Автомобильная травма.
Автомобильная травма (автотравма)характеризуется определенной совокупностью повреждений.
Для неё характерны:
- как правило, двухстороннее расположение повреждений;
- локализация повреждений на различных уровнях тела;
- сочетание множественных наружных и внутренних повреждений;
- наличие специфичных повреждений, соответствующих форме деталей или частей автомобиля;
- признаки сотрясения тела;
- определенное сочетание всех повреждений, зависящее от вида автомобильной травмы.
В связи с последним в судебно-медицинской практике выделяют следующие виды автотравмы:
- столкновение движущегося автомобиля с человеком,
- переезд колесом движущегося автомобиля,
- травма внутри (в салоне) автомобиля,
- сдавление между автомобилем и другими предметами,
- выпадение из движущегося автомобиля,
- комбинированная автомобильная травма.
При диагностике автомобильной травмы принято исходить из механизма конкретного вида травмы, который рассматривается по фазам. Это позволяет представить возможную совокупность повреждений и на этом основании решать вопрос о виде автотравмы. Рассмотрим алгоритм этого подхода на примере различных видов автомобильной травмы.
Столкновение автомобиля с потерпевшим может происходить фронтально, когда первичный удар наносится передней частью автомобиля, и касательно (тангенциально), когда удар наносится какой-либо выступающей боковой деталью или частью автомобиля.
При фронтальном столкновении автомобиля имеют место 4 фазы:
1) удар бампером, который у легкового автомобиля приходится на уровень голени, а у грузового на уровень бедра; при этом возникают кровоподтеки, ссадины, реже ушибленные раны, переломы в соответствии с динамическим воздействием по механизму сдвига или сгибания (так называемы бампер-перелом), о чем судят по его характеру;
2) удар о части или детали автомобиля при забрасывания тела в сторону автомобиля; при этом возникают повреждения на голове и туловище на стороне, соответствующей месту первичного удара, в виде кровоподтеков ссадин, ушибленных ран, прямых переломов костей скелета, разрывов внутренних органов и повреждений подвешивающего и связочного аппарата внутренних органов (признаки сотрясения тела).
3) отбрасывание и удар о покрытие дороги с образованием комплекса повреждений кожных покровов, мягких тканей, костей скелета и внутренних органов, по своей обширности меньших, чем в первых двух фазах, и локализующихся за счет разворачивания на другой поверхности тела.
4) скольжение по покрытию дороги за счет энергии, сообщенной автомобилем, которое сопровождается образованием характерных ссадин с полосами скольжения. По сравнению с фронтальным, касательное (тангенциальное) столкновение, отличается отсутствием удара бампером. В связи с этим, отсутствуют бамперные повреждения нижних конечностей, но выявляются повреждения образующиеся при следующих трёх фазах.
Переезд колесом движущегося автомобильного транспорта через тело потерпевшего может быть полным и неполным (по типу придавливания), а по направлению движения колеса относительно длинника тела - поперечным, продольным и косым (под углом).
В судебно-медицинской практике наиболее часто встречается полный переезд, в механизме которого выделяют 5 фаз:
1) соударение вращающегося колеса с телом, при котором возникают повреждения от удара и трения колесом;
2) продвижение и перемещение тела колесом, в результате которого образуются повреждения от трения тела по поверхности грунта;
3) накатывание колеса на тело, сопровождающееся формированием так называемого “первичного щипка” и образованием повреждений от сдавления тела между колесом и дорогой;
4) перекатывание колеса через тело, в результате которого от сдавления тела между колесом и дорожным полотном формируются повреждения от сдавления;
5) вторичное продвижение тела колесом по дорожному полотну, в результате которого формируются повреждения от трения.
К характерным признакам переезда относятся: деформация частей тела; повреждения, связанные по механизму с «первичным щипком» (в том числе циркулярная отслойка кожи с образованием обширных «карманов», заполненных кровью); грубые множественные повреждения костей скелета и внутренних органов вплоть до размозжения; отрывы и перемещения внутренних органов; отпечатки рисунка протектора или на одежде и теле в виде грязевых наложений от выступающих участков его (позитивный отпечаток) или на коже в виде кровоподтеков и внутрикожных кровоизлияний, повторяющих его углубленные участки (негативный отпечаток). Следует отметить, что наибольшую диагностическую ценность представляют негативные отпечатки, т.к. позитивный отпечаток может возникать и при других обстоятельствах и, в частности, при простом соприкосновении колеса с одеждой, переносе отпечатка на одежду с поверхности асфальта при падении и т.п.
В связи со сказанным, важное значение имеют особенности повреждений в зависимости от области тела, через которую происходит переезд колесам автомобиля. Так, например, при переезде через голову возникает деформация в поперечном направлении с образованием многооскольчатых переломов черепа, выдавливанием вещества головного мозга по ходу движения колеса, образованием обширных ран на коже. При переезде через грудь обнаруживаются множественные, располагающиеся по нескольким линиям, двухсторонние переломы ребер, переломы остистых отростков позвонков, отломки которых направлены в сторону перемещения колеса, двухсторонние переломы лопаток и т.д. При переезде через живот резко повышается внутрибрюшное давление, что вызывает перемещение внутренних органов, а также возникают обширные размозжения паренхиматозных органов, разрывы кишечника, его отрывы от брыжейки, а перерастяжения кожи приводят к образованию трещин вблизи костных выступов. Переезд через таз сопровождается двухсторонними переломами костей и разрывами сочленений. При переезде через конечности образуются многооскольчатые переломы, обширные гематомы со стороны накатывания, размозженные раны.
Травма внутри (в салоне) автомобиля возможна при столкновении с другим транспортным средством, при опрокидывании и падении автомобиля с высоты, внезапном резком начале движения или резком торможении, столкновении движущегося автомобиля с неподвижными предметами.
Наибольший интерес, как чаще встречающиеся, представляют два варианта травмы - при столкновении с другим транспортным средством и с неподвижной преградой. По механизму они близки и при этом выделяют 2 фазы:
1) соударение тела с внутренними частями автомобиля,
2) сдавление тела сместившимися частями автомобиля.
Тяжесть повреждений зависит от силы соударения, конструктивных особенностей салона и т.п. В момент столкновения тело движется кпереди и кверху, ударяется о приборный щиток, рычаги управления, стекло, стойки и т.п. В результате возникают черепно-мозговая травма, повреждения коленных суставов, диафизов бедренных костей, переломы вертлужной впадины (центральный вывих бедра), а при «хлыстообразных» движениях головы разрывы и вывихи в шейном отделе позвоночника, кольцевидные переломы. Для водителя характерны повреждения от удара о рулевое колесо (дугообразные ссадины и кровоподтеки на груди и животе, переломы грудины, ребер, повреждения внутренних органов), а также травма кистей рук рулевым колесом (вывих первого пальца, разрывы первого межпальцевого промежутка и переломы пястных костей).
Травма при выпадении из движущегося автомобиля происходит в силу инерции при резком торможении или начале движения, а также возникновении центробежных сил при крутом повороте. Основной механизм образования повреждений такой же как и при падении с высоты, однако, более выражены признаки скольжения по покрытию дороги.