logo search
Пособие по высшим 2012

Занятие 16. Семейства розоцветные, зонтичные

Отдел Magnolyophyta – Покрытосеменные

Класс Magnoliopsida – Двудольные растения

Подкласс Rosidae – Розиды

Порядок Rosales – Розоцветные

В порядке встречаются деревья, кустарники, а также многочисленные травянистые растения. Листья очередные или супротивные, простые или сложные, обычно с прилистниками. Цветки актиноморфные, обоеполые, реже раздельнополые, циклические, 5-членные, чаще с двойным околоцветником. Андроцей из многочисленных тычинок, реже тычинки в небольшом и определенном количестве. Гинецей может быть апокарпным или синкарпным. Завязь верхняя или нижняя. В ряде семейств порядка формируется гипантий. Плоды разнообразны: листовки, орешки, многоорешки, костянки, многокостянки. Семена без эндосперма.

Семейство Rosaceae – Розовые

Морфология вегетативных органов представителей семейства.

Рассмотреть предложенные гербарные образцы представителей семейства (в наборе – 5 растений).

А) Определить жизненные формы, записать в альбом. Определить тип корневой системы, отметить видоизменения подземных органов (при их наличии), записать в альбом.

Б) Зарисовать в альбом строение листа каждого вида. Определить тип листорасположения, отметить наличие или отсутствие прилистников, простой или сложный лист, особенности расчленения, соединение со стеблем.

Соцветия. Определить основные типы соцветий предложенных видов, записать их типы в альбом.

Строение цветков и плодов представителей семейства.

Подсемейство Spiraeoideae – Спирейные

А) Spiraea media Frantz Schmidt – Спирея средняя

1. Рассмотреть и зарисовать продольный разрез цветка. Отметить гипантий, гинецей, венчик, андроцей. Составить и записать формулу цветка. Определить тип гинецея.

2. Определить тип плода и записать в альбом.

Подсемейство Rosoideae – Розовые

Б) Fragaria vesca L. – Земляника лесная

1. Рассмотреть и зарисовать общий вид цветка. Отметить подчашие, чашечку, венчик, выпуклое цветоложе. Составить и записать формулу цветка. Определить тип гинецея.

2. Определить тип плода, сделать запись в альбом.

В) Rosa acicularis Lindl. – Шиповник иглистый

Определить тип плода, записать в альбом.

Подсемейство Maloideae – Яблоневые

Г) Sorbus aucuparia L. – Рябина обыкновенная

1. Рассмотреть и зарисовать продольный разрез цветка. Отметить гипантий, нижнюю завязь, стилодии. Составить и записать формулу цветка. Определить тип гинецея.

2. Определить тип плода, сделать запись в альбоме.

Подсемейство Prunoideae – Сливовые

Д) Cerasus fruticosa Pall. – Вишня степная

1. Рассмотреть и зарисовать продольный разрез цветка. Отметить гипантий, среднюю завязь. Составить и записать формулу цветка. Определить тип гинецея.

2. Выполнить и зарисовать продольный разрез плода. Отметить слои перикарпия: экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий. Определить тип плода, сделать подпись к рисунку.

Порядок Araliales – Аралиецветные

Деревья, кустарники или травы. Листья очередные, редко супротивные, простые, пальчато- или перисторасчлененные, нередко с влагалищным основанием. В различных органах растений часто имеются секреторные каналы или вместилища, содержащие эфирные масла и смолы. Цветки мелкие, в зонтиках, кистях или колосьях, 5-членные, с двойным околоцветником, но чашечка часто редуцирована до небольших зубцов. Тычинки в равном числе с лепестками. Гинецей ценокарпный, со свободными стилодиями, при основании столбика имеется нектарный диск. Завязь нижняя. Плод – вислоплодник, реже плоды костянковидные или ягодообразные. Семена с маленьким зародышем и обильным эндоспермом.

Семейство Apiaceae (Umbelliferae) – Зонтичные (Сельдерейные)

Морфология вегетативных органов представителей семейства.

Рассмотреть предложенные гербарные образцы представителей семейства (в наборе – 3–5 растений).

А) Определить тип корневой системы, отметить видоизменения подземных органов (при их наличии), записать в альбом.

Б) Зарисовать в альбом строение листа у 2 видов зонтичных (с цельной и расчлененной листовой пластинкой). Определить тип листорасположения, отметить наличие или отсутствие прилистников, простой или сложный лист, особенности расчленения, соединение со стеблем.

Соцветия. Определить основные типы соцветий предложенных видов, записать в альбом. Зарисовать соцветие володушки золотистой. Отметить: обертку, оберточки, частные зонтички, цветки.

Строение цветков и плодов представителей семейства.

А) Pimpinella saxifraga – Бедренец камнеломка или Antriscus sylvestris – Купырь лесной.

Рассмотреть и зарисовать строение цветка. Отметить венчик, андроцей, нектарник (надпестичный диск), стилодии, нижнюю завязь. Составить и записать формулу цветка. Определить тип гинецея.

Б) Строение плода любого из видов зонтичных. Зарисовать и отметить: мерикарпии, карпофоры, плодоножку.

Материал и оборудование: бинокуляры, чашки Петри, препаровальные иглы, гербарные экземпляры розоцветных и зонтичных, фиксированные цветки и плоды спиреи, земляники лесной, рябины обыкновенной, вишни степной, шиповника, моркови посевной, купыря лесного, бедренца камнеломки, борщевика сибирского.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Дайте общую характеристику семейства розоцветные?

  2. Расскажите о многообразии жизненных форм и охарактеризуйте вегетативные органы в семействе.

  3. На какие подсемейства делится семейство розоцветные? Охарактеризуйте их.

  4. Расскажите о многообразии типов гинецея и о различных типах плодов в семействе розоцветные.

  5. Что такое гипантий? Какова его роль?

  6. Каково значение розоцветных в жизни человека?

  7. Дайте общую характеристику семейства зонтичные.

  8. Охарактеризуйте вегетативные органы зонтичных.

  9. Каково строение соцветий и цветков зонтичных?

  10. Расскажите о строении плода зонтичных и об использовании признаков плодов в систематике.

  11. Какие ресурсные группы зонтичных вы можете назвать? Приведите примеры растений.

Домашнее задание: в тетради для домашних заданий составить характеристику семейств розоцветные и зонтичные, используя материал практического занятия. Подготовиться к проверочной работе по пройденной теме.