Основные показатели крови у детей разного возраста.
Показатель | Новорожденный | Ребенок до 1 года | Ребенок старше 1 года |
Гемоглобин г/л | 170-240 | 115 | 120-150 |
Эритроциты 10х12 | 5-7 | 3,7-4 | 4-5 |
СОЭ мм/ч | 2-3 | 3-5 | 4-12 |
Лейкоциты 10х9 | 30 | 15 | 4-9 |
Нейтрофилы % | 60 | Уменьшение до 15 | Увеличение до 60 |
Лифмоциты % | 30 | Увеличение до 70 | Уменьшение до 30 |
Тромбоциты 10х9 | 150-170 | 200 | 200-400 |
Кровь новорожденного содержит 60-80% фетального гемоглобина. В течение первых 3 месяцев происходит его замена на гемоглобин взрослого. У новорожденного приблизительно такое же, как у взрослого соотношение нейтрофильной и лимфоцитарной фракций лейкоцитов. Однако в возрасте 5-6 дней и 5-6 лет отмечается первый и второй перекрест лейкоцитарной формулы, когда их количество становится примерно одинаковым.
В периоде новорожденности свертываемость замедлена, что связано с низкой активностью компонентов протромбинового комплекса.
Эндокринная система.
Эндокринная система является главным регулятором роста и развития организма. Некоторые эндокринные железы функционируют уже в периоде эмбрионального развития. До 2-2,5 лет преобладающим влиянием на организм ребенка обладает щитовидная железа. Ведущая роль передней доли гипофиза в развитии организма ребенка становится заметна после 3 лет. Вилочковая железа (железа детства) максимально развита у детей до 2 лет, затем происходит ее обратное развитие. Половые железы начинают усиленно функционировать только к периоду полового созревания.
Нервная система и органы чувств.
К моменту рождения ребенка ЦНС – наименее зрелая. Масса головного мозга при рождении относительно велика (1/8 массы ребенка против 1/40 у взрослого), богат сосудами и водой, но мозговые извилины и борозды плохо развиты, серое вещество плохо дифференцировано от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Нервные клетки недостаточно сформированы, их дифференцировка достигается к 3 годам. К моменту рождения кора головного мозга еще не функционирует, у новорожденного есть только безусловные рефлексы (сосательный, глотательный) и ни одного условного. Новорожденный имеет и ряд безусловных рефлексов, характерных только для его возраста: опоры, автоматической походки, защитный (Моро), ладонно-ротовой (Бабкина), поисковый, хватательный (Робинсона), рефлекторного ползания (Бауэра). После 3 месяцев примитивные безусловные рефлексы постепенно угасают. Основная доминанта жизнедеятельности новорожденного – это питание и образование условных рефлексов в этот период ограничено. Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения, обычные внешние раздражители являются для него сверхсильными, основное время ребенок спит. Продолжительность сна новорожденного 22 часа, в 1 год – 14-16 часов, в 3 года – 12 часов, к 7 годам – 10 часов. К 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого.
Отмечается незрелость центров продолговатого мозга: дыхательного (апноэ), сердечно-сосудистого (аритмии), терморегуляции (поддержание постоянной температуры тела) и пр.
Наиболее функционально развитым к моменту рождения является спинной мозг, он у новорожденного относительно более длинный, поэтому спинно-мозговая (люмбальная) пункция детям раннего возраста проводится на уровне 3-4 поясничного позвонка (взрослым на уровне 1-2).
К моменту рождения у ребенка хорошо развиты осязание (особенно много тактильных рецепторов в коже лица, пальцев), вкус. Наименее зрелые – зрение и слух.
Физическое и нервно-психическое развитие детей.
Физическое развитие понимается как динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание различных органов и систем в основном запрограммированы наследственными механизмами. Неблагоприятные факторы, особенно в раннем возрасте могут нарушить этот процесс. Наиболее значимыми для нормального физического развития ребенка помимо наследственности, базового состояния здоровья (отсутствие значимым пороков и дефектов) являются его питание (плацентарное и внеутробное), двигательная активность, полноценный сон, социально-бытовые и экологические факторы.
Показателями физического развития ребенка являются результаты антропометрии. Для зрелого доношенного новорожденного оптимальными показателями являются: масса – 3300-3500 г, рост (длина тела) – 50-52 см, окружность головы – 34-35 см, окружность груди – 33-34 см. На первом году жизни антропометрия проводится ежемесячно на профилактических осмотрах ребенка в детской поликлинике.
- Содержание
- Пояснительная записка
- Лекция № 1 антенатальный период.
- Лекция № 2 сестринский уход за здоровым доношенным новорожденным
- Лекция № 3 сестринский уход за недоношенным новорожденным
- Лекция № 4 вскармливание ребенка первого года жизни
- Молочные смеси – заменители женского молока – могут быть:
- Лекция № 5 анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста
- Основные показатели крови у детей разного возраста.
- Ежемесячные весовые и ростовые прибавки ребенка 1-го года жизни
- Лекция № 6 медико-социальные аспекты работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Лекция № 7 медико-социальные аспекты работы с детьми школьного возраста
- Словарь терминов
- Профессиональная задача № 1
- Задания:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 2
- Задание:
- Эталон ответа:
- Профессиональная задача № 3
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 4
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 5
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 6
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 7
- Эталон ответа:
- Профессиональная задача № 8
- Задание:
- Эталон ответа:
- Профессиональная задача № 9
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 10
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 11
- Задание
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 12
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 13
- Задания:
- Эталон ответа
- Задания в тестовой форме
- Список литературы