Гигиенические аспекты возрастной периодизации детей и подростков.
Биологические факторы роста и развития ребенка заложены природой в самом организме, а социально-бытовые условия их шлифуют, корректируют. Скачкообразность роста и развития известны в гигиене как периоды «вытягивания», «округления». «Вытягивание» идет в период полового созревания, сменяется «округлением» в годы юношества и окончания роста до 18 - 20 лет. «Гадкие» утята превращаются в «прекрасных лебедей», статных, рельефных молодых людей с более координированными движениями и степенными.
Передатчиком наследственной структуры является ДНК. Митохондрии клеток выполняют разнообразные функции, в т. ч. в них синтезируется АТФ, обладающая большим запасом энергии, в связи с этим митохондрии называют «силовыми» или «энергетическими станциями клеток». Энергия митохондрий используется клетками растущего организма для всех физиологических функций, исполнения работы.
Весь этап созревания эмбриона, плода, человека разделяют на несколько возрастных хронологических, паспортных периодов. В эти возрастные периоды процессы роста, развития и функциональные возможности организма одинаковы. Каждый возрастной период завершает определенный качественный и количественный этап накопления и достижения готовности к определенной деятельности, ее реализации. Возрастная периодизация объединяет детей и подростков по биологическому и социальному статусу: воспитанию, учебе, умственной и физической нагрузке, питанию, формированию всех видов здоровья.
Первый пренатальный период настолько важен, что он подразделяется по дням, неделям, месяцам. Всего 40 недель (10 лунных месяцев):
эмбриональный - до 8 недель;
переходный - до 16 недель;
плодный (фетальный) - до 40 недель.
Второй период, постнатальный включает в себя:
период новорожденности (неонатальный) - до 10 дней;
грудной - до 1 года;
ранний детский, преддошкольный - до 3 лет;
первое детство, дошкольный - 3 - 5 лет.
Школьный подразделяется на:
второе детство, младший школьный возраст - 6 - 11 лет;
подростковый возраст, средний школьный - 12 - 15 лет;
юношеский, старший школьный возраст - 16 - 18 лет
Возрастная периодизация необходима для обоснования системы охраны здоровья и развития физических, психических и нравственных возможностей детей и подростков, приемов их обучения и воспитания. Календарный, хронологический, паспортный возраст не всегда соответствует их биологической зрелости, разница может составлять 5 лет. Причинами отставания в развитии индивидуума - ретардация-замедление могут быть факторы питания, движения, социальные и экологические. Ускоренное развитие может быть как в онтогенезе, так и по отношению к прошлым поколениям. Если ускорение биологического развития идет по отношению к прошлым столетиям - это обозначают термином – акселерация. Если ускорение идет по отношению к однородной группе, то это обозначают «секулярный тренд». В ХХ веке зафиксированы показатели акселерации во всех возрастных группах. Так, масса тела новорожденных увеличилась на 100-300 гр., длина тела на 1,5 см. Удвоение веса происходит не к 6 мес., а к 4-5 месяцам. На год раньше завершается смена молочных зубов и т.д.
Существует несколько гипотез данного явления:
Физико-химические гипотезы, согласно которым считается, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечной, радиоактивной и электромагнитной радиации.
Алиментарно-пищевая гипотеза – нутритивная – улучшение питания, увеличение потребления жиров, белков, витаминов особенно В6 и В12, которые стимулируют рост и развитие.
Успехи медицины, развитие профилактического направления в педиатрии.
Изменение социально-бытовых и религиозных факторов, стирание границ между нациями и государствами, заключение межнациональных браков. Все это, несомненно, сказывается на изменении наследственности и ускорении роста и развития.
Гипотеза урбанизации – увеличение раздражающего влияния окружающей среды, темпа городской жизни на нервную систему, а также кино, радио, телевидение, видео, компьютер, интернет и т.д.
Данный процесс - акселерации, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Психические функции и физические качества не всегда идут в гармонии, больше стала разбросанность данных в одних и тех же группах детей, подростков. Причем, эта разбросанность довольно большая, на несколько порядков величин - сигмы. Соответственно этому растет заболеваемость среди детей, подростков болезнями органов дыхания, кровообращения, пищеварения, больше стало деформацией опорно-двигательного аппарата, отмечается рост смертности и рождение неполноценных умственно и физически детей. Больше стало аллергических заболеваний, аутоиммунных, ревматизма и т.д. Все это ставит перед гигиеной, школьной гигиеной, педиатрией, образованием новые задачи - о сроках начала обучения в школе, о продолжительности уроков, учебы в школе, о росте детей и размерах учебного оборудования, одежды, обуви и т.д.
Для получения ответов на эти вопросы необходимо постоянно изучать рост и развитие детей и подростков, систематизировать полученные данные, вносить предложения по проведению санитарно-гигиенических мероприятий по укреплению здоровья подрастающего поколения, сохранению здорового генофонда нации.
У детей младшего школьного возраста костная система отличается недостаточной твердостью из-за преобладания в ней, в ее составе органических веществ по отношению к минеральным - кальция, фосфора, магния. С этим может быть связано изменение формы скелета при статических нагрузках, при неправильных положениях тела стоя, сидя, при длительных вынужденных позах. Процесс окостенения кистей рук заканчивается к 10-13 годам, что необходимо учитывать при нагрузках на кисти – письмо, физические нагрузки – отжимания, упоры, висы и т.д.
Костная система в длину опережает развитие мышечной массы. Мышечная масса начинает усиленно развиваться примерно с 10-11 лет (округление). Но увеличение мышечной массы и ее силы идет не одновременно. Мышцы туловища - спины, плеча, бедра растут быстрее, чем развитие мелких мышечных групп, например кистей и стопы. Это затрудняет выполнение определенных физических упражнений, плохая координация и устойчивость. В силу этого для детей больше подходит динамическая работа и не очень продолжительная по 10-15 мин.
Развитие моторики тесно связано с развитием ЦНС. В этой возрастной группе недостаточно развиты координационные механизмы в коре головного мозга. В этот период отмечается неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Поэтому надо дозировать эмоциональность занятий. Этим объясняется и неустойчивость внимания, быстрое наступление утомления, которое ребенок не замечает в силу своей эмоциональности. Все это необходимо учитывать при организации как умственной, так и физической работы, строго нормировать продолжительность, характер и величину нагрузок, обязательно предусматривать переключения и микропаузы.
Средний школьный возраст - костная система имеет уже такую же структуру, как и у взрослых людей, но процесс ее роста, развития, дифференциации продолжается. Окостенение позвоночника и прикрепления реберных дуг еще не завершено, поэтому сохраняется опасность деформацией грудной клетки и позвоночника при больших статистических нагрузках, неправильной посадке и поднятии, ношении тяжестей - сумок. В результате частого давления на грудь при опоре о парту, край стола за выполнением чтения, письма возможно искривление и формы грудной клетки с последующим нарушением нормальной деятельности функции легких, сердца, пищевода, крупных сосудов. Неполное окостенение и сращение костей таза может привести к их смещению при прыжках с высоты, жестком приземлении - прыжки, например, в длину, в высоту. А в дальнейшем эти смещения закрепляются сращением и форма таза меняется, что может сказаться на детородной функции у девочек. Учитывая эти особенности – незавершенности окостенения - необходимо строить план урока физической культуры, тренировки, внимание уделять осанке, правильной постановки стоп, правильной посадке и т.д., чтобы способствовать укреплению костной ткани и формированию правильной осанки.
Мышечная масса характеризуется как усилением роста, так и приростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность детей к выполнению упражнений c усилием, сопротивлением; увеличивается время продолжения работы, совершенной становится и координация движений, увеличивается устойчивость. Но перегружать такими упражнениями еще не следует, лучше применять скоростные, динамические с переключением на статику. В этом возрасте начинается и период полового развития, созревания. В начальном периоде преобладает возбудимость нервной системы, неустойчивость психической сферы, поэтому плохо идет приспособление к физическим нагрузкам и затягивается восстановительный период или он протекает волнообразно. В связи с этим в этой возрастной группе необходим индивидуальный подход, особенно при начале занятий спортом. Правильно подобранная дозировка физических упражнений по структуре, силе, времени будет способствовать нормализации обостренных реакций, неустойчивости психо-эмоциональной среды, лучшему приспособлению и функциональных систем организма, в частности кровообращения, дыхания, пищеварения.
В старшем школьном возрасте формирование костной и мышечной систем завершается, отмечается усиленный рост тела в длину, значительное прибавление в весе, наибольший прирост силы кисти, становой. Совершенствуется точность и координация движений вообще и мелких движений в частности. Показатели физического развития приближаются к таковым взрослых людей. В этом возрасте доступна любая специализация в спорте.
Завершается рост и функциональное развитие головного мозга, дифференциация его функций. Становятся возможными более тонкие и сложные движения, принятие быстрых решений в момент игры, уравновешиваюся процессы возбуждения и торможения, а следовательно, включение в работу и восстановление.
Кроме особенной костно-мышечной и нервной систем необходимо учитывать особенности и всех других функциональных систем, в том числе, тактильной чувствительности, кардиореспираторной, обменной и т.д.
- Лекция № 18 по общей гигиене
- Введение. Актуальность проблем
- Предмет изучения, цели, задачи медицины детей и подростков
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.
- Гигиенические аспекты возрастной периодизации детей и подростков.
- Организация медицинских осмотров детей и подростков. Определение степени готовности к школе.
- Медицинские критерии.
- Психофизиологические критерии (оценка физической зрелости).