенном возрасте. Во-вторых, в ряде случаев целесообразно сначала провести не хирургическое, а так называемое консервативное лечение и только после этого оперировать ребенка. И, наконец, при некоторых заболеваниях (например, аппендицит, осложненный перитонитом), абсолютно необходимо провести особую предоперационную подготовку, как правило, занимающую несколько часов. Это значительно облегчает как проведение самой операции, так и течение послеоперационного периода.