Занятие 4. Отдел Хвощевидные
Отдел Equisetophyta – Хвощевидные
Хвощевидные характеризуются преобладанием спорофита в жизненном цикле. Побеги имеют членистое строение (четкое разделение на узлы и междоузлия) с мутовчатым расположением ветвей и листьев. Листья имеют теломное происхождение, но сильно редуцированы до чешуй; сросшихся в пленчатые влагалища, защищающие меристемы. Спорангиофоры (или спорофиллы) имеют щитковидную форму, несут несколько спорангиев и собраны в стробилы. Современные хвощевидные – равноспоровые растения. Споры помимо экзины и интины имеют третью оболочку – перину. Гаметофиты потенциально обоеполые, автотрофные.
Класс Equisetopsida – Хвощевые
Порядок Equisetales – Хвощевые
Equisetum arvense L. – Хвощ полевой
1. Спорофит (гербарий).
А) Весенний побег. Рассмотреть гербарий и зарисовать внешний вид весеннего побега. Отметить стебель, мутовки листьев, стробил, корневище, придаточные корни.
Б) Летний побег. Рассмотреть и зарисовать. Отметить мутовки боковых ветвей, узлы, междоузлия, мутовки листьев.
2. Поперечный разрез стебля (микропрепарат, дополнительно). Рассмотреть препарат под микроскопом и определить тип стелы. Записать тип стелы в альбом.
3. Продольный разрез стробила (микропрепарат). Зарисовать и отметить ось стробила, спорангиофоры, спорангии.
4. Спорофилл (фиксированный материал). Рассмотреть под бинокуляром отдельный спорангиофор. Отметить ножку, щиток, спорангии.
5. Споры. Приготовить временный микропрепарат и рассмотреть его без покровного стекла при малом увеличении микроскопа. Пронаблюдать движение элатер при изменении влажности. Зарисовать споры в сухом и влажном состоянии и отметить споры, элатеры.
Equisetum sylvaticum L. – Хвощ лесной
Рассмотреть и зарисовать спорофит. Отметить: стебель, мутовки боковых ветвей, мутовки листьев, стробил.
Equisetum hiemale L. – Хвощ зимующий
Рассмотреть и зарисовать спорофит. Отметить: стебель, мутовки листьев, стробил.
Материал и оборудование: микроскопы, бинокуляры, чашки Петри, микропрепараты (строение стробила), гербарные экземпляры хвоща полевого, лесного и зимующего, фиксированный материал стробилов хвоща полевого, споры хвоща.
Контрольные вопросы и задания:
Дайте характеристику отдела Хвощевидные.
Каковы отличия в происхождении листьев Хвощевидных и Плауновидных?
Охарактеризуйте цикл развития хвоща.
Расскажите об анатомическом строении стебля хвоща.
Какие признаки строения используются при диагностике хвощей?
В чем особенность строения спор хвощей?
Что такое спорангиофоры? В чем их отличие от спорофиллов плаунов?
Расскажите о значении хвощей в жизни человека.
Домашнее задание: подготовиться к тесту по теме занятия.
- Высшие растения Методические указания к лабораторным занятиям
- Содержание
- Общие методические указания
- Высшие растения Общая характеристика высших растений
- Занятие 1. Отдел Моховидные. Класс Печеночные мхи
- Занятие 2. Отдел Моховидные. Класс Лиственные мхи
- Занятие 3. Отдел Плауновидные
- Занятие 4. Отдел Хвощевидные
- Занятие 5. Отдел Папоротниковидные
- Занятие 6. Отдел Папоротниковидные. Многообразие Полиподиопсид
- Занятие 8. Отдел Голосеменные. Порядок Сосновые
- Занятие 9. Многообразие Голосеменных
- Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
- Занятие 10. Соцветия
- 2. Рацемозные соцветия.
- 4. Цимозные соцветия.
- Занятие 11. Строение цветка
- Занятие 12. Положение завязи в цветке. Типы гинецея и плацентации
- Занятие 13. Строение пыльника. Строение семязачатка (семяпочки)
- Занятие 14. Апокарпные и ценокарпные плоды
- Занятие 15. Семейства лютиковые, бобовые
- Занятие 16. Семейства розоцветные, зонтичные
- Занятие 17. Семейства губоцветные, сложноцветные
- Занятие 18. Семейства лилейные, осоковые, злаковые
- Вопросы к экзамену
- Программа курса «Высшие растения»
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Система Карла Линнея
- Система а. Декандолля
- Характеристика семейств покрытосеменных
- 1. Морфология вегетативных органов представителей семейства.