Занятие 18. Семейства лилейные, осоковые, злаковые
Отдел Magnolyophyta – Покрытосеменные
Класс Liliopsida – Однодольные растения
Обычно травы, иногда вторичные деревья. Зародыш с 1 семядолей. Семядоли обычно с 2 главными проводящими пучками. Листья с параллельным или дуговым жилкованием. Листья часто не расчленены на черешок и пластинку, с влагалищным основанием. Листовых следов много. Проводящие пучки закрытого типа (без камбия); тип стелы – атактостела. Обычно нет ясной дифференциации коры и сердцевины. Корневая система, как правило, мочковатого типа. Цветки обычно 3-членные (реже 4- или 2-членные); чаще с простым околоцветником.
Подкласс Liliidae – Лилииды
Порядок Liliales – Лилиецветные
Многолетние или однолетние травы, обычно с хорошо развитыми подземными запасающими органами в виде корневищ, клубней, клубнелуковиц или луковиц. Листья очередные, у основания влагалищные, от линейных до яйцевидных. Цветки обоеполые, актиноморфные, редко зигоморфные, 3-членные, с простым околоцветником из свободных или сросшихся листочков. Тычинок 6 в двух кругах, редко их 3. 9 или 12. Гинецей ценокарпный, из 3 сросшихся карпелл. Плоды – многолистовки, коробочки или ягоды. Семена с маленьким зародышем и обильным эндоспермом.
Семейство Liliaceae – Лилейные
Морфология вегетативных органов представителей семейства.
Рассмотреть предложенные гербарные образцы представителей семейства (в наборе – 3 растения).
А) Определить тип корневой системы, отметить видоизменения подземных органов, записать в альбом.
Б) Зарисовать в альбом строение листа одного из видов. Определить тип листорасположения, отметить наличие или отсутствие прилистников, простой или сложный лист, особенности расчленения, соединение со стеблем, жилкование.
Соцветия. Определить основные типы соцветий предложенных видов, записать их типы в альбом.
Строение цветков и плодов представителей семейства.
А) Tulipa sp. – Тюльпан
1. Общий вид цветка. Рассмотреть, зарисовать и отметить простой венчиковидный околоцветник.
2. Андроцей с гинецеем. Рассмотреть, зарисовать и отметить тычинки, пестик (верхнюю завязь, трехлопастное рыльце). Составить и записать формулу цветка.
3. Рассмотреть плод, определить его тип, записать в альбом.
Б) Convallaria majalis L. – Ландыш майский (или Polygonatum odoratum (Mill.) Druce – Купена душистая)
1. Продольный разрез цветка. Рассмотреть, зарисовать и отметить простой венчиковидный околоцветник, тычинки, пестик. Составить и записать формулу цветка.
2. Рассмотреть плод, определить его тип, записать в альбом.
Порядок Cyperales – Осокоцветные
Многолетние корневищные травы, редко однолетние. Корневища подземные. Стебли обычно трехгранные, без полости. Листья очередные, трехрядные, почти всегда с влагалищем, с сидячей листовой пластинкой и параллельным жилкованием. Цветки мелкие, невзрачные, анемофильные, собранные в мелкие колоски, обоеполые или однополые. Околоцветник из щетинок или волосков, или редуцирован полностью. Тычинок обычно 3, реже 2, 1 или 6. Гинецей псевдомонокарпный, из 3 (реже 2) сросшихся плодолистиков. Плод орешковидный. Семена с маленьким зародышем, окружающим эндосперм. Порядок монотипный.
Семейство Cyperaceae – Осоковые
Морфология вегетативных органов представителей семейства.
Рассмотреть предложенные гербарные образцы представителей семейства (в наборе – 3 растения).
А) Зарисовать внешний вид любой разноколосой осоки. Отметить корневище, нижние (чешуевидные) листья, срединные листья (влагалище, листовая пластинка), кроющий лист соцветия, женские колоски, мужские колоски.
Б) Определить тип листорасположения, отметить наличие или отсутствие прилистников, простой или сложный лист, особенности расчленения, соединение со стеблем, жилкование.
Соцветия. Определить, какие из предложенных видов осок являются равноколосыми, какие – разноколосыми.
Строение цветков и плодов представителей семейства.
А) Scirpus sylvaticus L. – Камыш лесной
Рассмотреть и зарисовать строение цветка. Отметить околоцветник из щетинок, тычинки, гинецей. Составить и записать формулу цветка.
Б) Carex sp. – Осока
Рассмотреть и зарисовать:
1. Женский цветок. Отметить кроющую чешую, мешочек, рыльца пестика. Составить и записать формулу цветка.
2. Мужской цветок. Отметить кроющую чешую, тычинки. Составить и записать формулу цветка.
3. Определить тип плода. Сделать запись в альбом.
Порядок Poales – Мятликоцветные
Многолетние или однолетние травы или вторично древесные растения. Стебли в междоузлиях полые. Листья очередные, обычно двурядные, дифференцированные на длинное влагалище и листовую пластинку с параллельным жилкованием. На границе влагалища и листовой пластинки расположен язычок (лигула). Цветки обоеполые или однополые, мелкие, невзрачные, анемофильные, собранные в разнообразные сложные соцветия, состоящие из элементарных соцветий – колосков. Каждый колосок имеет ось, на которой расположены нижняя и верхняя колосковые чешуи. На оси расположены цветки, имеющие нижнюю и верхнюю цветковые чешуи, 2 пленчатые лодикулы, в большинстве своем 3 тычинки (реже их 1-6 или более), и псевдомонокарпный гинецей, состоящий из 2 (реже 3) сросшихся плодолистиков. Плод обычно зерновка. Семена с обильным мучнистым эндоспермом. Порядок монотипный.
Семейство Poaceae (Gramineae) – Злаки (Мятликовые)
Морфология вегетативных органов представителей семейства.
Рассмотреть предложенные гербарные образцы представителей семейства (в наборе – 5 растений).
А) Определить тип корневой системы, отметить видоизменения подземных органов (при их наличии), записать в альбом.
Б) Определить тип листорасположения, отметить наличие или отсутствие прилистников, простой или сложный лист, особенности расчленения, соединение со стеблем.
В) Зарисовать в альбом строение листа двух видов злаков. Отметить влагалище, листовую пластинку, влагалищно-пластиночное сочленение (ВПС), ушки, язычок.
Соцветия. Определить основные типы соцветий предложенных видов, записать их типы в альбом.
Строение цветков и плодов представителей семейства.
Secale cereale L. – Рожь посевная
Рассмотреть и зарисовать:
1. Строение колоска. Отметить ось колоска, нижнюю и верхнюю колосковые чешуи, цветки.
2. Цветок. Отметить нижнюю и верхнюю цветковые чешуи, ость нижней цветковой чешуи.
2. Тычинка. Отметить пыльник, тычиночную нить.
3. Пестик. Отметить верхнюю завязь пестика, перистые рыльца. Составить и записать формулу цветка.
4. Рассмотреть плод ржи, определить тип плода и записать в альбом.
Материал и оборудование: бинокуляры, чашки Петри, гербарные экземпляры тюльпана или лилии, ландыша майского, майника двулистного, камыша лесного, нескольких видов осок (о. острая, о. пузырчатая, о. заячья и др.), фиксированные цветки тюльпана и ландыша (или купены), камыша лесного, высушенные или зафиксированные соцветия осоки, гербарные экземпляры различных видов злаков (пырей ползучий, тимофеевка луговая, мятлик луговой, перловник поникающий, рожь посевная), гербарные наборы «Строение листа злаков», фиксированные цветки ржи посевной (или сухие колосья, предварительно размоченные в теплой воде).
Контрольные вопросы и задания:
Дайте общую характеристику семейства лилейные.
Охарактеризуйте вегетативные органы лилейных и расскажите о метаморфозах побегов лилейных.
Каковы особенности строения цветков и плодов лилейных?
Расскажите об использовании лилейных человеком и об охраняемых видах лилейных с территории Пермского края.
Дайте общую характеристику семейства осоковые.
Расскажите о строении вегетативных органов осоковых.
Каково строение колосков осок? Чем отличаются равно- и разноколосые осоки?
Расскажите о строении цветков у разных родов осоковых.
Какова роль осоковых в природе?
Дайте общую характеристику семейства злаковые.
Расскажите о строении вегетативных органов злаков: подземные органы, стебли, листья, ВПС.
Какие типы соцветий встречаются в семействе злаковые? Приведите примеры.
Расскажите о строении колоска и цветка злаков.
Каково значение злаков в жизни человека?
Домашнее задание: в тетради для домашних заданий составить характеристику семейств лилейные, осоковые и злаковые, используя материал практического занятия. Подготовиться к проверочной работе по пройденной теме.
- Высшие растения Методические указания к лабораторным занятиям
- Содержание
- Общие методические указания
- Высшие растения Общая характеристика высших растений
- Занятие 1. Отдел Моховидные. Класс Печеночные мхи
- Занятие 2. Отдел Моховидные. Класс Лиственные мхи
- Занятие 3. Отдел Плауновидные
- Занятие 4. Отдел Хвощевидные
- Занятие 5. Отдел Папоротниковидные
- Занятие 6. Отдел Папоротниковидные. Многообразие Полиподиопсид
- Занятие 8. Отдел Голосеменные. Порядок Сосновые
- Занятие 9. Многообразие Голосеменных
- Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
- Занятие 10. Соцветия
- 2. Рацемозные соцветия.
- 4. Цимозные соцветия.
- Занятие 11. Строение цветка
- Занятие 12. Положение завязи в цветке. Типы гинецея и плацентации
- Занятие 13. Строение пыльника. Строение семязачатка (семяпочки)
- Занятие 14. Апокарпные и ценокарпные плоды
- Занятие 15. Семейства лютиковые, бобовые
- Занятие 16. Семейства розоцветные, зонтичные
- Занятие 17. Семейства губоцветные, сложноцветные
- Занятие 18. Семейства лилейные, осоковые, злаковые
- Вопросы к экзамену
- Программа курса «Высшие растения»
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Система Карла Линнея
- Система а. Декандолля
- Характеристика семейств покрытосеменных
- 1. Морфология вегетативных органов представителей семейства.