Распространенность кариеса зубов и кровоточивости десен среди российских и иностранных студентов по данным диспансерного наблюдения
Регион | Стоматологическая патология | |
Кариес зубов | Кровоточивость десен | |
Российские студенты | 27,3 (383 чел.) | 7,9 (111 чел.) |
Иностранные студенты | 32,2 (173 чел.) | 9,4 (51 чел.) |
Всего | 28,6 (556 чел.) | 8,3 (162 чел.) |
Значение критерия точный Фишера и его значимость | Фи=-0,049 р=0,031<0,05 | Фи=-0,025 р=0,260>0,05 |
Данные показывают, что болезни пульпы и периапикальных тканей более характерны для студентов из стран Африки, чем для студентов с других континентов (р<0,01), гингивит и болезни пародонта - для студентов из стран Юго-Восточной Азии по сравнению со студентами из России и стран СНГ (р<0,01) и из стран Африки (р<0,05). Взаимосвязь региона происхождения студентов со стоматологическим здоровьем является важной гипотезой для исследования и разработки профилактических рекомендаций. Для этого выделены целевые параметры анализа, приоритетными для которых определены кариес зубов, кровоточивость десен во взаимосвязи с частными и общими регионами проживания студентов. На первом этапе анализа результатов диспансерного наблюдения студенты дифференцированы на 2 группы и 4 подгруппы по распространенности кариеса зубов, кровоточивости десен и региону – российские и иностранные. Представление данных в виде дихотомических групп позволило установить, что распространенность кариеса зубов среди иностранных студентов статистически достоверно выше, чем среди российских студентов – 32,2 на 100 иностранных студентов к 27,3 на 100 российских студентов, соответственно. Распространенность кровоточивости десен среди иностранных студентов составляет 9,4 на 100, а среди российских студентов – 7,9 на 100 без статистически достоверной разницы.
Выделено 3 группы регионов с дифференциацией по уровню распространенности кариеса зубов в 10% интервале (рис. 5). Группа студентов с наибольшей распространенностью кариеса зубов, составившей более 30%, представлена студентами с Ближнего и Среднего Востока (36,3%), Юго-Восточной Азии (35,3%), стран бывшего СССР (35,2%), Европы (31,8%) и Африки (31,5%).
Рис. 5. Распространенность кариеса зубов и кровоточивости десен по регионам
На четвертом этапе получены ранжированные данные по количеству студентов, не имеющих кариеса зубов и кровоточивости десен по регионам мира, т.е. имеющих практически хорошее стоматологическое здоровье студентов. Наибольший удельный вес стоматологически здоровых студентов выявлен среди латиноамериканцев (78%), наименьший – среди студентов с Ближнего и Среднего Востока (48%). Остальные регионы заняли промежуточное положение, в том числе стоматологически здоровых студентов среди россиян 65%, то есть российские студенты нанимают второе место среди после студентов из Латинской Америки по уровню стоматологического здоровья (рис. 6).
Рис. 6. Удельный вес практически здоровых студентов по данным осмотра в отделении стоматологии по регионам
На третьем месте студенты из Африки с долей стоматологически здоровых 63%, затем следуют студенты из стран бывшего СССР, Европы и Юго-Восточной Азии.
Связь кариеса зубов среди студентов с социальными факторами выявлена кластерным методом (рис. 7).
Рис. 7. Дендрограмма, отражающая величину связи наличия кариеса зубов с полом, местом проживания, факультетом обучения и регионом постоянного проживания
Дендрограмма позволяет ранжировать факторы относительно влияния на распространенность кариеса зубов по величине эвклидова расстояния между параметром «кариес» и факторами в следующем порядке: 1) место проживания (30), 2) пол (31), 3) регион происхождения (82), 4) факультет обучения в РУДН (262).
Анализ стоматологического здоровья студентов по факультетам дает основание для планирования оздоровительной работы с профессиональной подосновой. Наибольшая распространенность кариеса выявлена среди студентов филологического факультета (39%), наименьшая – среди студентов института гостиничного бизнеса и туризма (14%). Статистически достоверное отличие распространенности кариеса (χ2=4,17, р=0,041) выявлено между студентами филологического факультета с одной стороны и других учебных подразделений (инженерного, филологического, аграрного, юридического, экономического, экологического и Института мирровой экономики и бизнеса) со среднем уровнем распространенности кариеса 33 ± 4% (для сравнения распространенность кариеса среди обследованных сотрудников РУДН составляет 38%).
Для разработки программ профилактики и совершенствования технологии лечения чрезвычайно важно прогнозировать относительные риски кариеса зубов и кровоточивости десен среди студентов. Относительный риск кариеса для мужчин составил 0,459, для женщин – 0,379. У лиц мужского пола риск кариеса зубов наблюдается в 1,14 раза чаще, чем среди женщин. Отношение шансов возникновения кариеса зубов по полу (мужской/ женский) составляет 1,21.
Приведенные результаты показывают, что структура и динамика заболеваний зубов и факторов их формирующих, в процессе обучения студентов в вузе обусловлены динамикой их привыкания к условиям жизни, образом жизни, отношением к здоровью, факультетом обучения, возрастом, полом и регионом постоянного и временного проживания, частотой обращения за стоматологической помощью и степенью регулярного ухода за зубами, и основанные на оценках уровней информированности, медицинской активности, стоматологической заболеваемости, образа жизни, питания и отношений к здоровью, с учетом выявленных особенностей.
На основании полученных материалов разработаны и внедрены в практику вузовской работы рекомендации студентам, администрации и врачам о путях совершенствования образа жизни, общего и стоматологического здоровья, форм и методов лечебно профилактической помощи студентам и системообразующая модель формирования стиля образа жизни студентов (рис. 8).
Модель формирования стиля как социально-гигиенической психологической категории образа жизни студентов международной вузовской аудитории представляет собой совокупность своеобразных приемов поведения и порядка реализации и формирования образа жизни студентов во взаимосвязи и интеграции четырех приоритетных компонентов: национальных традиций и привычек стран приема и страны принимаемой студентов на обучение; вузовской системы культуры поведения, обучения, воспитания и организации лечебно-профилактической стоматологической помощи. Эффективность функционирования модели зависит от способности внутренней среды вуза интегрировать четыре компонента модели и ориентировать службы обучения, воспитания и медицинской помощи на создание оздоровительно-обучающей среды, мотивирующей на здоровье. В РУДН программно-целевой вектор эффективности модели заключен в программе «Здоровье» с ключевым разделом «Образ жизни студентов и работников».
В заключении приведены ключевые закономерности, полученные результаты исследований образа жизни, состояния зубов, структуры и уровни профилактической стоматологической помощи студентам с позиций оценочных параметров санаций, лечения зубов и трудоемкости работы врачей-стоматологов (У.Е.Т.), эффективность профилактики по снижению заболеваний зубов и потребности в санации.
Выводы
1. Студенты из различных регионов мира, обучающиеся в международно ориентированном вузе, имеют особенности социально-гигиенической характеристики образа жизни, отношения к здоровью, которые отражены в составленном социально-демографическим профиле студента в современных условиях и определяют требования к организации оздоровительной и лечебно-профилактической работы: возрастная группа 20-24 года – 64%; большинство (72%) студентки; четвертая часть студентов (25%) проживают в общежитии; по социальному происхождению родителей 58% студентов отнесли себя к интеллигенции и к служащим, у 18% студентов родителей заняты в бизнесе; 65% студентов не имеют специфических психологических/ физических проблем; почти половина студентов (56%) оценивают свое материальное положение как хорошее (45% из них за счет родительской помощи); 90% оценили свое питание как хорошее и очень хорошее; курят 43% студентов; имеют возможность для полноценного отдыха 63%; постоянно следят за своим здоровьем 20% студентов; регулярно обращаются к врачам-стоматологам и выполняют их рекомендации 15%.
2. Уровень информированности студентов по вопросам здорового образа жизни и требованиям к сохранению здоровья и профилактике заболеваний формирует поведение и медицинскую активность студентов с незначительными региональными, но значимыми половыми, возрастными отличиями и курсом обучения. Наибольшие трудности для студентов связаны с изменившимся условиям климата, особенностями социальной среды, питания и учебного процесса. В начальный период пребывания в Москве студентов чаще беспокоили простудные заболевания (34)%, болезни, связанные с пищеварением, (14)%, болезни зубов – 7% и пр. К значимым факторам формирования стоматологического здоровья студенты относят социально–гигиенические условия (48% опрошенных), нездоровый образ жизни (29%), роль самого индивида (43% студентов) и врачей-стоматологов (14%). За стоматологической помощью чаще одного раза в год обращаются 70% студентов, один раз в два-три года – 18%, годами не обращаются за ней 12% опрошенных.
3. По значению показателя асимптотической значимости ранговый порядок факторов интереса студентов к вопросам профилактики стоматологических заболеваний следующий: курс обучения – 0,024, регион – 0,060, факультет – 0,142, возраст – 0,231, пол – 0,400. Наибольший интерес к вопросам профилактики заболеваний зубов проявляют студенты первого курса (56%); студенты из стран Юго-Восточной Азии (75% от их общего числа) и Африки (56%), Ближнего и Среднего Востока, Восточного Средиземноморья (по 47%). Оценка медицинской стоматологической активности показала, что в 1,4 раза чаще обращаются за стоматологической помощью студенты, характеризующие свое здоровье в целом как хорошее, чем студенты, оценившие свое здоровье как плохое и очень плохое; обращаются к стоматологу сразу после возникновения первых признаков болезни (48%), дожидаются явных клинических признаков болезни и сильной боли – 40%; по завершении лечения 51% респондентов следуют рекомендациям врача-стоматолога лишь частично, выполняют рекомендации врачей полностью – 38%.
4. Питание студентов в целом соответствует гигиеническим требованиям, состав принимаемой пищи характеризуется как разнообразный, но имеет региональные отличия, соотношение индекса массы тела и уровня самооценки знаний о правильном питании дает интегральное представление об оптимальном здоровом образе жизни студентов. Представление о правильном питании формируется в зависимости от курса, факультета и региона происхождения: полагают, что имеют полные знания о правильном питании 63% стран Латинской Америки, из стран Африки – 57%, из стран Азии – 48%. Для половины студентов (51%) изменение питания прошло незаметно для здоровья или не оказало на него влияния, ухудшение самочувствия в связи с питанием отметили 26% студентов, связь заболеваний зубов с неудовлетворительным питанием отметили 21% студентов, большинство студентов (65%) не думают о возможных негативных последствиях и вреде для здоровья в целом и здоровья зубов применения различных диет.
5. По результатам оценки пол, возраст и регион является важной координатой для оценки соматического и стоматологического здоровья студентов. Структура и динамика заболеваний зубов и факторов их формирующих, в процессе обучения студентов в вузе, обусловлены динамикой их привыкания к условиям жизни, образом жизни, отношением к здоровью, факультетом обучения, возрастом, полом и регионом постоянного проживания, частотой обращения за стоматологической помощью и степенью регулярного ухода за зубами. Со статистически достоверной разницей в 1,7 раза чаще с профилактической целью к стоматологу обращались женщины. При этом 70% студентов при обращении за медицинской помощью предъявляли одну жалобу, 17% – две, 13% – три и более. Относительный риск кариеса для мужчин составил 0,459, для женщин – 0,379. Отношение шансов возникновения кариеса зубов по полу (мужской/ женский) составляет 1,21.
6. Доказана эффективность профилактики заболеваний зубов у студентов, снижающая заболеваемость зубов и, как следствие, потребность в санации (р < 0,05). Если численность санированных пациентов в 2004 г. составила 2 825, то в 2008 г. – 4 620. Число вылеченных зубов возросло за 5 лет на 25% - с 6 841 в 2004 году до 8 581 в 2008 году. При этом, число удаленных зубов снизилось с 560 в 2004 г. до 547 в 2008 г. на 2%, что свидетельствует о положительной динамике качества работы врачей – стоматологов и эффективности программы «Здоровье» РУДН.
7. На основании полученных результатов исследования обоснована и разработана модель формирования стиля образа жизни студентов международно ориентированного вуза, которая реализуется на базе программы университета «Здоровье». Модель и рекомендации студентам, администрации университета и врачам поликлиники, определяют пути совершенствования образа жизни, соматического и стоматологического здоровья, форм и методов оздоровительной работы со студентами, с учетом выявленных особенностей.
- Положения, выносимые на защиту
- Обсуждение полученных результатов
- Предпринимаемые студентами действия для укрепления стоматологического и общего здоровья (структура (в %) и частота ответов (на 100 опрошенных)
- Трудности привыкания студентов к новым условиям жизни ( %)
- Значения показателя асимптотической значимости заинтересованности студентов вопросами профилактики стоматологических заболеваний
- Частоты распределения ответов студентов на вопрос о знаниях требований к правильному питанию
- Среди обратившихся за стоматологической помощью студентов лица до 20 лет составили 18% от их общего числа, в возрасте 20-24 лет – 56%, 25-29 лет – 22%, 30 лет и старше – 5%.
- Распространенность кариеса зубов и кровоточивости десен среди российских и иностранных студентов по данным диспансерного наблюдения
- Рекомендации и предложения по следующим направлениям:
- Список научных работ, опубликованных по теме диссертации
- 7.Федотова, н.Н. Анализ распространенности кровоточивости десен среди студентов / Федотова н.Н. // Вестник Российского государственного медицинского университета. Выпуск. №1. –м., 2011. с.413.
- Федотова н.Н.