Лекция № 2 сестринский уход за здоровым доношенным новорожденным
Цели занятия:
Дать понятие «морфологически зрелый (доношенный) новорожденный»
Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями ребенка в периоде новорожденности
Познакомить с особенностями ухода за новорожденным ребенком в условиях родильного дома и в домашних
Сформировать знания о переходных состояниях новорожденного и роли медсестры в решении проблем ребенка и его родственников
План изложения материала:
Особенности интранатального периода и периода новорожденности
Признаки доношенности новорожденного ребенка
Анатомо-физиологические особенности новорожденного
Показатели шкалы Апгар
Этапы первичного туалет новорожденного
Особенности ухода за новорожденным
Требования к санитарно-эпидемиологическому режиму палаты новорожденных
Физиологические пограничные состояния новорожденного
Вакцинации новорожденного
После изучения материала студент должен:
Представлять и понимать:
Особенности интранатального периода
Роль медсестры в уходе за новорожденным и профилактике развития заболеваний
Безусловные рефлексы новорожденных
Особенности адаптации новорожденного к условиям внеутробной жизни
Техника вакцинации против туберкулеза
Знать:
Признаки доношенности
Анатомо-физиологические особенности новорожденного
Показатели шкалы Апгар
Первый туалет новорожденного
Особенности ухода за новорожденным
Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным
Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, сроки появления и исчезновения
Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях
Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней).
Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.
Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время.
Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде.
В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.
Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков: масса тела 2700 – 4000 г, длина тела 46 – 53 см, массоростовой показатель более 60, окружность головы 34 – 36 см, окружность груди 32 – 34 см, пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%).
Для доношенного новорожденного характерны бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос, хорошо выраженная подкожная основа, пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине, малый родничок обычно закрыт, грудная клетка имеет вид усеченного конуса, физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту, частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту, артериальное давление – 70/35, у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими. Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза. Незрелостью головного мозга и новорожденного обусловлены беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения ребенка. При рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др. При осмотре новорожденного с целью оценки выраженности и симметричности безусловных рефлексов могут быть использованы: ладонно – ротовой рефлекс (Бабкина), поисковый, опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру, хватательный (Робинсона), Моро и другие.
Из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки.
Незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям. Частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий - 20-25 раз в сутки.
Хотелось бы обратить внимание на то, что главным критерием доношенности новорожденного является его гестационный возраст.
Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют
шкалу Апгар.
Признак | О | 1 | 2 |
Частота сердечных сокращений | Отсутствует | 100 и меньше в 1 минуту | Больше 100 в 1 минуту |
Глубина дыхания | Отсутствует | Аритмичное, крик слабый | Нормальное, крик громкий |
Мышечный тонус | Отсутствует | Легкое сгибание рук и ног | Активные движения |
Состояние рефлексов | Отсутствует | Слабо выражена (гримаса) | Чихание, кашель |
Окраска кожных покровов | Синюшная или бледная | Розовое туловище, Цианоз рук и ног | Розовая |
Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного хорошее, 6-7 баллов – удовлетворительное, 4 – 5 баллов – средней тяжести, 1-3 балла – тяжелое. В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.
Первичный туалет новорожденного. Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью профилактики аспирации), затем из носовых ходов при помощи стерильной резиновой груши.
После этого ребенка помещают на живот к матери, обеспечивая тесный тактильный контакт и создавая комфортные эмоциональные условия и для младенца, и для его мамы. Профилактику гонобленореи проводят тотчас после рождения ребенка, еще до отделения его от матери, 20% раствором сульфацила – натрия (натриевой соли альбуцида). На флаконе с альбуцидом должна быть этикетка с четкой надписью: «Глазные капли» и дата их приготовления (срок хранения не более 24 часов).
Акушерка моет руки и далее шариками снимает с кожи век ребенка первородную смазку и затем, оттянув вниз поочередно нижнее веко, закапывает стерильной пипеткой по 1 капле 20% раствора сульфацила-натрия. Затем веки смыкают и осторожно протирают оба глаза. Повторно закапывают в конъюнктивальный мешок обоих глаз по капле 20% раствора сульфацила-натрия через 2 часа после рождения уже в отделении новорожденных. Необходимо избегать попадания раствора на роговицу (опасность изъязвления). Девочкам в родильном зале в половую щель однократно закапывают по 1-2 капли 20% раствора сульфацил-натрия.
Перевязку и обработку пуповины осуществляют в два этапа: через 3-5 минут после рождения на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера: первый – на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 2 см кнаружи от него. Затем участок пуповины, находящийся между двумя зажимами, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 96 % этиловым спиртом и пересекают его. Отделенного от матери младенца заворачивают в стерильную пеленку, находящуюся на лотке, и кладут с наклоном 16 градусов (в положении Тренделенбурга) на пеленальный стол, обогреваемый сверху источником лучистого тепла, чтобы свести к минимуму потери ребенка в результате испарения околоплодной жидкости.
Для удаления избыточной первородной смазки, слизи, крови с кожи ребенка используют стерильную марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым или растительным маслом, из индивидуальных флаконов вместимостью 30 мл. Целесообразным является применение гигиенической ванны с целью более эффективного очищения загрязненной кожи, улучшения дыхания и кроовообращения.
Окончательная обработка остатка пуповины проводится после гигиенической ванны ребенка. Акушерка вновь тщательно моет и дезинфицирует руки. Остаток пуповины протирают спиртовой, а затем стерильной сухой марлевой салфеткой, туго отжимают между указательным и большим пальцами. Затем в специальные щипцы вкладывают стерильную металлическую скобку Роговина, пуповину вводят между браншами скобы так, чтобы нижний ее край был расположен на расстоянии 0,2 – 0,3 см от кожного края пупочного кольца. Щипцы со скобкой смыкают до защелкивания. В некоторых родильных домах вместо скобы Роговина используют специальные зажимы. Новорожденным от матерей с резус-отрицательной кровью вместо скобы Роговина на остаток пуповины длиной 2-3 см накладывают стерильную шелковую лигатуру, поскольку им может понадобиться заменное переливание крови. На расстоянии 1,5 см от места наложения скобы или лигатуры пуповину рассекают стерильными ножницами, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 5-10% раствором калия перманганата. После описанной обработки на остаток пуповины накладывают стерильную марлевую повязку.
Новорожденного еще раз внимательно осматривает врач, оценивает состояние его здоровья, выявляет врожденные пороки развития. Затем проводится антропометрия. Взвешивают новорожденного в стерильной пеленке на лотковых медицинских весах, предварительно обработанных 1% раствором хлорамина. Длину тела новорожденного измеряют от затылочного до пяточного бугров. Первые дни жизни характеризуются некоторым уменьшением длины тела за счет выравнивания деформации черепа и исчезновения родовой опухоли, возникших во время родов. Окружность головы измеряют через линию надбровных дуг и затылочный бугор.
Окружность грудной клетки измеряют по линии, идущей через соски и нижние углы лопаток. Измерение длины тела, окружности головы и груди лучше проводить стерильной бумажной лентой, с надрывом ее и последующим измерением по сантиметровой ленте, прикрепленной к бортику пеленального стола.
Браслетки с обозначением фамилии, имени, отчества матери, даты, часа рождения, пола, массы и длины тела ребенка, номера истории родов закрепляются на запястьях новорожденного.
Здорового новорожденного прикладывают к груди матери не позднее чем через 30 минут после рождения.
Перевод в отделение новорожденных осуществляется в зависимости от состояния ребенка, но не позднее чем через 1 час после рождения. Новорожденного заворачивают в стерильные пеленки, прикрепив поверх них медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.
В родильном зале заполняется история развития новорожденного.
Уход за ребенком в палате новорожденных. Ежедневно перед 6 – часовым кормлением проводится утренний туалет новорожденного, взвешивание и измерение температуры тела с отметкой в истории развития. Туалет младенца нужно проводить в определенной последовательности: вначале умывают лицо ребенка, обрабатывают глаза, нос, уши, кожу и в последнюю очередь – промежность. Глаза обрабатывают одномоментно двумя ватными шариками, смоченными раствором фурацилина 1: 5000 от наружного угла глаза к внутреннему.
Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных фитильков, увлажненных стерильным вазелиновым маслом, ушей, по мере загрязнения – сухими стерильными ватными шариками. Складки кожи обрабатывают стерильным растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают теплой проточной водой, по мере загрязнения, просушивают промокательными движениями стерильной пеленкой и смазывают стерильным растительным маслом. При подмывании медицинская сестра укладывает ребенка спиной на свою левую руку так, чтобы голова его находилась у локтевого сустава, а кисть сестры держала бедро новорожденного. Подмывание проводят проточной водой в направлении спереди назад.
Уход за пуповинным остатком осуществляется открытым способом, повязку снимают на следующий день после рождения. Обработка пуповинного остатка – врачебная процедура. Культю пуповины обрабатывают 3% перекисью водорода, 96% этиловым спиртом, затем 5% раствором перманганата калия. После отпадения пуповинного остатка, что чаще происходит на 3-4 день жизни, пупочную ранку обрабатывают ежедневно 3% раствором перекиси водорода и 95% раствором спирта до ее заживления.
Одежда для новорожденного изготавливается из гигроскопических, легко моющихся хлопчатобумажных тканей, радующих глаз расцветок. Одежда ребенка должна защищать его от потери тепла, не нарушать физиологической позы и процессов перспирации с кожных покровов. В детском отделении родильного дома целесообразно использовать только стерильное белье.
Важный момент ухода за новорожденным – пеленание. Следует подчеркнуть преимущества так называемого свободного и широкого пеленания, раннего использования ползунков в одежде ребенка. При свободном пеленании ручки ребенка остаются свободными, что дает ему возможность легко совершать движения. Это облегчает дыхание, способствует лучшему проникновению воздуха в нижние отделы легких, является профилактикой пневмонии. При свободном пеленании ребенку поверх распашонки надевают кофточку с зашитыми рукавами.
При широком пеленании, использовании ползунков, бедра не смыкаются, а остаются разведенными в стороны. Это способствуют правильному формированию тазобедренных суставов и является профилактикой вывихов бедра.
Эффективная охрана здоровья новорожденных требует неукоснительного выполнения санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий:
1.Санитарно-гигиенический режим отделений должен приравниваться к режиму работы операционных
2.Персонал проходит санитарную обработку и врачебный осмотр перед каждой сменой
3.Сотрудники с гнойничковыми заболеваниями, ОРВИ, нарушениями со стороны ЖКТ не допускаются к работе до выздоровления
4.Персонал родильных домов должен ежедневно обеспечиваться новым комплектом стерилизованной одежды
5.Перед началом работы персонал детского отделения тщательно моет руки с последующей их дезинфекцией, ношение на работе колец, часов, а также применение маникюра категорически запрещается.
6.Необходимо проводить полную дезинфекцию освобождающихся палат перед их новым заполнением
7.Отделения родильного дома закрываются на проветривание не менее 2 раз в год
8.На работу в отделения родильного дома принимают после углубленного профилактического осмотра, прохождения флюоорографии (в последующем 2 раза в год), бактериологического контроля мазков из зева и носа на наличие патогенной флоры ( в последующем ежеквартально), обследования на кишечную группу (затем ежеквартально), серологической реакции на сифилис (2 раза в год).
Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных, - правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка, способствующее его нормальному психомоторному развитию. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.
Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания к груди для активации механизмов лактопоэза, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможно раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются.
Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Обычно этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, во время беременности, после родов усиливается, благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка.
Это вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу.
Следует научить мать, как правильно обращаться с ребенком, чтобы установить разнообразные, обоюдно необходимые положительные эмоции. Для этого ей нужно периодически нежно прикасаться кончиками пальцев к лицу ребенка, обнимать и нежно гладить его при пеленании, мягким, мелодичным, спокойным голосом разговаривать с ним во время бодрствования, пеленания, купания. Крик, беспокойство новорожденного должны побудить мать прикоснуться к нему, заговорить с ним, взять его на руки.
В периоде новорожденности может возникнуть ряд состояний, вызывающих озабоченность родителей и требующих помощи медицинских работников. Это, прежде всего, пограничные состояния, которые могут быть истолкованы матерью как патологические.
Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Эти состояния называются пограничными, так как возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного) и находятся на границе между физиологией и патологией. Их развитие связано в первую очередь с процессом адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни
Синдром «только что родившегося ребенка» - мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного-конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.
Особенности акта дыхания и кровообращения (кардиореспираторная адаптация): у детей первых 2-3 дней жизни отмечается физиологическая гипервентиляция легких; она в 1,5-2 раза больше, чем у более старших детей. Закрываются зародышевые кровеносные пути: боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов (аранциев проток), начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.
Наиболее часто или почти у всех новорожденных развиваются:
Транзиторные изменения кожных покровов. Простая (физиологическая) эритема - гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Данное состояние связано с расширением кровеносных сосудов кожи новорожденного в ответ на изменение температуры окружающей среды (температура воздуха 20С против температуры околоплодных вод 40С). Организму новорожденного холодно и он пытается согреть себя таким физиологическим способом. У здоровых доношенных детей она держится от нескольких часов до 2-3 дней. У недоношенных эритема выражена ярче и сохраняется 5-7 дней. Появление физиологической эритемы не требует какого-либо особенного ухода и проходит самостоятельно по мере адаптации организма ребенка к новым условиям жизни.
Токсическая эритема развивается значительно реже, появляется у новорожденных на 2-5 день жизни и является аллергической реакцией на внешние раздражители, продукты распада тканей. На кожных покровах наблюдаются единичные или множественные гиперемированные пятна, папулы, везикулы. Развитие токсической эритемы требует врачебного осмотра и наблюдения. Если целостность кожи не нарушена, то может быть рекомендованы лечебные ванны с отварами трав: череда, чистотел, ромашка. Полезно будет обильное питье.
Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена повышением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов (фетальный гемоглобин заменяется на гемоглобин взрослого) Физиологическая желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Иктеричность кожи сохраняется обычно в течение 7-10 дней, у травмированных и недоношенных детей 2-3 недели. Данное состояние не требует особого ухода, может быть рекомендовано обильное питье.
Транзиторные нарушения теплового баланса. Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С. У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается, и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39 С. Данное состояние связано как с несовершенством терморегуляции новорожденного, так и с дефектами ухода за ним: температурный режим помещения не соответствует одежде ребенка (укутан, в комнате жарко). Тактика медсестры при выявлении повышения температуры у новорожденного:
распеленать ребенка
проветрить помещение
обильное питье комнатной температуры
через 30 минут повторно измерить температуры
если температура не снижается вызвать врача
4. Физиологическая потеря первоначальной массы тела. Наблюдается в первые 3-4 дня у всех новорожденных и составляет обычно 3-6% (не должна превышать 10%, у недоношенных- 12-14%). Данное состояние связано как с потерей веса ребенка вследствие голодания в первые сутки жизни (количество вырабатываемого молозива не соответствует потребности ребенка в еде), потерей веса с опорожнением кишечника (меконий), отпадением пуповинного остатка и пр. Восстановление массы происходит к 7-10-му дню жизни. Состояние не требует дополнительных мер ухода
5. Половой криз. Он обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка. Развивается в первую очередь у детей, находящихся на грудном вскармливании, у которых с 3-4 суток жизни появляется увеличение и припухлостью молочных (грудных) желез как новорожденных девочек, так и мальчиков. Иногда из железы может выделяться секрет, напоминающий молозиво. Кроме того, у новорожденных девочек могут появиться слизистые и кровянистые выделения из влагалища. Появление на крыльях носа милиа – угрей так же связано с повышенной секрецией сальных желез из-за гиперэстрогении. В периоде развития полового криза требуется тщательный гигиенический ухода за ребенком: ежедневная гигиеническая ванна, регулярные подмывания. Ни в коем случае не следует выдавливать из молочной железы секрет. Можно рекомендовать обильное питье. Состояние исчезает к 3 недели жизни новорожденного.
6. Меконий - первородный кал. Выделяется кишечником в первые сутки жизни в виде замазкообразной темно-зеленого цвета массы без запаха. Первородный кал формируется в кишечнике плода в результате слущивание эпителия слизистых оболочек кишечника и проглоченных околоплодных вод.
7. Мочекислый инфаркт. Физиологическое состояние связано с избыточным выделением с мочой солей и белка. В первые дни жизни ребенка в связи с адаптацией его организма к новым условиям жизни происходит разрушение большого количества клеток, и почки не справляются с процессом утилизации. В связи с чем, на подгузниках и памперсах новорожденного можно обнаружить темно-бурые пятна мочи с кристаллами соли. При выявлении развития мочекислого инфаркта ребенка следует обильно поить.
8. Из других транзиторных особенностей функции почек можно отметить транзиторную олигурию в первые 3 дня жизни (голодание) и транзиторную протеинурию (увеличение проницаемости эпителия клубочков и наличие в моче солей уратов)
9. Транзиторный дисбактериоз и физиологическая диспепсия встречаются у всех новорожденных. Дисбактериоз связан с особенностями заселения микроорганизмов в стерильном при рождении ребенка кишечнике, низкой барьерной функцией кишечника, характером питания (грудное или искусственное), соблюдения СЭРа. Физиологическая диспепсия проявляет себя временным расстройством стула, метеоризмом, срыгиванием и связана с низкой ферментативной активностью ЖКТ ребенка, процессом приспособления пищеварительной системы к энтеральному питанию.
Много забот у матери вызывают маленькие плоские соски, так как ребенку поначалу трудно сосать грудь. Однако в процессе кормления ребенка грудью они могут вытянуться и «сформироваться». Часто много беспокойств у матери вызывают визуально кажущиеся кривыми ножки ребенка, что связано с имеющимся физиологическим гипертонусом мышц-сгибателей. После 3 месяцев тонус мышц будет нормальным.
Нередко матери кажется, что, у ее ребенка косят глаза. Поскольку главные мышцы у новорожденного недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз, такое возможно и при отсутствии косоглазия.
После родов иногда возникает депрессия как у очень молодых матерей, так и у многорожавших. После родов у женщины наряду с физическим и моральным потрясением происходят значительные гормональные и психологические изменения, которые способствуют появлению депрессии. Часто кормление ребенка грудью благотворно влияет на мать. Кроме того, следует ежедневно найти время, чтобы посидеть около бодрствующего ребенка, поговорить с ним, поулыбаться ему. Ребенок очень хорошо ощущает присутствие матери, а кроме того, это положительно влияет на больную психику матери.
Срыгивание и рвота – частое явление у новорожденных детей. В большинстве случаев это простые срыгивания вследствие перекармливания или заглатывания воздуха (аэрофагия), связанные со слабостью гладкой мускулатуры кардиального сфинктера у желудка.
Вакцинации новорожденного. Всех новорожденных детей, не имеющих медицинских противопоказаний в первые 24 часа жизни прививают против вирусного гепатита В. Вакцина против гепатита живая ослабленная, готовая. Внутримышечно в мышцу бедра вводится 0,5 мл вакцины. Вакцинация проводится трехкратно: в первые сутки, в 1 и 6 месяцев.
Профилактика туберкулеза. Для вакцинации против туберкулеза выделяется специальное помещение площадью 18 кв.м. Вакцина БЦЖ содержит ослабленные живые бактерии туберкулезной палочки, высушенные вакуумом из замороженного состояния. Вакцина выпускается в ампулах, которые содержат 1мг сухой белой массы, что соответствует 20 дозам. К каждой ампуле вакцины прилагается ампула с 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида. Хранить вакцину необходимо в специальном холодильнике при температуре 2-4 градуса выше нуля. Вакцинацию против туберкулеза проводят всем здоровым новорожденным на 4-6 день жизни.
Вакцинацию разрешается проводить медсестре, прошедшей специальную подготовку.
Перед вакцинацией узкую часть ампулы с вакциной протирают ватным шариком, смоченным 70% спиртом, надпиливают конец, заворачивают его в марлевую салфетку и надламывают для предупреждения распыления вакцины при резком нарушении вакуума. Стерильным шприцем набирают из ампулы 2мл изотонического раствора натрия хлорида и переносят его в ампулу с сухой вакциной. Содержимое ампулы тщательно перемешивают с помощью шприца до равномерной взвеси. Разведенную вакцину необходимо использовать в течение 2-3 часов с момента разведения. Каждому новорожденному делают прививку одноразовым шприцем. Перед прививкой тщательно перемешивают вакцину и набирают в шприц 0,2мл(2 дозы) разведенной вакцины с тем, чтобы после вытеснения воздуха в нем осталось 0,1 мл(1 доза), в котором содержится 0,05 мг культуры БЦЖ.
Наружную поверхность левого плеча новорожденного тщательно обрабатывают ватным шариком с 70% спиртом. Вакцину вводят внутрикожно на границе верхней и средней трети плеча, в месте прикрепления дельтовидной мышцы. При проведении прививки необходимо соблюдать следующее правило: игла должна находиться срезом вверх, сначала вводят небольшое количество вакцины, чтобы убедиться в том, что игла введена внутрикожно, и только затем вводят остальное количество вакцины. На месте инъекции образуется папула беловатого цвета диаметром 5-6 мм. Через 15-20 минут папула исчезает. Использованные шприцы и иглы, остатки неиспользованной вакцины перед тем, как выбросить, замачивают в дезинфицирующем растворе. После вакцинации прививочная реакция у новорожденных появляется через 4-6 недель в виде инфильтрата диаметром 5-8 мм с небольшим узелком в центре и корочкой или без нее. Такая реакция считается нормальной и подвергается обратному развитию без всякого лечения.
Иммунитет против туберкулеза после вакцинации БЦЖ образуется через 1,5-2 месяца у 98 – 100% привитых, а достаточная напряженность и длительность его сохраняются в течение 3-5 лет.
Проблемы новорожденного и его родственников:
Нарушение сна из-за голодания, метеоризма, дефицита ухода, дефицита знаний об организации режима дня новорожденного и т.д.
Нарушение питания из-за гипогалактии, дефицита знаний о правилах кормления ребенка и т.д.
Срыгивание из-за аэрофагии, нарушении режима питания кормящей женщины и т.д.
Метеоризм
Задержка или учащение стула
Дефицит знаний родственников об особенностях ухода за новорожденным, правилах кормления, организации прогулок и т.д.
Плохие санитарно-гигиенические условия в помещении, где находится ребенок
Нарушение сна, аппетита, беспокойство из-за повышения температуры вследствие транзиторной лихорадки
Дефицит знаний родственников ребенка о причинах развития и особенностях ухода при физиологической желтухе, половом кризе, транзиторной лихорадке, мочекислом инфаркте и пр.
Сестринские вмешательства:
Организовать регулярный гигиенический ухода за ребенком: утренний туалет, подмывание, смена нательно и постельного белья, обработка пуповинного остатка и пупочной ранки и пр.
Организация и контроль за соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в палате новорожденных
Регулярный контроль за состоянием новорожденного: температура, состояние кожи и слизистых, вес, частота и характер стула, срыгивание, характер и продолжить сна, аппетит
Организация рационального питания новорожденного: обучить маму технике кормления грудью, контроль за соблюдением кратности кормления, режимом питания кормящей матери и пр.
При подозрении на гипогалактию проведение контрольного кормления
Восполнить дефицит знаний у родственников новорожденного об особенностях гигиенического ухода, режима и характера питания, организации прогулок, общения с малышом, требованиях к характеру питания и режима дня кормящей женщины
Осуществить первичный туалет новорожденного
Провести вакцинацию против вирусного гепатита и туберкулеза
При выявлении проблем новорожденного или кормящей матери срочно сообщить врачу
Восполнить дефицит знаний у родственников новорожденного о физиологических пограничных состояниях новорожденного о обучить их особенностям ухода за новорожденным при развитии данных состояний
Организовать уход за новорожденным при развитии транзиторной лихорадки, половом кризе, желтухе, протеинурии, мочекислом инфаркте и пр.
Вопросы по теме:
Перечислите основные признаки доношенного новорожденного
Назовите анатомо-физиологические особенности новорожденного
Какие этапы первичного туалета новорожденного Вы знаете?
Перечислите показатели шкалы Апгар
Назовите сроки вакцинации новорожденного против вирусного гепатита В и туберкулеза
Расскажите об особенностях санитарно-эпидемиологического режима в отношении ухода за новорожденным ребенком
Перечислите основные моменты гигиенического ухода за новорожденным
Расскажите о причинах развития физиологических пограничных состояний у новорожденного ребенка
Перечислите основные физиологические пограничные состояния: сроки появления и исчезновения, клинические симптомы
Расскажите об особенностях ухода за ребенком при развитии физиологических состояний
- Содержание
- Пояснительная записка
- Лекция № 1 антенатальный период.
- Лекция № 2 сестринский уход за здоровым доношенным новорожденным
- Лекция № 3 сестринский уход за недоношенным новорожденным
- Лекция № 4 вскармливание ребенка первого года жизни
- Молочные смеси – заменители женского молока – могут быть:
- Лекция № 5 анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста
- Основные показатели крови у детей разного возраста.
- Ежемесячные весовые и ростовые прибавки ребенка 1-го года жизни
- Лекция № 6 медико-социальные аспекты работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Лекция № 7 медико-социальные аспекты работы с детьми школьного возраста
- Словарь терминов
- Профессиональная задача № 1
- Задания:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 2
- Задание:
- Эталон ответа:
- Профессиональная задача № 3
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 4
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 5
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 6
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 7
- Эталон ответа:
- Профессиональная задача № 8
- Задание:
- Эталон ответа:
- Профессиональная задача № 9
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 10
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 11
- Задание
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 12
- Задание:
- Эталон ответа
- Профессиональная задача № 13
- Задания:
- Эталон ответа
- Задания в тестовой форме
- Список литературы