logo search
НУМЦ лекции здоровый р-к

Лекция № 6 медико-социальные аспекты работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Цель:

Познакомить с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, основами сестринского ухода и воспитания детей раннего и дошкольного возраста

План изложения материала:

  1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей раннего возраста

  2. Правила рационального питания и организации распорядка дня ребенка раннего возраста

  3. Мероприятия по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ

  4. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста

  5. Критерии готовности ребенка к школьному обучению

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

      1. Меры профилактики развития заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста и способы стимуляции физического и нервно-психического развития детей данного возрастного периода

      2. Особенности адаптации детей при поступлении в ДДУ

      3. Критерии выбора оптимального времени для поступления ребенка в школу

Знать:

1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста

2.Принципы формирования у ребенка раннего и дошкольного возраста привычек самоухода, соблюдения гигиены, организации игровой деятельности

3.Роль медсестры в организации рационального питания и распорядка дня ребенка

4.Правила подготовки детей к поступлению в ДДУ и школу

Преддошкольный период (ясельный, малышковый возраст) ограничивается временем от 1 года до 3 лет. Это крайне интересный и важный этап в жизни ребенка, в формировании функциональных особенностей его здоровья и личности.

Темпы физического развития начинают уменьшаться. В среднем масса тела увеличивается при мерно на 2-2,5 кг, а рост на 8-12 см. Типичен внешний вид ребенка ясельного возраста: хорошее развитие подкожно-жирового слоя, короткие конечности, физиологический шейный лордоз, выступающий живот. Активными темпами имеет нервно-психическое развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, хотя координация движений оставляет желать лучшего (функциональная незрелость мозжечка):

- в 1,5 года ребенок бегает, поднимается по лестнице, придерживаясь за перила, перешагивает через препятствия приставными шагами, складывает домик из кубиков, пытается рисовать, сам ест жидкую пищу

- в 2 года спускается по лестнице сам, любит прыгать, лазать, рисует овальные линии, частично снимает и одевает одежду

- в 3 года танцует, собирает мозаику, сам одевается (застегивает пуговицы, шнурует ботинки)

Со второго года жизни ребенок вступает в период, когда он энергично осваивает окружающее пространство. Подражая взрослым, он четко проявляет индивидуальные черты характера, активно вступает в контакт с окружающим миром, взрослыми, детьми, очень любознателен и подвижен. Учитывая плохую координацию движений, еще не развитое абстрактное мышление (плохо представляет себе, что может случиться) и отсутствие жизненного опыта, крайне высок риск травматизации ребенка данного возраста, поэтому в этом периоде ребенка никогда нельзя оставлять одного. Для адекватного физического развития ребенка данного возраста необходима достаточная двигательная активность: регулярные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры (а не сидение в коляске). Игра ребенка преддошкольного возраста носит ярко выраженный предметный характер, в которой находят отражение наблюдаемые действия (кормит куклу, строит ворота), обычно не нуждается в компаньоне для игры (достаточно игрушек).

Каждый ребенок уникален, и в зависимости от типа нервной системы на сон отводится 15-12 часов (днем 2-3 часа). Очень полезны массаж, ЛФК, закаливающие мероприятия.

Развивается как понимание речи – с каждым днем расширяется запас понимаемых слов, так и активная речь. Вначале ребенок пользуется отдельными облегченными словами (говорит на «своем языке»), к концу второго года жизни появляются двухсловные предложения (обычно это существительное и глагол). К третьему году жизни ребенок строит предложения из 3 слов, появляются прилагательные и местоимения, вопросы «когда, где», словарный запас составляет несколько сотен слов. В процессе сенсорного развития учится отличать предметы по форме, величине и цвету (различает 4 основных цвета).

Дыхательная система еще не достигла своего совершенства. Дети довольно часто болеют ЗВДП, бронхитами, что связано и с низким иммунитетом. Отмечается физиологический аденоидит, что при минимальном воспалительном процессе носоглотки приводит к стойкому и длительному нарушению носового дыхания. Частым осложнением ЗВДП является отит. Поэтому особенно важными в преддошкольном возрасте представляются оздоровительные мероприятия (закаливание, массаж, витамино и фитопрофилактика).

Со стороны ЖКТ отмечается снижение потребности в питании и как следствие снижение аппетита, функциональная незрелость пищеварительной системы диктуют необходимые ограничения в питании: исключение в рационе трудноусваиваемых продуктов (грибы, орехи, баранина, гусятина), острых приправ (майонез, кетчуп, горчица), маринадов, жареного, копченого, соленого. Суточная калорийность рациона должна составлять 100 ккал/кг, питание 4-х разовое, на завтрак и ужин должно приходиться 25% от общей калорийности, на обед 35% и на полдник 15%. Очень полезны для оптимального роста и развития ребенка продукты, богатые животным белком (мясо, рыба, молочные продукты – творог, сыр, яйца), жиры в основном должны поступать в виде полиненасыщенных жирных кислот, необходимо достаточное количество свежих овощей и фруктов. А вот легкоусваиваемыми углеводами (кондитерские и хлебобулочные изделия) злоупотреблять не желательно (повышается риск развития обменных нарушений вплоть до сахарного диабета и ожирения, аллергических реакций и кариеса зубов). Очень важно, чтобы питание ребенка было разнообразным, необходимо приучать ребенка к разным блюдам, кусочковой пище (к 2 годам у малыша уже есть 16-20 молочных зубов).

Малыш начинает сознавать, что он – личность, настойчиво стремиться к независимости. Необходимо поощрять желание ребенка помогать взрослым. Прививать необходимые привычки: умываться, чистить зубы и одеваться утром и вечером, мыть руки перед едой и после прогулки, аккуратно кушать, быть опрятным, убирать игрушки и т.д. Стоит предоставлять малышу возможность принимать самостоятельные решения. При этом ребенок должен чувствовать, что его любят и он заслуживает любви. Именно уверенность в этом помогает ему быть эмоционально устойчивым и сохранять это качество вне дома.

Очень важным и ответственным этапом в жизни ребенка является поступление в детский сад. Стресс, который переживает малыш при смене привычной обстановки, распорядка дня и окружения сравним с переживанием космонавта, выходящего на орбиту. Для смягчения периода адаптации ребенка к поступлению в ДДУ рекомендуется как минимум за 2-3 недели приблизить распорядок дня и режим питания ребенка к детсадовскому, расширить круг общения ребенка как со взрослыми, так и с детьми, желательно завести знакомства с детьми из той группы, которую будет посещать малыш. В первые дни посещения детского сада оставлять ребенка на полдня, дать любимую игрушку, пижаму (атрибуты дома). К моменту начала посещения детского сада желательно, чтобы ребенок владел навыками самоухода: сам одевался и раздевался, ел, умел пользоваться горшком, избавился от отрицательных привычек (сосание соски-пустышки, засыпание с укачиванием и пр.).

Перед поступлением в ДДУ ребенок должен быть осмотрен следующими специалистами: невропатолог, хирург, ЛОР-врач, окулист, стоматолог и дерматолог; сдает анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз; делает все необходимые по возрасту прививки. Заключение о возможности посещения ребенком детского сада дает врач-педиатр.

Дети дошкольного возраста – это дети от 3 до 7 лет. В этом периоде жизни ребенка продолжает активно развиваться костно-мышечная система: нарастает масса крупных мышц, развивается скелет, ребенок становится боле гибким, ловким, выносливым. После 5 лет значительно улучшается координация движений, что дает ребенку возможность с хорошими результатами заниматься многими видами спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика), танцами. В возрасте 4-6 лет происходит первое вытяжение, которое приводит к изменению пропорций тела ребенка: вытягиваются конечности, уменьшается подкожно-жировой слой, ребенок как бы визуально худеет, хотя и продолжает активно расти. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов на постоянные.

Заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток ЦНС. Значительно развивается интеллект (абстрактное и ассоциативное мышление, логика), улучшается память, мелкая моторика (ребенок хорошо рисует, лепит, собирает мозаику), большее время может эффективно заниматься умственной работой. Расширяются внешние контакты ребенка, словарный запас составляет в 5 лет более 2000 слов, речь становится более выразительной благодаря использованию прилагательных и деепричастных оборотов. Игра дошкольника постепенно становится ролевой, ассоциативной («дочки-матери», «магазин», «больница»), он уже нуждается в сверстниках для организации активной и интересной деятельности, спешит завести друзей. С 3-хлетнего возраста дети знают о своей половой принадлежности, а в более старшем возрасте, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, предпочтения при выборе игр и занятий. Личность ребенка формируется под воздействием того, как к нему относятся окружающие его люди и в первую очередь родители. Для ребенка дошкольного возраста родители – главные люди не земле, их авторитет вне критики. Очень важно с честью оправдывать, оказываемое ребенком доверие, воспитательные моменты всегда подкреплять личным примером, не забывать говорить о своей любви (даже если ребенком совершен предосудительный проступок). В этом возрасте морально-нравственные взгляды ребенка формирует его семья (то, что сказала мама хорошо), там же приобретаются основные привычки (предпочтения в еде, виде отдыха, распорядок дня). Дети дошкольного возраста уже осознают, что пока очень беспомощны в этом большом мире без помощи взрослых, поэтому очень важно сформировать для ребенка привычный уклад жизни, где события им прогнозируемы (сначала завтрак, потом прогулка, затем игра). Это правило поможет снизить риск невротических расстройств и отклонений в поведении дошкольника, которые часто развиваются в этом возрасте. Для рационального воспитания ребенка помимо личного примера требуется и наказания за плохое поведение. Следует обратить внимание родителей, что для получения воспитательного эффекта необходимо следующее: наказание должно сразу следовать за проступком, сила воздействия должна соответствовать серьезности вины, при наказании ребенка родители должны четко представлять цели наказания (эмоциональная реакция может только ухудшить ситуацию). Физические методы наказания недопустимы, т.к. унижают личность ребенка (возможно детям раннего возраста показать, как может быть больно кошке или братику, когда ребенок делает с ними тоже, что в настоящую минуту испытывает он).

С возрастом ассортимент пищевых продуктов и блюд на столе ребенка значительно расширяется и дошкольник уже питается за общим столом за исключением конченых, жареных, маринованных и острых блюд. Калорийность суточного рациона составляет около 2000 ккал при 4-х разовом питании. Продолжительность ночного сна составляет около 10 часов, дневного около 2 часов.

В дошкольном возрасте ребенок регулярно (не реже 1 раза в год) проходим, профилактический осмотр с участие врачей специалистов, сдает анализы крови и мочи, делает прививки согласно календарю. Данной работой занимается участковая медсестра детской поликлиники, если ребенок не посещает ДДУ или медсестра детского сада. Они же дают ребенку и его родителям рекомендации по проведению закаливания, профилактике инфекционных и соматических заболеваний, витаминотерапии, способах стимуляции физического и нервно-психического развития, рациональном питании

Очень важным моментом является подготовка ребенка к поступлению в школу. 6-8 лет – оптимальный возраст для начала обучения в школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяет медико-педагогическая комиссия. Основными функциональными (физиологическими) критериями готовности организма ребенка к обучению в школе являются:

  1. Соответствие биологического возраста паспортному – рост ребенка в 4-5 коридорах центильной шкалы показателей физического развития; число постоянных зубов в 6 лет не менее 1. В 7 лет – не менее 4-х у мальчиков и 5-ти у девочек

  2. Ребенок хорошо социально адаптирован: знает свою фамилию, имя, отчество, адрес, имена и профессии родителей и т.п.

  3. Речь ребенка выразительная (находит не менее 5 определений любого предмета), без логопедических отклонений (произносит все звуки)

  4. Хорошие показатели теста Керна-Иерасика: рисует человечка с прорисовыванием анатомических деталей ( пальчики, волосы) – абстрактное мышление; аккуратно и читаемо срисовывает фразу «Он ел суп» - мелкая моторика; хорошо развито пространственное восприятие - правильно срисовывает узор из точек

К группе риска по готовности к школьному обучению относятся дети с хроническими заболеваниями, особенно с частыми обострениями в течение года; при наличии функциональных отклонений (логоневроз, нарушение осанки, зрения, сосудистая дистония). Родители должно четко представлять себе, что важны не срок, когда ребенок пойдет в школу, а его успешность как ученика и личность при обучении. Лучше сначала решить имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, повысить качество психофизических показателей, чем долгое время решать возникающие трудности в обучении и бороться с комплексами неполноценности. Порой в течение всей жизни.

Сестринский процесс при вскармливании ребенка первого года жизни

Возможные проблемы ребенка и его родственников:

  1. Дефицит знаний у родственников ребенка о рациональном питании, правильной организации распорядка дня ребенка

  2. Нарушение потребности в двигательной активности из-за редкого пребывания ребенка на свежем воздухе, игровой деятельности

  3. Отставания в физическом развитии ребенка из-за нерационального питания

  4. Дефицит общения, отсутствие развивающих игрушек, времени на предметно-ролевые игры

  5. Дефицит знаний у родственников ребенка о правилах гигиенического ухода за ребенком

  6. Плохие санитарно-гигиенические условия в месте пребывания ребенка

  7. Отсутствие или дефицит воспитания, формирования гигиенических навыков, правил поведения

  8. Дезадаптация при поступлении в ДДУ

  9. Дефицит знаний у родственников ребенка о невозможности оставлять его одного, выпускать из поля своего внимания

  10. Жестокое обращение с ребенком

  11. Отказ от иммунизации ребенка

  12. Не готовность ребенка к школьному обучению

Сестринские вмешательства:

  1. Информировать ребенка и его родственников о рациональном питании, организации правильного по возрасту распорядка дня, игровой деятельности, правилах проведения закаливающих мероприятий

  2. Информировать родственников ребенка о правилах формирования навыков личной гигиены, самоухода, воспитательных моментах

  3. Информировать родственников ребенка о принципах создания безопасной для него среды

  4. Организация подготовки ребенка к поступлению в ДДУ

  5. Рекомендации родителям ребенка по подготовке его к поступлению в ДДУ и мероприятиям по смягчению адаптации

  6. Организация и проведение регулярных профилактических осмотров и вакцинаций ребенка

  7. Информировать ребенка и его родственников о целях проведения вакцинаций

  8. Контроль за соблюдением ребенком диеты, режима, обеспечением безопасной для него внешней среды, за адаптацией к ДДУ, санитарным состоянием ДДУ

  9. Информировать родственников ребенка о критериях его готовности к обучению в школе

  10. Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школьному обучению

  11. Наблюдение за ребенком с целью выявления признаков жестокого обращения и информирование социальных служб при обнаружении данной ситуации

Контрольные вопросы по теме:

  1. Расскажите об особенностях развития ребенка раннего и дошкольного возраста

  2. Перечислите основные требования к организации рационального питания и распорядка дня ребенка раннего и дошкольного возраста

  3. Расскажите об основных правилах подготовки ребенка к поступлению в ДДУ

  4. Какие Вы знаете мероприятия по смягчению адаптации ребенка при поступлении в ДДУ?

  5. Расскажите о принципах формирования гигиенических навыков у ребенка дошкольного возраста

  6. Назовите критерии готовности ребенка к школьному обучению