logo
Физиология зрительного анализатора

Акварельный эффект

Один из экспериментов с иллюзорным цветом показывает, насколько велико значение цвета для восприятия размеров и формы фигуры. При определенных условиях окраска предмета меняется в зависимости от оттенка фона, на котором он рассматривается: он может казаться более контрастным или ассимилироваться.

Ученые обнаружили, что если белая область ограничена двумя контурами различного цвета (причем внутренний светлее наружного), то оттенок внутреннего контура как бы растекается на всю поверхность.

Данную иллюзию называют акварельным эффектом. Было обнаружено, что цвет распространяется, когда оба контура непрерывны, т.е. наружная темная линия выступает как некий барьер, заключающий цвет внутри себя и не дающий ему выйти наружу. Фигура выглядит плотной и слегка приподнятой. Если поменять цвета контуров, тот же участок покажется абсолютно белым и немного утопленным.

Акварельный эффект больше влияет на выделение фигуры из фона, чем такие свойства, как близость, непрерывность, замкнутость, симметрия и др., открытые гештальт- психологами в начале XX в. Заполнение цветом происходит со стороны более светлой линии контура, и именно эта область воспринимается как фигура, а то, что расположено со стороны темного контура, становится фоном. Такая особенность восприятия позволяет преодолеть двусмысленность изображения.

С точки зрения нейрофизиологии акварельную иллюзию можно объяснить тем, что сочетание на белом фоне светлого контура с ограничивающим его более темным стимулирует нейроны, реагирующие либо на границы, которые светлее с внутренней стороны, чем с наружной, либо наоборот, но не те и другие одновременно.