1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) - область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.
Социальная гигиена (СГ) - наука о закономерностях общественного здоровья и здравоохранения. Социальная гигиена = общественное здоровье, социальный = общественный, гигиена = здоровье.
Основная задача социальной гигиены в том, чтобы глубоко изучить влияние на здоровье социальной среды и разработать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния этой среды (Семашко, первый министр Здравоохранения).
Актуальные проблемы, изучаемые современной социальной гигиеной (область практической деятельности ОЗЗ):
1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)
2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения
3) разработка критериев оценки общественного здоровья
4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения
5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ
6) исследование процессов урбанизации
7) изучение экологии человека
8) исследование социальных, экономических и медицинской значимости здравоохранения как общественной системы и разработка рациональных путей ее развития
9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.
10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре
11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения
12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики
13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний (туберкулез, сахарный диабет, СПИД)
14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.
15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования
16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию
17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях
Основные задачи:
а) изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов (экономических, средовых и т.д.)
б) разработка методик и методология изучения здоровья населения. Методика – последовательность приемов собираний данных об изучаемых явлениях. Методология – совокупность методик, методов, подходов к оценке изучаемых явлений.
в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.
г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей
д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.
Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.
Предмет ОЗЗ:
1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды
2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.
Основные методы СГ исследований:
1) исторический - необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее
2) статистический (санитарно-статистический) - позволяет а) количественно измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.
3) методы эксперимента и моделирования - изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы
4) метод экономических исследований - дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот
5) метод экспертных оценок
6) метод социологических исследований - выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье
7) метод системного анализа
8) эпидемиологический метод
9) медико-географический
Уровни изучения здоровья:
а) индивидуальный
б) групповой
в) региональный
г) общественный
История социальной гигиены:
Впервые СГ упоминается в 70-ых г.г. XIX в. в работе Португалова "Вопросы общественной гигиены".
1903 г. - Альфред Гротьян, издает журнал по СГ.
1905 г. - Альфред Гротьян основал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике
1912 г. - Альфред Гротьян начал читать доцентский курс в Берлинском университете.
1918 г. – музей социальной гигиены в Москве, который возглавил Мальков.
1920 г. - музей преобразован в НИИ социальной гигиены.
1920 г. - первая кафедра социальной гигиены в Берлине
1922 г. - кафедра социальной гигиены в Московском универститете
1924 г. - кафедра социальной гигиены на медицинском факультете БГУ
- Ответы на экзаменационные вопросы по общественному здоровью и здравоохранению.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
- 2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
- 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
- 4. Страховая и частная формы здравоохранения.
- 5. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
- 6. Национальные программы профилактики. Роль их в укреплении здоровья населения.
- 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
- 8. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).
- 9. Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требования к лекции, санитарному бюллетеню.
- 10. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
- 11. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
- 12. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения.
- 13. Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
- 14. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика вычисления показателей. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции.
- 15. Специальные показатели рождаемости (показатели фертильности). Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
- 16. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции.
- 17. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень.
- 18. Материнская и перинатальная смертность, основные причины. Показатели, методика вычисления.
- 19. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения в Беларуси.
- 20. Планирование семьи. Определение. Современные проблемы. Медицинские организации и службы планирования семьи в рб.
- 21. Заболеваемость как медико-социальная проблема. Современные тенденции и особенности в Республике Беларусь.
- 22. Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи
- 23. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
- 24. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема. Факторы риска. Направления профилактики. Организация кардиологической помощи.
- 25. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Основные направления профилактики. Организация онкологической помощи.
- 26. Международная статистическая классификация болезней. Принципы построения, порядок пользования. Значение ее в изучении заболеваемости и смертности населения.
- 27. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
- Методика изучения общей и первичной заболеваемости
- Показатели общей и первичной заболеваемости.
- Показатели инфекционной заболеваемости.
- Основные показатели, характеризующие важнейшую неэпидемическую заболеваемость.
- Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
- 4) Заболевания с временной утратой трудоспособности (вопрос 30)
- Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
- 31. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
- 32. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
- Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
- 33. Инвалидность как медико-социальная проблема Определение понятия, показатели. Тенденции инвалидности в Республике Беларусь.
- Тенденции инвалидности в рб.
- 34. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп), определение, содержание, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
- 35. Основные принципы первичной медико-санитарной помощи. Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи.
- 36. Организация медицинской помощи, предоставляемой населению амбулаторно. Основные принципы. Учреждения.
- 37. Организация медицинской помощи в условиях стационара. Учреждения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
- 38. Виды медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, их задачи.
- 39. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи в Республике Беларусь.
- 40. Охрана здоровья женщин и детей в Республике Беларусь. Управление. Медицинские организации.
- 41. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь.
- 42. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
- 43. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы. Организации.
- II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- 45. Медико-социальная экспертиза (мсэ), определение, содержание, основные понятия.
- 46. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
- 47. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы. Служба медицинской реабилитации в Республике Беларусь.
- 48. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
- Основные показатели деятельности поликлиники.
- 49. Участковый принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы участкового врача-терапевта.
- Организация работы участкового терапевта.
- 50. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
- 52. Основные показатели, характеризующие качество и эффективность диспансерного наблюдения. Методика их вычисления.
- 53. Отделение медицинской реабилитации (омр) поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления больных в омр.
- 54. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.
- 55. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими учреждениями. Документация.
- 56. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
- 57. Структура, организация, содержание работы женской консультации. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин. Документация.
- 58. Родильный дом, структура, организация работы, управление. Показатели деятельности родильного дома. Документация.
- 59. Городская больница, ее задачи, структура, основные показатели деятельности. Документация.
- 60. Организация работы приемного отделения больницы. Документация. Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
- Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
- Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
- Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
- Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
- Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- Раздел 6. Работа диагностических отделений.
- 62. Годовой отчет о деятельности стационара (ф. 14), порядок составления, структура. Основные показатели деятельности стационара.
- Раздел 1. Состав больных в стационаре и исходы их лечения
- Раздел 2. Состав больных новорожденных, переведенных в другие стационары в возрасте 0-6 суток и исходы их лечения
- Раздел 3. Коечный фонд и его использование
- Раздел 4. Хирургическая работа стационара
- 63. Отчет о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам (ф. 32), структура. Основные показатели.
- Раздел I. Деятельность женской консультации.
- Раздел II. Родовспоможение в стационаре
- Раздел III. Материнская смертность
- Раздел IV. Сведения о родившихся
- 64. Медико-генетическое консультирование, основные учреждения. Его роль в профилактике перинатальной и младенческой смертности.
- 65. Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.
- 66. Статистическая совокупность. Определение, виды, свойства. Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности.
- 67. Выборочная совокупность, требования, предъявляемые к ней. Принцип и способы формирования выборочной совокупности.
- 68. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков.
- 69. Организация статистического исследования. Характеристика этапов.
- 70. Содержание плана и программы статистического исследования. Виды планов статистического исследования. Программа наблюдения.
- 71. Статистическое наблюдение. Сплошное и несплошное статистическое исследование. Виды несплошного статистического исследования.
- 72. Статистическое наблюдение (сбор материалов). Ошибки статистического наблюдения.
- 73. Статистическая группировка и сводка. Типологическая и вариационная группировка.
- 74. Статистические таблицы, виды, требования к построению.
- 75. Клинико-статистическое исследование. Особенности клинико-статистического исследования.
- 76. Относительные величины, виды, методы расчета. Использование в работе врача. Возможные ошибки в применении относительных величин.
- 77. Интенсивные и экстенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе учреждений здравоохранения.
- 78. Показатели соотношения и наглядности. Методика расчета, единицы измерения, применение в здравоохранении.
- 79. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения
- 80. Средние величины, виды, методика расчета. Применение в работе врача.
- 81. Среднее квадратическое отклонение, методика расчета, применение.
- 82. Ошибка репрезентативности, методика расчета ошибки средней и относительной величины
- 83. Определение доверительных границ средних и относительных величин.
- 1) Для средних величин:
- 2) Для относительных величин:
- 84. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t»
- 85. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
- 86. Динамические ряды, их виды, методы выравнивания. Показатели.