Введение Предмет и методы анатомии человека
Анатомия человека как часть биологической науки. Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий среды, в том числе и социальной. В отличие от распространенной ранее описательной анатомии, современная наука является функциональной анатомией. Без учета функции невозможно понять строение любого органа.
Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии, эволюционной теории и др. Они имеют значение и для искусства, особенно для художников и скульпторов. В связи с этим можно выделить несколько направлений в анатомии. Так, для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия; для медика-хирурга важна топографическая анатомия, изучающая взаиморасположение органов. Для спортсменов и тренеров, интересующихся физическим развитием человека важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия.
Микроскопическая анатомия изучает тканевую и клеточную организацию органов. Она тесно связана с гистологией – наукой о строении, функции и развитии тканей, и с цитологией – наукой о свето- и электронномикроскопическом строении и развитии клеток.
Анатомия, гистология, цитология и эмбриология человека составляют общую науку о форме, строении и развитии организма – морфологию (от греч. morphe – форма) человека. Она изучает индивидуальную, возрастную, половую и экологическую изменчивость тела человека. В нее входит также антропология – наука о биологии вида Homo sapiens.
Понять особенности структурно-функциональной организации различных систем органов человека, например, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы, можно только исходя из их онто- и филогенетического развития. Онтогенез включает в себя развитие организма в течение всей его жизни: до рождения – пренатальный, и после него – постнатальный периоды. В постнатальном онтогенезе различают периоды детства, юности, зрелости и старения, которые являются предметом изучения возрастной анатомии и физиологии, и геронтологии.
Развитие человека как вида в процессе эволюции, пути преобразования тела человека от ископаемых предков до человека современного типа под воздействием факторов внешней среды изучает раздел антропологии антропогенез.
Анатомические знания являются базовыми для медицинского и биологического образования, они необходимы также педагогам для проведения воспитательной и гигиенической работы в школе.
Методы анатомических исследований. Анатомия использует ряд методов, позволяющих выявлять внешнюю и внутреннюю структурную организацию органов. Выделяют методы описательные, сравнительно-анатомические и экспериментальные. Наиболее старым является метод препарирования или рассечения. От названия этого метода появился термин "анатомия" (от греч. anatomia – рассекаю, расчленяю). С его помощью изготавливаются анатомические макропрепараты (например, мышц или нервов руки и др.).
Метод инъекции или наливки применяется при приготовлении препаратов для выявления и изучения строения полых структур, например, сосудистой системы органа. Его можно применять совместно с методом коррозии, когда орган после наливки полых структур окрашенной массой погружают в кислоту или щелочь для растворения всех остальных тканей. В результате остается только цветной слепок сосудов органа.
Наибольшую ценность представляют методы, позволяющие исследовать строение органов живого человека при различных функциональных состояниях. Таков метод компьютерной томографии. С помощью специального аппарата получают снимки органа, или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости живого человека. Таким образом можно оценить полноценность кровоснабжения или целостность органов (при травмах). Широко используется в медицине метод рентгеноскопии, например, при исследовании костей скелета, органов желудочно-кишечного тракта, почек и т.д.
Микроскопические методы весьма разнообразны. К ним относятся методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, иммугистохимии, радиоавтографии, методы прижизненных исследований клеток и тканей. Эта группа методов подробно описывается в пособиях по гистологии и цитологии.
Все виды морфологических исследований сопровождаются количественной обработкой данных, проводимой с помощью специальных устройств.
Для точного представления о топографии органа или его отдела условно выделяют различные плоскости сечения тела человека (см. Атл.). Так, сагиттальная плоскость (от лат. sagitta –стрела) проходит через середину тела, рассекая его на правую и левую половины. Фронтальная плоскость (от лат./rons – лоб) параллельна плоскости лба и делит тело на брюшную или вентральную (от лат. venter – живот), и спинную, или дорсальную(от лат. dorsum – спина), половины. Третья плоскость – перпендикулярная обеим предыдущим – горизонтальная. Она рассекает тело на поперечные отрезки – сегменты.
В анатомии приняты следующие обозначения: anterior – передний, posterior – задний, inferior – нижний, superior –верхний, dexter – правый, sinister – левый и т.д. Участки органов, обращенные к срединной плоскости называются медиальными, к периферии – латеральными. Положение органов ближе к головному концу тела называется краниальным (cranium – череп) или оральным (or – рот), ближе к заднему концу – каудальным (cauda – хвост). На конечностях ближайшую к туловищу часть называют проксимальной, удаленную от него – дистальной (distantio – расстояние).
Понятия о тканях, органах и системах органов. Ткань – это исторически сложившаяся система одного или нескольких видов (дифферонов) клеток и их производных, объединенная общей структурой, функцией и развитием. Различают четыре морфофункциональные группы тканей: эпителиальные, ткани внутренней среды, мышечную ткань и нервную ткань. Все эти ткани подробно рассматриваются в курсе гистологии.
Объектом анатомических исследований чаще всего являются органы. Орган – это часть тела, которая занимает определенное положение, имеет определенную форму и структуру и выполняет одну или несколько функций. Орган состоит из нескольких тканей, но ведущей является одна. Например в скелетной мышце ведущей является поперечнополосатая мышечная ткань, а также есть соединительная и нервная ткани и кровь в кровеносных сосудах.
Несколько органов, объединенных общей функцией, образуют систему органов. Например, система органов пищеварения, кровообращения и т.д. Иногда несколько систем органов объединяется в аппарат. Например, опорно-двигательный аппарат.
Однако разделение человеческого организма на отделы и части является условным. В живом организме отдельные органы и их системы работают в единстве. Объединяющую роль играют сосудистая (гуморальная) и нервная системы.