2. Экологизация практической деятельности человека
С древнейших времен (судя по пещерным рисункам первобытного человека) людям приходилось оценивать важность сведений о том, где можно отыскать съедобные растения, устроить засаду на диких животных или укрыться от их преследования. Первые поселения людей были невелики и относительно недолговечны. Когда пищевые ресурсы занимаемой территории истощались, люди переходили на другое место. Первобытные охотники занимались собирательством и во многом напоминали других всеядных консументов естественных экосистем, т.е. были частью природы.
И в настоящее время представители диких племен живут в согласии с окружающей средой. Так, африканские бушмены, несмотря на тяжелые условия (экстремальный климат пустыни, постоянная нехватка воды, пищи и т.п.), выживают лишь благодаря необычайно тонкому знанию и пониманию природы.
Около 10 тысяч лет назад человек научился возделывать землю, возникло сельское хозяйство. Это стало важным поворотным пунктом в истории человечества. Люди стали создавать постоянные поселения (сначала деревни, а затем и города), что в конечном счете привело к становлению современного цивилизованного общества, в значительной степени изменившего среду обитания. Благодаря достижениям науки и техники человек стал менее зависим от природы в удовлетворении своих насущных потребностей (например, чтобы напиться, достаточно повернуть водопроводный кран; необязательно ждать солнечного тепла — достаточно включить обогреватель). Постепенно он пришел к роковой иллюзии, что с помощью машин и приборов превратился в полновластного хозяина на Земле и этому его положению ничто больше не угрожает.
Вот иллюстрация этого заблуждения. Пассажирский лайнер несется с огромной скоростью на высоте нескольких десятков километров над землей. Человеку, сидящему в удобном кресле самолета, кажется, что он сбросил рабскую зависимость от природной среды (земли, воздуха). Однако это действительно только иллюзия. Двигатели самолета сжигают нефть и кислород; лайнер сделан из стали, выплавленной в доменной печи, куда были заложены продукты природы — уголь и руда; для пластиковой отделки салона использовались нефть, уголь, сотни литров чистой воды. Природа представляет собой чрезвычайно сложную систему, от которой зависит не только деятельность человека, но и сама жизнь. В значительной степени современное общество поддерживает собственное благополучие за счет эксплуатации водных, почвенных и энергетических ресурсов. Когда их запасы истощатся, неизбежно возникнут социальные конфликты, войны и голод, что грозит разрушением цивилизации.
Человек занимает в природе парадоксальное положение, одновременно являясь ее представителем и эксплуататором. Вопреки его заблуждениям законы природы нельзя изменить. Сохранение цивилизации (численность населения на планете постоянно растет, увеличивается потребление энергии) зависит от знаний человека о природе и его разумных действий.
В настоящее время в обществе возникло такое понятие, как «экологическая культура». Но оно применимо в основном для высокоразвитых стран. В странах третьего мира лишь недавно начали говорить о проблемах окружающей среды. Нередко возникающие там экологические движения считаются антигосударственными, подрывающими социально-экономические устои этих стран. Многие развивающиеся государства, обладая значительными территориями и не предъявляя высоких требований к сохранению окружающей среды, стали ареной для размещения предприятий с вредными выбросами, а также полигонов для захоронения химически вредных и радиоактивных веществ.
Основные экологические проблемы ныне широко обсуждаются в научной, научно-популярной литературе, средствах массовой информации. Среди этих проблем:
-
изменение климата (геофизики) Земли на основе усиления парникового эффекта, выбросов метана и других газов, аэрозолей, радиоактивных веществ, изменения концентрации озона;
-
загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков, ядовитых веществ в результате вторичных химических реакций (в этом одна из основных причин разрушения озонового слоя, на который воздействуют фреоны, водяные пары, вещества типа Nox);
-
загрязнение океана, захоронение в нем (дампинг) ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него антропогенных нефтепродуктов, других загрязняющих веществ (особенно тяжелых металлов), подкисление мелководий за счет загрязненной Sox и Nox атмосферы, разрыв нормальных экологических связей между океаном и водами суши в связи со строительством плотин на реках;
-
истощение и загрязнение поверхностных вод суши, континентальных водоемов и водотоков, подземных вод; нарушение водного баланса между поверхностными и подземными водами;
-
истощение и загрязнение поверхностных вод суши, континентальных водоемов и водотоков, подземных вод; нарушение водного баланса между поверхностными и подземными водами;
-
радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов в связи с текущей эксплуатацией атомных устройств, чернобыльской аварией и испытаниями атомного оружия;
-
продолжающееся накопление на поверхности суши ядовитых и радиоактивных веществ, бытового мусора и промышленных отходов (в особенности практически неразложимых и очень стойких, типа полиэтиленовых изделий и других пластмасс);
-
возникновение вторичных химических реакций во всех средах с образованием токсичных веществ;
-
нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов, в том числе сдвиг экологического баланса между океаном Земли, его прибрежными водами и впадающими в него водотоками;
-
опустынивание планеты в новых регионах, расширение уже существующих пустынь;
-
сокращение площади тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу кислорода и усилению процесса исчезновения видов животных, растений;
-
освобождение и образование в ходе вышеуказанного процесса новых экологических ниш и заполнение их нежелательными организмами — вредителями, паразитами, возбудителями новых заболеваний растений, животных и человека;
-
перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение в отдельных ее регионах;
-
ухудшение среды жизни в городах и сельской местности; увеличение шумового воздействия, стрессов присутствия; загрязнение воздуха промышленными предприятиями, транспортными средствами; возникновение дискомфорта обезличенного строительства, зрительного подавления человека высокими зданиями; напряженный темп городской жизни и потеря социальных связей между людьми; возникновение «психологической усталости».
Экология, раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, помогает найти пути выхода из возникающего кризиса. Ее основной принцип — понимание природы как закономерно устроенного пространства. В настоящее время экология превратилась в учение о путях выживания человечества. Эпоха натиска на природу заканчивается. Человечество осознало истину, что оно лишь часть природы, при том зависимая. Еще недавно казалось, что человеку, чтобы жить долго и не болеть, достаточно быть сытым и богатым. Сейчас же выяснилось, что этого недостаточно: нужна еще благоприятная среда жизни. Обращение человека к самому себе привело к новой форме антропоцентризма: экологическому антропоцентризму. Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию природы.
В поле зрения экологии — промышленность, сельское хозяйство, муниципальное хозяйство и т. д.
Очевидно, в ближайшее время появятся новые экологические дисциплины, особенно в сфере социальной экологии, эколого-экономических наук.
В настоящее время выделяют специфический экологический рынок или рынок экологических услуг — обмен всем, что улучшает среду жизни людей, экономит природно-ресурсный потенциал. В сферу экологического рынка попадают следующие направления хозяйственной и социальной деятельности общества:
-
производство измерительной и контрольной техники (приборов и устройств, позволяющих контролировать среду жизни, очищать выбросы предприятий и т.д.);
-
разработка ресурсосберегающих технологий и техники. Обновление основных средств производства приводит к лучшему использованию природных ресурсов и сохранению среды обитания. Этот процесс ускоряется путем принятия строгих законов по охране окружающей среды, а также налоговой политикой государства;
-
использование вторичных природных и материальных ресурсов;
-
экологическое воспроизводство и планирование. Это направление включает экономное использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению экологического баланса;
-
воспроизводство человека — целенаправленное формирование качества ближайшей среды жизни человека (природной и социальной), это комплекс мер — от жилищного строительства до производства продуктов питания. Нередко медицина в целом экономически мало эффективна. Перспективнее вложения в формирование качества жизни человека, и, как следствие, сохранение его здоровья;
-
экологическое обучение (воспитание, просвещение, специальное образование и пропаганда). Актуальны усилия по разработке теоретических основ природопользования и подготовке специалистов в области экологического рынка в специфических условиях нашей страны — от консультантов коммерческих банков и страховых фирм до специалистов в области транспорта, промышленности, строительства и сельского хозяйства;
-
демографическая регуляция — общее сдерживание роста населения, его перераспределение, национальное и культурное развитие.
Выше сказанное можно обобщить словами академика С. С. Швар-ца: «Экология — наука о жизни природы — переживает свою вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи организма и среды, экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека индустриального общества в природе».
- Н. П. Гайденко экология Учебное пособие
- Оглавление
- Часть 1. Предмет и задачи экологии 8
- Часть 2. Аутэкология. Экология организмов. Среда и факторы существования организмов. Общие принципы адаптации на уровне организма 18
- Часть 3. Синэкология 78
- Предисловие
- Программа дисциплины «экология» Цель и задачи курса «Экология»
- Рабочая программа
- Разделы дисциплины, вынесенные для самостоятельного изучения
- Часть 1. Предмет и задачи экологии Лекция 1. Экология как наука. Роль человеческой деятельности в экосфере
- 1. Понятие экологии
- 2. Экологизация практической деятельности человека
- 3. Приблизительная структура экологического знания
- Часть 2. Аутэкология. Экология организмов. Среда и факторы существования организмов. Общие принципы адаптации на уровне организма
- Лекция 2. Понятие об экологическом факторе
- 1. Общие закономерности действия факторов среды на организм
- 2. Совместное действие экологических факторов. Модифицирующие факторы.
- 3. Формы адаптации организмов к факторам среды
- 4. Классификация экологических факторов
- Лекция 3. Климатические факторы и адаптации к ним организмов
- 1. Температура как фактор среды. Адаптации организмов к температуре
- Температурные адаптации организмов
- Механизмы терморегуляции
- 2. Характеристика светового фактора. Адаптации организмов к свету
- Свет и биологические ритмы
- 3. Влажность как фактор среды. Адаптации организмов к воде
- Классификация организмов в зависимости от их потребности в воде
- Наземный тип водного обмена у животных
- 4. Гидрографические факторы. Свойства воды
- 5. Водно-солевой обмен у водных организмов
- Осморегуляция в море. Костные рыбы
- Осморегуляция в море. Хрящевые рыбы
- 6. Газообмен в водной среде
- Часть 3. Синэкология Лекция 4. Основные понятия синэкологии
- 1. Определение экосистемы
- 2. Компоненты экосистемы
- 3. Видовая структура сообществ
- Лекция 5. Глобальная продукция и распад
- 1. Типы фотосинтеза и организмов-продуцентов
- 2. Типы разложения (катаболизма) и разрушителей
- 3. Разложение: общий обзор
- 4. Общий баланс процессов продукции и разложения
- Лекция 6. Структура сообществ
- 1. Экологическая ниша
- 2. Пространственная структура биоценоза
- 3. Простые и сложные биоценозы
- 4. Пограничный эффект
- Лекция 7. Примеры экосистем
- 1. Естественные экосистемы: пруд и луг
- 2. Искусственные (вторичные) экосистемы
- 3. Город как гетеротрофная экосистема
- 4. Агроэкосистемы
- Тесты для самоконтроля
- Глоссарий
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Гайденко Нина Павловна экология
- 454021 Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
- 4 54021 Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 57б