9.10.3. Связь субъективных и объективных параметров
Существует множество работ, посвященных субъективной оценке акустического качества залов и её связи с объективными параметрами. Из них наибольшего внимания заслуживают исследования, проведенные группами акустиков и музыкантов под руководством Беранека, Кремера, Рейхардта, Шредера.
Результатом работы группы Шредера была методика, позволяющая оценить акустические качества помещения по двум критериям:
четкость, определяемая как отношение энергии, приходящей в точку приема за начальный период отзвука (50 мс) ко всей энергии, пришедшей за время отзвука;
интеруральная когерентность, т.е. степень схожести звуков, поступающих к правому и левому уху за длительность отзвука.
Чем меньше была корреляция, тем более высокие оценки давали эксперты помещению. Но оказалось, что эта методика позволяет получить лишь общую оценку качества залов и слушательских мест, но не позволяет сопоставить эти оценки с объективными параметрами качества залов.
Иные результаты получила группа Кремера. Музыкантам-экспертам были предложены 150 пар возможных критериев, После критического обсуждения количество пар было сокращено до 19, а затем до 4-х критериев. Однако не удалось выяснить, с какими весовыми коэффициентами эти критерии должны входить в общую оценку качества.
Наибольший объем исследований по субъективной оценке акустического качества залов провела группа Беранека. Беранек ранжировал по качеству 47 наиболее удачных по акустическим качествам залов во всем мире. Было проверено, имеется ли корреляция между качеством залов и 18 критериями, принятыми к рассмотрению при субъективных оценках.
При обработке результатов Беранек пришел к выводу, что количество субъективных критериев может быть сведено к восьми.
Рейхардт {Дрезденский технический университет) предположил, что из 18 критериев, предложенных Беранеком, можно выделить четыре главных. При этом он исходил из того, что критерии, характеризующие заметные и устранимые недостатки, должны быть исключены из рассмотрения. Для оценки оставшихся четырех критериев были найдены соответствующие объективные критерии:
прозрачность звучания соответствует критерию ясности С
пространственное впечатление - соответствует критерию пространственного впечатления R
тембральное окрашивание звучания - частотной характеристике времени реверберации T(f)
громкость - плотности звуковой энергии в помещении ε = E/V, где V- объем помещения, Е - энергия, заключенная в этом объеме.
Рейхардт утверждает, что совокупность этих четырех критериев вполне достаточна для оценки акустического качества помещения. Он замечает, что объективные критерии должны быть уточнены. Остается открытым вопрос: с какими весовыми коэффициентами эти критерии должны входить в общую оценку качества. Этот вопрос подлежит исследованию.
- Глава 8. Акустические измерения
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Основные понятия
- 8.3. Измерение времени реверберации
- 8.4. Измерение коэффициента звукопоглощения материалов
- 8.5. Измерение звукоизоляции
- 8.6. Измерение уровня акустического шума
- 8.7. Некоторые варианты построения сети акустического мониторинга в условиях мегаполиса
- 8.8. Контрольные вопросы
- Глава 9. Оценка качества звучания речи и музыки
- 9.1. Связь инструментальных измерений технических параметров (объективных испытаний) и акустических прослушиваний (субъективных экспертиз).
- 9.2. Оценка качества звучания речи
- 9.4. Аудиометрия
- 9.5. Аудиометры с синусоидальными испытательными сигналами
- 9.6. Калибровка аудиометров
- 9.7. Речевые аудиометры
- 9.8. Акустические камеры для аудиометрии
- 9.9. Феномен юношеской глухоты
- 9.10. Субъективные оценки акустических свойств помещения
- 9.10.1. Недостатки объективных методов
- 9.10.2. Понятия, используемые при субъективной оценке акустических свойств помещений
- 9.10.3. Связь субъективных и объективных параметров
- 9.11. Контрольные вопросы
- Глава 10. Системы озвучения и звукоусиления
- 10.1. Основные показатели систем озвучения
- 10.2. Особенности озвучения открытых пространств и помещений
- 10.3. Звукоусиление
- 10.4. Расчет номинального звукового давления громкоговорителя.
- 10.5. Контрольные вопросы
- Основная литература
- Глоссарий