Занятие 3. Отдел Плауновидные
Отдел Lycopodiophyta – Плауновидные
В жизненном цикле преобладает спорофит. Листостебельные растения, имеющие придаточные корни. Побеги и корни обладают примитивным дихотомическим ветвлением. Особенность отдела – микрофилия (листья энационного происхождения, у плауновидных – филлоиды). Спорангии располагаются на спорофиллах и могут быть собраны в спороносные зоны или в стробилы (спороносные колоски). В пределах отдела встречаются как равноспоровые, так и разноспоровые формы.
Класс Lycopodiopsida – Плауновые
Равноспоровые растения. Листья не имеют язычка (лигулы). Гаметофит представлен макроскопическим подземным или полуподземным обоеполым заростком, характеризующийся микотрофизмом.
Порядок Lycopodiales – Плауновые
Lycopodium clavatum L. – Плаун булавовидный
Рассмотреть и зарисовать:
1. Спорофит (гербарий). Отметить стебель, боковые побеги, листья (филлоиды), стробилы (спороносные колоски), придаточные корни.
2. Поперечный разрез стебля (микропрепарат, дополнительно). Отметить эпидерму, кору, эндодерму, перицикл, ксилему, флоэму. Определить тип стелы, записать в альбом.
3. Продольный разрез стробила (микропрепарат). Отметить ось стробила, спорофиллы, спорангии, споры.
4. Спорофилл (фиксированный материал). Отметить: спорангий со спорами.
Lycopodium annotinum L. – Плаун годичный
L. complanatum L. – П. сплюснутый
L. selago L. – П. баранец
Рассмотреть и зарисовать спорофиты (гербарий). Отметить отличия в расположении стробилов и спорангиев, тип ветвления, форму и расположение филлоидов.
Класс Isoetopsida – Полушниковые
Разноспоровые растения. Листья при основании имеют лигулу. Гаметофиты сильно редуцированы, микроскопические, недолгоживущие, разнополые.
Порядок Selaginellales – Селагинелловыее
Selaginella selaginoides (L.) C.Mart. – Плаунок плауновидный
Рассмотреть и зарисовать:
1. Спорофит (гербарий). Отметить дихотомическое ветвление, спинные и брюшные листья, ризофоры, придаточные корни.
2. Поперечный срез стебля (микропрепарат, дополнительно). Отметить эпидерму, кору, трабекулярные нити, ксилему, флоэму. Определить тип стелы, записать в альбом.
3. Продольный разрез стробила (микропрепарат). Отметить ось стробила, микроспорофиллы, мегаспорофиллы, микроспорангии, мегаспорангии, микроспоры, мегаспоры.
Материал и оборудование: микроскопы, бинокуляры, чашки Петри, микропрепараты (поперечный разрез стебля, стробила плауна, стробил селагинеллы), гербарные экземпляры плауна булавовидного, п. годичного, п. сплюснутого, п. баранца, селагинеллы, фиксированные стробилы плауна булавовидного.
Контрольные вопросы и задания:
Какие классы выделяют в отделе Плауновидные и каковы принципы подразделения на них?
Как устроен спорофит плауна булавовидного?
Каково происхождение листьев плауновидных? Расскажите о микрофильной линии эволюции листьев.
Каковы отличительные особенности плауна баранца от других известных вам видов плаунов?
Опишите цикл развития плауна. Чем он отличается от цикла развития моховидных?
Расскажите о строении спорофита селагинеллы. Что такое ризофоры и каково их происхождение?
Каковы отличия между гаметофитами Плауновых и Полушниковых?
Расскажите о цикле развития селагинеллы. Каковы отличия от Плауновых?
В чем эволюционное значение появления разноспоровости?
Домашнее задание: подготовиться к письменной контрольной работе по теме занятия.
- Высшие растения Методические указания к лабораторным занятиям
- Содержание
- Общие методические указания
- Высшие растения Общая характеристика высших растений
- Занятие 1. Отдел Моховидные. Класс Печеночные мхи
- Занятие 2. Отдел Моховидные. Класс Лиственные мхи
- Занятие 3. Отдел Плауновидные
- Занятие 4. Отдел Хвощевидные
- Занятие 5. Отдел Папоротниковидные
- Занятие 6. Отдел Папоротниковидные. Многообразие Полиподиопсид
- Занятие 8. Отдел Голосеменные. Порядок Сосновые
- Занятие 9. Многообразие Голосеменных
- Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
- Занятие 10. Соцветия
- 2. Рацемозные соцветия.
- 4. Цимозные соцветия.
- Занятие 11. Строение цветка
- Занятие 12. Положение завязи в цветке. Типы гинецея и плацентации
- Занятие 13. Строение пыльника. Строение семязачатка (семяпочки)
- Занятие 14. Апокарпные и ценокарпные плоды
- Занятие 15. Семейства лютиковые, бобовые
- Занятие 16. Семейства розоцветные, зонтичные
- Занятие 17. Семейства губоцветные, сложноцветные
- Занятие 18. Семейства лилейные, осоковые, злаковые
- Вопросы к экзамену
- Программа курса «Высшие растения»
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Система Карла Линнея
- Система а. Декандолля
- Характеристика семейств покрытосеменных
- 1. Морфология вегетативных органов представителей семейства.