logo
старые лекции

Тема 16. Контроль качества медицинских услуг

Цель: Ознакомить с теоретическими положениями контроля качества медицинских услуг, системой контроля качества в здравоохранении, видами стандартов в здравоохранении.

В настоящее время, в сложившихся социально-экономических условиях важнейшей задачей и составной частью государственной социальной политики являются охрана здоровья и обеспечение населения доступной, безопасной и качественной медицинской помощью.

Применительно к здравоохранению в международной практике принято определение качества медицинской помощи (КМП) как совокупности характеристик, подтверждающих соответствие оказания медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Под качеством медицинской помощи понимают также содержание взаимодействия врача и пациента, основанного на квалификации профессионала, т.е. на способности врача оказать больному наиболее целесообразную и эффективную медицинскую помощь.

Согласно рекомендациям рабочей группы по обеспечению качества Европейского регионального бюро ВОЗ, деятельность по контролю и обеспечению КМП должна осуществляться с учетом 4 функций: профессиональных- выполнение технологий лечебно-диагностического процесса,риска для пациента, оптимальности использования ресурсов, удовлетворенности пациента.

Качество медицинской помощи можно определить как оценку медицинской деятельности по отношению к больному с 4 позиций: 1) доступности медицинской помощи; 2) безопасности медицинской помощи; 3) оптимальности медицинской помощи; 4) удовлетворенности пациента.

Ключевые критерии качества медицинской помощи: 1) эффективная и своевременная помощь, 2) эффективное использование ресурсов, 3) удовлетворение потребностей пациентов и 4) результативность лечения.

Выделяют 3 компонента качества медицинской помощи и соответственно 3 подхода к обеспечению и оценке качества (триада Донабедиана):

- структурное качество (структурный подход);

- качество технологии (процессуальный подход);

- качество результата (результативный подход).

Структурное качество - это компонент качества медицинской помощи, описывающий условия ее оказания. В понятие «условия» включаются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, рациональность использования оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и пополнение расходных материалов и т.д. Структурное качество может определяться как по отношению к медицинскому учреждению в целом, с его материально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией работы, сервисными условиями (в этом случае говорят о возможностях ЛПО оказывать медицинские услуги должного уровня), так и к каждому медицинскому работнику в отдельности. В последнем случае оцениваются его профессиональные качества, т.е. сумма умений, знаний, навыков выполнения конкретных лечебно-диагностических манипуляций.

Качество технологии - это компонент медицинской помощи, описывающий, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален. Важный принцип, лежащей в основе процессуального подхода к системе обеспечения качества, - это создание таких условий, когда ошибка конкретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не приводит к ухудшению результатов медицинской помощи.

Качество результата - это компонент качества медицинской помощи, описывающий отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми). В зависимости от оцениваемого объекта под планируемыми результатами можно понимать: 1) динамику состояния здоровья конкретного пациента; 2) результаты лечения всех больных в ЛПО за отчетный период; 3) состояние здоровья населения территории.

Участники системы контроля качества медицинской помощи:

- контроль со стороны производителя медицинских услуг (внутренний контроль качества);

- контроль со стороны потребителя медицинских услуг (потребительский контроль качества);

- контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг (внешний контроль качества).

В настоящее время используется более десятка различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помощи. Основными средствами контроля следует признать: 1) медицинские стандарты; 2) показатели деятельности ЛПО; 3) экспертную оценку.

Стандарты — это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.

Стандартизация в здравоохранении - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении». Таким образом, целью стандартизации является создание нормативного обеспечения системы контроля за соблюдением требований норматив­ных документов по стандартизации в здравоохранении при управлении качеством и обеспечении доступности медицинской помощи населению.

Следует выделять следующие виды медицинских стандартов:

1. По административно-территориальному делению: международные, национальные/государственные, территориальные и локальные/корпоративные.

2. По объектам стандартизации: структурно-организационные, профессиональные, технологические (медико-экономические).

3. По механизму использования: простые, групповые.

Состояние системы обеспечения качества медицинских услуг в РК.

Экономические преобразования в Республике Казахстан, проводимая государством политика разграничения уровней управления, высокие темпы развития медицинской науки диктуют необходимость нового подхода к проблеме управления качеством медицинской помощи с учетом международного опыта.

Для реализации задач по управлению качеством медицинской помощи постановлением Правительством РК от 15 декабря 2005 года № 1327 в структуре Министерства здравоохранения Республики Казахстан создан государственный орган - Комитет по контролю качества медицинских услуг (далее - Комитет). Миссией Комитета по контролю за качеством медицинских услуг является обеспечение гарантий населению в получении безопасной, доступной и качественной медицинской помощи. Деятельность Комитета направлена на обеспечение государственного контроля за качеством предоставляемой медицинской помощи в республике, соблюдением стандартов в области здравоохранения, принятие мер по улучшению медицинской помощи.

Все функции Комитета можно условно разделить на две категории: контрольно-разрешительные и реализационные. Контрольные функции включают:

1) контроль объема и качества оказываемой медицинской помощи в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения;

2) определение соответствия оказываемых видов медицинской помощи имеющейся лицензии;

3) контроль соответствия уровня квалификации медицинских работников требованиям отраслевых нормативов, укомплектованности медицинских организаций медицинским оборудованием, изделиями медицинского назначения установленным нормативам;

Объектами контроля являются физические и юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и географического месторасположения. Вертикальная структура Комитета, наличие сети территориальных подразделений позволяет осуществлять эффективный контроль качества медицинских услуг на всех уровнях медицинской помощи, начиная с медицинских пунктов и заканчивая научно-исследовательскими институтами.

Функциями по реализации государственной политики в области контроля за качеством и полнотой оказываемых медицинских услуг относятся:

1) формирование банка данных из числа специалистов соответствующих профилей для привлечения к независимой экспертизе;

2) осуществление аккредитации юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, занимающихся медицинской деятельностью;

3) проведение лицензирования медицинской и врачебной деятельности, а также лечения методами народной медицины;

4) проведение аттестации на профессиональную компетентность руководителей местных органов государственного управления здравоохранением и руководителей государственных организаций здравоохранения;

5) присвоение высшей и первой квалификационной категории медицинским работникам, за исключением работников санитарно-гигиенических, противоэпидемических организаций;

6) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи и медицинских услуг, рассмотрение жалоб граждан по указанным вопросам.

Контроль за качеством медицинской помощивключает в себя экспертизу качества и контроль объемов медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями. Экспертиза качества в медицинских организациях осуществляется выборочно, а в отдельных случаях (летальный исход заболевания, внутрибольничные инфекции, осложнения лечения, выявление запущенных случаев онкологических заболеваний, туберкулеза и другие) проводится обязательная экспертиза. Основой экспертизы качества медицинских услуг является оценка соответствия лечебно-диагностических мероприятий медицинским стандартам (протоколам) диагностики и лечения, обоснованности и своевременности назначения диагностических исследований и лечения.

Контроль выполнения объемов медицинской помощи проводится путем анализа предъявленных к оплате счетов-реестров медицинских организаций. По результатам проводимого контроля принимаются меры экономического воздействия на ЛПО, финансируемые на средства бюджета. В целях оптимизации деятельности ведомств министерства, осуществляющих контрольные функции по отношению к субъектам здравоохранения, сокращения количества проверок и исключения дублирования контрольных функций приказом Министра здравоохранения утвержден порядок проведения совместных проверок медицинских организаций специалистами Комитетов фармации, по контролю за качеством медицинских услуг и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Контроль соответствия уровня квалификации медицинских работников.

Одним из направлений деятельности Комитета является проведение аттестации руководителей организаций здравоохранения и присвоение высшей и первой квалификационной категории медицинским работникам. Для осуществления данного вида деятельности созданы специализированные комиссии по проведению экзамена в области здравоохранения на присвоение квалификационной категории и утвержден их состав. С целью географической приближенности к претендентам комиссии по присвоению первой квалификационной категории специалистам с высшим медицинским образованием организуются на базе высших медицинских учебных заведений, комиссии по присвоению высшей и первой категории специалистам со средним медицинским образованием - на базе государственных медицинских колледжей.

Лицензирование медицинской деятельности является одним из базовых компонентов системы управления качеством в области здравоохранения и представляет собой функцию государственного органа по выдаче физическому или юридическому лицу разрешения на занятие медицинской, врачебной деятельностью. Вместе с тем, лицензирование - это процесс определения соответствия субъекта здравоохранения минимальным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Территориальные подразделения Комитета осуществляют лицензирование отдельных видов медицинской помощи: акушерства, гинекологии, неонатологии, фтизиатрии, наркологической экспертизы, иммунологии, венерологии, педиатрии, наркологии, народной медицины. В компетенцию Комитета входит осуществление лицензирования республиканских организаций, физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, организаций, деятельность которых распространяется за пределы соответствующей административно-территориальной единицы (области). Местные исполнительные органы (областные департаменты здравоохранения) осуществляют лицензирование остальных видов медицинской деятельности, за исключением республиканских организаций, физических лиц, занимающимися частной медицинской практикой, организаций, деятельность которых распространяется за пределы соответствующей административно-территориальной единицы (области), и акушерства, гинекологии, неонатологии, фтизиатрии, наркологической экспертизы, иммунологии, венерологии, педиатрии, наркологии.

Лицензирование и аккредитацияв области здравоохранения – две программы, направленные на повышение качества, при этом основными составляющими обеих программ служат внешняя оценка и установленные стандарты. Однако аккредитация – это не процесс лицензирования, ее цель – повышение эффективности предоставления медицинских услуг относительно минимального уровня. Аккредитация традиционно подразумевает высокие стандарты и является добровольной, тогда как лицензирование предъявляет минимальные требования к поставщику медицинских услуг и производится в обязательном порядке. Основная задача аккредитации – стимулирование медицинских организаций к улучшению показателей качества оказания медицинской помощи населению. Результатом создания эффективной системы аккредитации в отрасли станут укрепление доверия населения к системе здравоохранения и медицинским работникам, снижение затрат здравоохранения за счет повышения эффективности медицинских услуг.

В республике Казахстан в настоящее время создается система независимой экспертизы, которая проводится независимыми экспертами из числа представителей различных профилей, в т.ч. неправительственных организаций. Независимые эксперты широко привлекаются к экспертизе качества медицинских услуг, аккредитации организаций здравоохранения, аттестации медицинских кадров и другим контрольно-разрешительным процедурам государственного органа.

В целях защиты прав пациентов и обеспечения прозрачности лечебного процесса в будущем предполагается создание общественных комиссийна всех уровнях здравоохранения (в ЛПО, при департаментах здравоохранения, при министерстве здравоохранения), в состав которых войдут пациенты и их представители, клиницисты, руководители организаций, сотрудники страховых компаний, представители профессиональных ассоциаций.

Иллюстративный материал:10 слайдов в программе «РowerPoint».

Литература:

1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.

2. Девятко В.Н., Куралбаев Б.С., Захаров И.С., Исаев Д.С., Чен А.Н. Ключевые аспекты развития региональных программ общественного здравоохранения. – Алматы, 2004. – 342 с.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 3. Экономика и управление здравоохранением. – М.:Медицина, 2003. – 392 с.

4. Муминов Т.А., Камалиев Т.А. Анализ здравоохранения с позиций социального маркетинга.- Алматы, 2003.- 170 с.

5. Отношение населения к своему здоровью и системе здравоохранения: результаты социологического исследования / под ред. Г.Нокиной, В.Гуревич. – Алматы: «Фонд XXI век», 2002. – 220 с.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение качества медицинской помощи.

2. Перечислите 3 компонента качества медицинской помощи.

3. Дайте определение стандартизации в здравоохранении.

4. В чем отличие аккредитации и лицензирования?

5. Перечислите элементы контроля за качеством медицинской помощи.