logo
Федотова+Наталья+Николаевна+Д+462

Обсуждение полученных результатов

Социально – гигиеническая характеристика, условия и образ жизни студентов отражают специфику различных регионов мира и России.

Ввиду постановки задачи по реализации цели исследования был проведен углубленный анализ понятий образ жизни, стиль жизни, адаптация и составляющих компонентов по материалам ученых, которые занимались разработкой этих категорий социальной гигиены, психологии и социологии (академик РАМН Лисицын Ю.П., академик РАМН Агаджанян Н.А., академик РАМН Решетников А.В., чл.-корр. РАМН Полунина Н.В., проф. Гринина О.В., проф. Кича Д.И., проф. Бестужев-Лада И.В. и др. (1980 - 2012 гг.). Образ жизни определяется как устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социально-экономических отношений форм индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Были даны оценки этих категорий применительно к социальному, культурному, экономическому и поведенческому, демографическому разнообразию интернационального сообщества молодых людей в сфере получения образования. Эти категории были установлены как типичные для определения образа жизни студентов по способам, формам и условиям индивидуальной и коллективной жизнедеятельности в университетской среде, происходящих в конкретных социально-экономических отношениях и природно-климатических условиях.

Принята формулировка образа жизни по определению Лисицына Ю.П. «как главного фактора, определяющего здоровье индивида». Основными параметрами образа жизни студентов установлены труд (учеба), быт (в особенности в условиях общежития), возраст, пол, социальное происхождение (родители), деятельность в процессе получения образования, а также поведенческие привычки и отношение к ним по уровню информированности как отечественных студентов, так и иностранных студентов, по общепринятой дифференциации регионов ВОЗ.

Ввиду большого социально-культурного разнообразия студенческого сообщества университета возникла потребность анализа и определения стиля жизни как совокупности типов или форм поведения студентов в региональном рассмотрении, как социально-психологической гигиенической категории, ориентированных на приспособление к непривычным условиям жизни. Как показали данные исследований, корректировка и частичное сохранение стереотипа стиля жизни студентами происходит в способе организация учебного и свободного времени, внеучебного проведения времени, в устройстве быта, в особенности в общежитии, самой манеры поведения, в т.ч. по отношению к здоровью, получения информации, вкусовых, культурных и психологических предпочтений.

При этом, здоровый образ жизни определен по разработкам кафедры «как медицинская, социальная, трудовая и психологическая категория жизнедеятельности, способствующая сохранению, укреплению и восстановлению здоровья индивида в данной социальной общности» (Кича Д.И., Максименко Л.В., Фомина А.В).

Непривычные социальные, климато-географические условия и напряженный режим обучения способны вызвать у иностранных и отечественных студентов как мобилизацию резервов организма и в последующем успешную адаптацию, так и компенсаторное напряжение и перенапряжение всех органов и систем, что может явиться причиной заболеваний различных органов, в том числе зубов.

При выборе своей будущей специальности студенты в большинстве случаев следовали семейным традициям: более половины студентов (58%) отнесли себя к разряду служащих или интеллигенции, 28% – из семей занятых в малом и крупном бизнесе, 9% – из семей рабочих, 5% – из семей, занятых в сфере обслуживания.

Почти половина студентов проживают самостоятельно: 25% – в общежитии, на съемной квартире – 9%, а 11% имеют собственную квартиру, проживают преимущественно по 1-2 чел. Хорошими или очень хорошими считают свои условия проживания 81% студентов, удовлетворительными – 18%, неудовлетворительными – 0,7%. При этом мужчины в 1,8 раза чаще, чем женщины характеризовали условия проживания как удовлетворительные и плохие, а женщины – в 1,2 раза чаще, как хорошие и очень хорошие (р<0,05) (Рис. 2).

Рис. 2. Оценка жилищных условий студентами различных факультетов (в %)

Свое материальное положение более половины опрошенных студентов (56%) характеризуют как хорошее, каждый четвертый (24%) – как удовлетворительное, 16% – как отличное, как плохое и очень плохое – 3% респондентов. Доход студентов включает родительскую помощь – в 45% случаев, стипендию и подработки – в 22% случаев, только стипендию – 15%, различные виды бизнеса – 7% и иные источники дохода – в 12% случаев. Интересны данные того, что предпринимают студенты для укрепления общего и стоматологического здоровья и снижения вредных привычек (табл. 2).

Таблица 2