2.1 Гражданский контроль поликлиник
Одним из средств сбора информации о состоянии услуг, предоставляемых органами здравоохранения, является гражданский контроль.
Под гражданским контролем понимается непосредственное и ответственное наблюдение негосударственными некоммерческими организациями и группами граждан за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их учреждений, организаций различной формы собственности.
В нашем случае был проведен общественный контроль деятельности, то есть, как предоставляются услуги поликлиник в городе.
В период с 28 октября по 2 ноября 2013 года был проведен общественный контроль поликлиник города Перми (также были взяты данные об общественном контроле поликлиник в марте 2013 года для сравнения).
Целью контроля является выявление и устранение факторов (барьеров), затрудняющих запись пациентов на приём к врачам пермских поликлиник.
Объект гражданского контроля - муниципальные поликлиники (амбулаторно-поликлинические учреждения) города Перми (кроме детских и стоматологических).
Предмет гражданского контроля - доступность амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и комфортность социально-бытового и информационного обслуживания пациентов.
Выборка - 20 поликлиник (не детские, не стоматологические).
Методика гражданского контроля: «контрольная закупка» услуги «запись на прием к врачу» через «единую систему записи на прием к врачу» (сервисная служба «Запись пациентов на приём», созданная в рамках регионального проекта «Электронная регистратура») по двум вариантам: по единому телефону (8-800-3000-300) и через Интернет-портал «www.k-vrachu.ru». Общественные наблюдатели в индивидуальном порядке пытались записаться к врачу на утро «завтрашнего дня» (если невозможно, то на «ближайшее время»), используя все три варианта записи. Данные, полученные в ходе каждой «контрольной закупки», протоколировались общественным наблюдателем. Если общественному наблюдателю удавалось записаться, он должен был спустя какое-то время отменить свою запись, чтобы не создавать фиктивного спроса.
Критерии качества услуги:
- количество удачных и неудачных попыток записаться через «единую систему записи на прием к врачу»;
- наличие сбоев, социальных, технологических и административных барьеров при оказании услуги «запись к врачу»;
- время, потраченное на «запись к врачу»;
- «срок записи» (промежуток времени между записью и приёмом);
- комфортность для пациентов процедур записи.
Данные контроля представлены в таблицах 2.3.1 - 2.3.4
Таблица 2.3.1 Сравнительные статистические результаты гражданского контроля процедур записи на прием к врачу в поликлиниках города Перми
Показатель |
Март 2013 г. |
Октябрь 2013 г. |
|
Кол-во поликлиник |
29 |
20 |
|
Число наблюдателей |
24 |
31 |
|
Общее количество попыток записи |
95 |
62 |
|
% попыток записей по телефону |
43% |
47% |
|
% попыток записей через портал |
42% |
53% |
|
Кол-во врачей, к которым записывались наблюдатели |
82 |
66 |
|
Из них количество врачей, к которым записались |
59% |
59% (39 записей). |
Из этой таблицы следует, что процент записавшихся наблюдателей к врачу по телефону и через портал увеличился. А значит контроль, прошедший в марте, был успешен. Но только этой таблицы недостаточно для того чтобы сказать что этот контроль имеет только положительные черты.
Во время контроля также были и негативные события - это невозможность записи к врачу.
Таблица 2.3.2 Причины неудачных «контрольных закупок»
Показатель |
Март 2013 г. |
Октябрь 2013 г. |
|
Всего неудачных попыток записи: |
34 |
27 |
|
Из них |
|||
Неполадки на телефонной линии |
21% |
3,7% |
|
Регистрация на портале не удалась |
17,9% |
Все зарегистрировались. |
|
Нет врача в поликлинике |
10,9% |
29% |
|
Необходимо направление терапевта |
7,3% |
7% |
|
Запись только через регистратуру |
7,3% |
7% |
|
Просьба перезвонить позже для записи |
3,6% |
7% |
|
Нет расписания, врач на больничном, приём по живой очереди. |
10,9% |
53,7% |
|
Неудачные попытки записи по телефону |
42% |
59,3% |
|
Неудачные попытки записи через портал |
35% |
40,7% |
В целом наблюдается снижение процента причин неудачных записей, но резко вырос процент, который показывает недостаточность информации на портале. Но также следует сказать что, не смотря на достигнутые технические улучшения, в поликлиниках нет нужных специалистов, то есть существует кадровый кризис.
Таблица 2.3.3 Данные по «срокам записи»
Показатель |
Март 2013 г. |
Октябрь 2013 г. |
|
Количество записей на завтра |
20% |
17% |
|
Из них на утро |
80% |
43% |
|
Количество записей на второй и третий день |
8% |
27% |
|
Количество записей на 4-7 дни |
20% |
15% |
|
Количество записей на период свыше 8 дней |
51% |
41% |
Произошло увеличение доли пациентов, записавшихся на прием, на срок 2-3 дня при одновременном сокращении доли записавшихся на срок более 8 дней.
Таблица 2.3.4 Комфортность процедур записи
Показатель |
Март 2013 г. |
Октябрь 2013 г. |
|
Средний показатель по параметру «Вежливость оператора» |
4,3 |
4 |
|
Средний показатель по параметру «Удобность записи по телефону» |
3,9 |
3,38 |
|
Средний показатель по параметру «Удобность записи на портале» |
4 |
3,87 |
Из таблицы следует, загруженность персонала поликлиник ведет к снижению качества обслуживания.
После проведенного контроля были обнаружены проблемы в области здравоохранения города Перми.
1. Значительный процент технических сбоев при централизованной записи по телефону и через портал «k-vrachu» (на этапе регистрации) в значительной степени обесценивает преимущество дистанционной записи как наиболее оперативной и безбарьерной.
2. Отсутствует чёткий и понятный алгоритм срочной записи к врачу.
3. Во многих случаях проще записаться к врачу непосредственно в регистратуре поликлиники. Из-за недостатка информации пациент теряет время, а нередко и здоровье.
4. Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в здравоохранении.
В итоге:
Единая система записи на приём к врачу, ликвидировав очереди, фактически ввела иные, виртуальные и дистанционные, барьеры на пути пациента к врачу. То есть, очереди стали скапливаться в виртуальном пространстве, и в них человек находится уже не часы, а дни.
«Единая система записи на приём к врачу», с её административными, техническими и временными барьерами, как и прежняя система «живой очереди», является «эффективным механизмом» ограничения доступа к государственной медицинской помощи людей занятых и динамично живущих. Возможно, это неплохо как дополнительная «техническая процедура», способствующая дальнейшему распределению населения между государственной и частной медициной, в конечном счёте, по признаку дохода. С другой стороны, специфические барьеры, создаваемые «единой системой записи» на пути пациента к врачу, при таком подходе выглядят как «плата за бедность», что тоже вряд ли можно считать допустимым.
- Введение
- Глава 1. Основы муниципального здравоохранения
- 1.1 Сущность муниципального здравоохранения
- 1.2 Правовые основы органов здравоохранения
- Глава 2. Анализ проблемы предоставления услуг здравоохранения
- 2.1 Гражданский контроль поликлиник
- 2.2 Пути решения проблемы предоставления услуг здравоохранения
- Заключение
- Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- 2.Главные экономические проблемы российского здравоохранения.
- В предоставлении публичных услуг
- 1.1 Качество медицинской услуги и деятельность учреждений здравоохранения по обеспечению качества медицинской услуги
- Раздел n здравоохранение и предоставление социальных услуг
- Раздел n здравоохранение и предоставление социальных услуг
- Раздел n Здравоохранение и предоставление социальных услуг Подраздел na Здравоохранение и предоставление социальных услуг
- Раздел n Здравоохранение и предоставление социальных услуг Подраздел na Здравоохранение и предоставление социальных услуг
- Предоставление услуг