logo
Гига / Лекции / Лекция 18 Медицинские последствия загрязнения литосферы

Предмет изучения, цели, задачи медицины детей и подростков

Определение понятия медицина детей и подростков - это наука о закономерностях роста и развития организма в филогенезе и онтогенезе; определение доли основных его компонентов в этом процессе; о методах и путях гигиенического регулирования здоровья подрастающего поколения при одновременном сочетании всего комплекса мероприятий с учебно-образовательных воспитательным процессом в различного уровня дошкольных, общеобразовательных учреждениях, средних специальных учебных заведениях.

Гигиена детей и подростков наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Это специальный раздел в гигиене, который тесно связан с вопросами общей гигиены, изучает взаимодействие растущего, развивающегося организма с окружающей средой.

Школьная гигиена также одно из направлений общей гигиены изучает влияние учебной нагрузки, вынужденной позы при чтении и письме, школьной мебели и обстановки на рост, развитие, состояние здоровья школьников разных возрастных групп и уровня здоровья.

Медицина детей и подростков охватывает широкий аспект вопросов: от профилактического, оздоровительного, корригирующего направления роста и развития организма до содействия ему в этом санитарно-гигиеническими методами информации.

Особенность этой возрастной категории населения определяется ежедневным, ежечасным изменением гормонального статуса с непрерывным ростом и развитием, большой пластичностью в дифференциации клеток и тканей, их зрелостью, уровнем функционирования систем организма.

Это тот благодатный возрастной период, когда возможно целенаправленное управление психическим, физическим, нравственным потенциалом нового поколения. Будущее находится в руках действующего поколения: архитекторов, строителей, медиков, педагогов, представителей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Они формируют санитарно-гигиенические условия пребывания детей и подростков, качество питания, защитной одежды и обуви, тяжести и напряженности процесса обучения и воспитания, оздоровления и лечения. Стройная система общегосударственных мероприятий должна сочетаться с общественными и не менее важными индивидуальными мероприятиями.

Предмет изучения - образовательный процесс. Объект изучения - организм детей и подростков.

Цель изучения – совершенствование системы учебно-образовательного воспитательного процесса, содействие гармоничному развитию детей и подростков.

В современной школе три основных медицинские, санитарно-гигиенические проблемы: осанка, зрение, питание.

История развития гигиены детей и подростков тесно связана с историей развития гигиены, методы изучения едины, нормы и правила однотипны. Изучения и наблюдения проводятся как в натурных условиях, так и в лабораторно-поликлинических, клинических.

Гигиена детей и подростков тесно связана с психолого-педагогическими науками, педиатрией, социальной гигиеной, эпидемиологией, физической культурой и спортом.

Основная задача гигиены детей и подростков, школьной гигиены - разработка гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение болезней, создание комфортных условий для роста и развития всех функциональных систем растущего организма, укрепление психического и физического здоровья, профилактика деформации опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения, повышение общей работоспособности и успеваемости.

Растущий организм по своим анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям значительно отличается от взрослого, сформированного человека. Дети более чувствительны к неблагоприятным влияниям окружающей среды, в том числе и учебно-производственной обстановке. Их здоровье во многом определяется правильностью сочетания труда и отдыха, цвета и света, движения, вентиляции, освещения, вынужденной позы за партой, рабочим столом.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Республики Беларусь совместно с Министерством образования, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь от 16.11.2000г. № 19 п.12, направили на места от 28.03.2001г. за № 11-14/2594 следующие документы для проведения аттестации учреждений образования на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям.

  1. Паспорт учреждения образования на соответствие санитарным нормам и правилам по результатам аттестации.

  2. Обязательный объем критериев оценки учреждения образования на соответствие СанПиН.

Итоги аттестации необходимо рассмотреть на уровне местных властей и сводный отчет представить в Совет Министров РБ.

В областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья возглавляет службу гигиены детей и подростков Саварина Светлана Александровна.

Совершенствование детского и подросткового здравоохранения есть ключевой момент, важная стратегическая линия, направленность профилактической медицины в вопросах организации первичного контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

В обязательный объем критериев оценки учреждения образования входит десять блоков:

  1. Санитарное состояние территории учреждения.

  2. Санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство.

  3. Набор площадей и оборудования помещений.

  4. Световой и воздушно-тепловой режим.

  5. Условия и организация учебно-воспитательного процесса.

  6. Условия и организация физического воспитания.

  7. Санитарное состояние пищеблока.

  8. Организация питания.

  9. Санитарно-противоэпидемический режим.

  10. Организация медицинского обеспечения.

Оценка критериев идет в баллах по каждому блоку. Признается аттестованным учреждение при количестве баллов 740, аттестовано «условно» - количество баллов от 739 до 370 и не аттестовано при меньшем количестве баллов.

При проведении аттестации необходимо руководствоваться СанПиН № 14-31-95 по дошкольным учреждениям, СанПиН № 14-46-96 по общеобразовательным школам и СанПиН № 14-121-99 по ПТ и средним учебным заведениям.

Утверждена также «Карта полицевого учета», которая заполняется на лиц в возрасте от 3 до 17 лет. Эта карта содержит сведения медицинского осмотра, анкетирования родителей и аттестации учреждения и служит источником информации о состоянии здоровья детей и подростков, социальных и биологических факторах риска в семье и образовательном учреждении.