Общие методические указания
Настоящие методические указания ставят цель помочь студентам разобраться в достаточно сложном материале раздела «Высшие растения», который представляет собой завершающую часть общего курса ботаники. На первом году обучения они проходят разделы «Водоросли, грибы и лишайники» и «Морфология и анатомия высших растений», на втором – «Высшие растения», годовой курс, включающий 2 раздела – «Высшие споровые и голосеменные растения» и «Покрытосеменные растения».
Курс высших растений состоит: 1) из теоретической лекционной части; 2) лабораторных работ; 3) экскурсий в Ботанический сад.
В теоретической лекционной части рассматриваются наиболее существенные вопросы, связанные с особенностями строения, размножения, систематического положения, а также распространение, роль в природных экосистемах и хозяйственное значение таксонов надвидового ранга высших растений. Особенности строения, размножения конкретных представителей и другие вопросы изучаются на лабораторных занятиях. При этом важно иметь в виду, что материалов, содержащихся в лекциях и лабораторных занятиях, недостаточно для полноценной подготовки к коллоквиумам и экзаменам. Необходимо использование как основной, так и дополнительной литературы, список которой приведён в конце издания.
Методические указания по каждому занятию включают ряд контрольных вопросов, которые позволят сделать самостоятельную работу более эффективной. Вопросы для повторения и коллоквиумов приведены в конце соответствующих разделов.
Программа курса и список обязательной и дополнительной литературы приведены в конце издания. В приложении помещены наиболее известные системы покрытосеменных растений, обобщенный цикл развития высших растений. Также приложение содержит таблицу (табл. 1), которую можно использовать на лабораторных занятиях для характеристики семейств покрытосеменных.
Посещение занятий и их отработка (в случае пропусков) являются обязательными. Для допуска к экзамену в конце каждого семестра студенты должны сдать на проверку: 1. Альбом (включающий рисунки с подписями, схемы и таблицы по всем пройденным темам). 2. Тетрадь с выполненными домашними заданиями. В методических указаниях приведены все обязательные для выполнения домашние задания.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: альбом; простой карандаш, а в некоторых случаях – цветные карандаши; резинку; линейку; две тонкие тетради (для проверочных и домашних работ).
- Высшие растения Методические указания к лабораторным занятиям
- Содержание
- Общие методические указания
- Высшие растения Общая характеристика высших растений
- Занятие 1. Отдел Моховидные. Класс Печеночные мхи
- Занятие 2. Отдел Моховидные. Класс Лиственные мхи
- Занятие 3. Отдел Плауновидные
- Занятие 4. Отдел Хвощевидные
- Занятие 5. Отдел Папоротниковидные
- Занятие 6. Отдел Папоротниковидные. Многообразие Полиподиопсид
- Занятие 8. Отдел Голосеменные. Порядок Сосновые
- Занятие 9. Многообразие Голосеменных
- Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
- Занятие 10. Соцветия
- 2. Рацемозные соцветия.
- 4. Цимозные соцветия.
- Занятие 11. Строение цветка
- Занятие 12. Положение завязи в цветке. Типы гинецея и плацентации
- Занятие 13. Строение пыльника. Строение семязачатка (семяпочки)
- Занятие 14. Апокарпные и ценокарпные плоды
- Занятие 15. Семейства лютиковые, бобовые
- Занятие 16. Семейства розоцветные, зонтичные
- Занятие 17. Семейства губоцветные, сложноцветные
- Занятие 18. Семейства лилейные, осоковые, злаковые
- Вопросы к экзамену
- Программа курса «Высшие растения»
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Система Карла Линнея
- Система а. Декандолля
- Характеристика семейств покрытосеменных
- 1. Морфология вегетативных органов представителей семейства.