39. Соотносительная роль наследственности и среды в формировании признака. Близнецовый метод изучения генетики человека.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Близнецовый метод заключается в изучении закономерностей наследования признаков в парах одно- и двуяйцевых близнецов. В настоящее время этот метод широко применяют в изучении наследственности и изменчивости у человека для определения соотносительной роли наследственности и среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических. Он позволяет выявить наследственный характер признака, определить пенетрантность аллеля, оценить эффективность действия на организм некоторых внешних факторов (лекарственных препаратов, обучения, воспитания).
Суть метода заключается в сравнении проявления признака в разных группах близнецов при учете сходства или различия их генотипов. Монозиготные близнецы, развивающиеся из одной оплодотворенной яйцеклетки, генетически идентичны, так как имеют 100% общих генов. Поэтому среди монозиготных близнецов наблюдается высокий процент конкордантных пар, в которых признак развивается у обоих близнецов. Сравнение монозиготных близнецов, воспитывающихся в разных условиях постэмбрионального периода, позволяет выявить признаки, в формировании которых существенная роль принадлежит факторам среды. По этим признакам между близнецами наблюдается дискордантность, т.е. различия. Напротив, сохранение сходства между близнецами, несмотря на различия условий их существования, свидетельствует о наследственной обусловленности признака.
Установление соотносительной роли наследственности и среды в развитии различных патологических состояний позволяет врачу правильно оценить ситуацию и проводить профилактические мероприятия при наследственной предрасположенности к заболеванию или осуществлять вспомогательную терапию при его наследственной обусловленности. Трудности близнецового метода связаны, во-первых, с относительно низкой частотой рождения близнецов в популяции (1:86—1:88), что осложняет подбор достаточного количества пар с данным признаком; во-вторых, с идентификацией монозиготности близнецов, что имеет большое значение для получения достоверных выводов.
- 1.Жизнь. Определения жизни. Уровни организации.
- 2. Клетка. Определение. Происхождение. Эволюция клетки.
- 10. Уровни организации генетического материала.
- 11. Химическая природа генетического материала. Строение и функции днк и рнк.
- 12. Принципы записи генетической информации. Генетический код и его свойства.
- 13. Самовоспроизведение генетического материала. Репликация.
- 14. Изменение структуры днк. Последствия изменений, мутации.
- 15. Биологические антимутационные механизмы. Механизмы коррекции изменений днк. Репарация.
- 16. Генный уровень организации генетического материала. Ген, его свойства.
- 17. Множественный аллелизм. Наследование групп крови.
- 18. Взаимодействие аллельных и не аллельных генов.
- 20. Генные мутации. Их механизмы и роль в создании генетического полиморфизма и наследственной патологии.
- 21. Этапы реализации генетической информации. Биосинтез белка.
- 24. Хромосомный уровень организации генетического материала. Химическая и структурная организация хромосом, организация хромосом в ходе митотического цикла.
- 25. Хромосомные мутации, их значение в определении наследственной патологии. Значение цитогенетического метода. Пренатальная диагностика.
- 30. Изменчивость. Классификация форм изменчивости, их характеристика.
- 35. Сцепленный с полом тип наследования. Особенности выявления с помощью генеалогического метода.
- 36. Закономерности соотносительного наследования признаков. Независимое и сцепленное наследование. Комбинативная изменчивость.
- 37. Фенотип и факторы, определяющие его становление. Простые и сложные признаки. Экспрессивность, пенетрантность.
- 38. Роль среды в формировании признаков. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Характеристика модификаций и их биологическое значение.
- 39. Соотносительная роль наследственности и среды в формировании признака. Близнецовый метод изучения генетики человека.
- 40. Генетика пола. Возможные нарушения формирования пола у человека.
- 41. Особенности человека как объекта генетического анализа. Методы изучения генетики человека.
- 42. Медико-генетическое консультирование.
- 43. Онтогенез, определение, типы, периодизация.
- 44. Морфофункциональная организация зрелых половых клеток.
- 45. Общая характеристика и основные клеточные механизмы дробления.
- 46. Дробление у различных представителей хордовый. Особенности дробления у человека и его нарушения.
- 47. Общая характеристика и основные клеточные механизмы гаструляции.
- 48. Общая характеристика периода нейруляции. Дифференцировка зародышевых листков.
- 49. Особенности эмбрионального развития амниот. Образование и функции зародышевых оболочек яйцекладущих и плацентарных амниот.
- 50. Образование провизорных органов и зародышевых оболочек в эмбриогенезе человека. Патология провизорных органов.
- 51. Механизмы онтогенеза на клеточном и надклеточном уровнях. Дифференцировка, детерминация, интеграция и канализация развития.
- 52. Клеточные механизмы развития: пролиферация, миграция, дифференцировка, сортировка, гибель клеток. Генетические механизмы дифференцировки.
- 53. Интегрированность онтогенеза. Механизмы интеграции. Эмбриональная индукция и ее роль в интеграции развития.
- 54. Онтогенез как процесс реализации генетической информации. Гипотеза дифференциальной активности генов. Сущность концепции онтогенеза.
- 56. Старение как этап онтогенеза. Механизмы старения.
- 57. Биологический вид, популяционная структура вида. Характеристика популяции как эволюционирующей единицы. Особенности человеческих популяций.
- 58. Действие элементарных факторов эволюции в природных и человеческих популяциях.
- 59. Эволюционный прогресс: неограниченный, биологический, морфофизиологический. Современная система органического мира.
- 60. Взаимосвязь фило- и онтогенеза. Закон зародышевого сходства к.Бэра. Биогенетический закон Мюллера-Геккеля. Учение а.Н.Северцева о филэмбриогенезах. Анаболия, девиация, архаллаксис.
- 61. Возникновение, преобразование и исчезновение органов в филогенезе. Рудименты и атавизмы, примеры.
- 62. Эволюция скелета Хордовых. Прогрессивные направления эволюции. Примеры филогенетически обусловленных пороков развития осевого скелета.
- 63. Эволюция черепа Позвоночных. Прогрессивные направления эволюции. Примеры врожденных пороков развития у человека.
- 64. Эволюция покровов Хордовых. Прогрессивные направления эволюции покровов. Примеры врожденных пороков развития у человека.
- 65. Эволюция пищеварительной системы Хордовых. Прогрессивные направления эволюции пищеварительной системы. Примеры врожденных пороков развития у человека.
- 66.Эволюция дыхательной системы Хордовых. Прогрессивные направления эволюции дыхательной системы. Примеры врожденных пороков развития у человека.
- 67. Эволюция кровеносной системы Позвоночных. Прогрессивные направления эволюции. Примеры врожденных пороков развития.
- 68. Эволюция почек и нефронов Хордовых. Прогрессивные направления эволюции. Примеры врожденных пороков развития.
- 69. Эволюция мочеполовых протоков. Прогрессивные направления эволюции и примеры врожденных пороков развития.
- 70. Общий план строения Хордовых. Узловые моменты в эволюции Хордовых и Позвоночных.
- 71.Формы биотических связей в природе. Классификация форм паразитизма. Происхождение паразитизма.
- 72. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин. Морфофизиологические адаптации к паразитическому образу жизни.
- 73. Понятие об инвазионных и инфекционных болезнях. Трансмиссивные и природноочаговые заболевания.
- 74. Понятие о жизненном цикле паразитов. Классификация хозяев (основные, промежуточные, резервуарные). Специфические и механические переносчики. Пути проникновения паразитов в организм хозяина.
- 80. Характеристика этапов антропогенеза.
- 81. Расы и расогенез. Экологические адаптивные типы людей.
- 82. Общие закономерности физиологической и репаративной регенерации.