Предмет изучения, цели, задачи медицины детей и подростков
Определение понятия медицина детей и подростков - это наука о закономерностях роста и развития организма в филогенезе и онтогенезе; определение доли основных его компонентов в этом процессе; о методах и путях гигиенического регулирования здоровья подрастающего поколения при одновременном сочетании всего комплекса мероприятий с учебно-образовательных воспитательным процессом в различного уровня дошкольных, общеобразовательных учреждениях, средних специальных учебных заведениях.
Гигиена детей и подростков наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Это специальный раздел в гигиене, который тесно связан с вопросами общей гигиены, изучает взаимодействие растущего, развивающегося организма с окружающей средой.
Школьная гигиена также одно из направлений общей гигиены изучает влияние учебной нагрузки, вынужденной позы при чтении и письме, школьной мебели и обстановки на рост, развитие, состояние здоровья школьников разных возрастных групп и уровня здоровья.
Медицина детей и подростков охватывает широкий аспект вопросов: от профилактического, оздоровительного, корригирующего направления роста и развития организма до содействия ему в этом санитарно-гигиеническими методами информации.
Особенность этой возрастной категории населения определяется ежедневным, ежечасным изменением гормонального статуса с непрерывным ростом и развитием, большой пластичностью в дифференциации клеток и тканей, их зрелостью, уровнем функционирования систем организма.
Это тот благодатный возрастной период, когда возможно целенаправленное управление психическим, физическим, нравственным потенциалом нового поколения. Будущее находится в руках действующего поколения: архитекторов, строителей, медиков, педагогов, представителей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Они формируют санитарно-гигиенические условия пребывания детей и подростков, качество питания, защитной одежды и обуви, тяжести и напряженности процесса обучения и воспитания, оздоровления и лечения. Стройная система общегосударственных мероприятий должна сочетаться с общественными и не менее важными индивидуальными мероприятиями.
Предмет изучения - образовательный процесс. Объект изучения - организм детей и подростков.
Цель изучения – совершенствование системы учебно-образовательного воспитательного процесса, содействие гармоничному развитию детей и подростков.
В современной школе три основных медицинские, санитарно-гигиенические проблемы: осанка, зрение, питание.
История развития гигиены детей и подростков тесно связана с историей развития гигиены, методы изучения едины, нормы и правила однотипны. Изучения и наблюдения проводятся как в натурных условиях, так и в лабораторно-поликлинических, клинических.
Гигиена детей и подростков тесно связана с психолого-педагогическими науками, педиатрией, социальной гигиеной, эпидемиологией, физической культурой и спортом.
Основная задача гигиены детей и подростков, школьной гигиены - разработка гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение болезней, создание комфортных условий для роста и развития всех функциональных систем растущего организма, укрепление психического и физического здоровья, профилактика деформации опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения, повышение общей работоспособности и успеваемости.
Растущий организм по своим анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям значительно отличается от взрослого, сформированного человека. Дети более чувствительны к неблагоприятным влияниям окружающей среды, в том числе и учебно-производственной обстановке. Их здоровье во многом определяется правильностью сочетания труда и отдыха, цвета и света, движения, вентиляции, освещения, вынужденной позы за партой, рабочим столом.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Республики Беларусь совместно с Министерством образования, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь от 16.11.2000г. № 19 п.12, направили на места от 28.03.2001г. за № 11-14/2594 следующие документы для проведения аттестации учреждений образования на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям.
Паспорт учреждения образования на соответствие санитарным нормам и правилам по результатам аттестации.
Обязательный объем критериев оценки учреждения образования на соответствие СанПиН.
Итоги аттестации необходимо рассмотреть на уровне местных властей и сводный отчет представить в Совет Министров РБ.
В областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья возглавляет службу гигиены детей и подростков Саварина Светлана Александровна.
Совершенствование детского и подросткового здравоохранения есть ключевой момент, важная стратегическая линия, направленность профилактической медицины в вопросах организации первичного контроля состояния здоровья подрастающего поколения.
В обязательный объем критериев оценки учреждения образования входит десять блоков:
Санитарное состояние территории учреждения.
Санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство.
Набор площадей и оборудования помещений.
Световой и воздушно-тепловой режим.
Условия и организация учебно-воспитательного процесса.
Условия и организация физического воспитания.
Санитарное состояние пищеблока.
Организация питания.
Санитарно-противоэпидемический режим.
Организация медицинского обеспечения.
Оценка критериев идет в баллах по каждому блоку. Признается аттестованным учреждение при количестве баллов 740, аттестовано «условно» - количество баллов от 739 до 370 и не аттестовано при меньшем количестве баллов.
При проведении аттестации необходимо руководствоваться СанПиН № 14-31-95 по дошкольным учреждениям, СанПиН № 14-46-96 по общеобразовательным школам и СанПиН № 14-121-99 по ПТ и средним учебным заведениям.
Утверждена также «Карта полицевого учета», которая заполняется на лиц в возрасте от 3 до 17 лет. Эта карта содержит сведения медицинского осмотра, анкетирования родителей и аттестации учреждения и служит источником информации о состоянии здоровья детей и подростков, социальных и биологических факторах риска в семье и образовательном учреждении.
- Лекция № 18 по общей гигиене
- Введение. Актуальность проблем
- Предмет изучения, цели, задачи медицины детей и подростков
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.
- Гигиенические аспекты возрастной периодизации детей и подростков.
- Организация медицинских осмотров детей и подростков. Определение степени готовности к школе.
- Медицинские критерии.
- Психофизиологические критерии (оценка физической зрелости).