logo search
Анализ проблемы предоставления услуг здравоохранения

1.2 Правовые основы органов здравоохранения

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения являются:

- Конституция Российской Федерации, в которой закрепляется право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь Конституция Российской Федерации, ст. 41 п.1. При этом специально оговаривается, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне;

- Федеральный закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в котором устанавливаются правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан;

- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в нем регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

- Федеральный закон от 28 июня 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации;

Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;

Не стоит забывать о Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Помимо федеральных законов о здравоохранении существуют и законы на региональном и местном уровне.

Закон Пермского края от 07.12.2011 № 864-ПК «О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории Пермского края в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», определяющий правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи на территории Пермского края;

Закон Пермского края от 25.12.2012 № 143-ПК «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», в нем устанавливается перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, критерии доступности и качества медицинской помощи;

Решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 222 «Об управлении здравоохранения администрации города Перми», который представлен положением об управлении здравоохранения города Перми.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя располагающиеся на территории муниципального образования лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиеся в муниципальной, государственной или частной собственности, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения. Удельный вес муниципальных учреждений здравоохранения в разных муниципальных образованиях может быть различным.

Как можно было заметить, нормативно-правовой диапазон регулирования сферы здравоохранение очень широк. Таким образом, в Российской Федерации закреплено право граждан на бесплатную медицинскую помощь и создан механизм реализации данного права.