63. Теплоотдача при мышечной деятельности в условиях высокой и низкой температуры воздуха. Регуляция температуры тела. Терморецепторы. Центры терморегуляции. Регуляция теплообразования и теплоотдачи.
Тепло регулируется нервным и гуморальным путями. Существуют терморецепторы, которые воспринимают холод или тепло. Они расположены в коже, кровеносных сосудах, отдельных органах. При колебаниях температуры в них возникает возбуждение, которое передается в высший центр теплообмена, расположенный в промежуточном мозге (в подбугровой области). Нервные импульсы, идущие от этого центра в основном по волокнам вегетативной нервной системы, влияют на изменение обмена веществ, а тем самым на теплообразование. Наряду с этим происходит изменение тонуса кожных сосудов. При понижении температуры окружающей среды имеет место рефлекторное сужение сосудов. В результате к коже притекает меньше крови, и теплоотдача уменьшается. Если температура окружающей среды повышается, кровеносные сосуды расширяются, и выделение тепла увеличивается. Велика роль коры больших полушарий в регуляции тепла. Так, на старте соревнований влияние коры больших полушарий проявляется в условнорефлекторном изменении обмена веществ и процессов теплообмена.
Усиление обмена веществ и энергии при мышечной деятельности сопровождается увеличением образования тепла. Это проявляется в повышении температуры тела. Так, нередко температура тела спортсменов при напряженных физических упражнениях поднимается до 39°. Теплопродукция бывает настолько значительной, что даже при плавании в относительно холодной воде у тренированных спортсменов температура тела повышается. Умеренное увеличение температуры тела (на 11,5°) при работе улучшает деятельность организма: повышается возбудимость центральной нервной системы, улучшаются упруговязкие свойства мышц, быстрее происходит отщепление кислорода от гемоглобина. Повышение температуры тела во время разминки способствует лучшему врабатыванию организма. При выполнении упражнений умеренной мощности после первоначального увеличения температуры отмечается ее стабилизация. В начале работы повышение температуры тела в значительной степени обусловлено тем, что теплообразование опережает теплоотдачу. Лишь спустя несколько минут устанавливается оптимальный баланс между образованием и отдачей тепла. Повышение температуры кожи в различных точках тела (на 1,52,5°) отмечается во время тренировочных занятий и соревнований. В период восстановления в течение 46 часов происходит возвращение температуры к исходному уровню. При утомлении температура кожи работающей конечности может понижаться. При значительной продукции тепла в условиях, затрудняющих теплоотдачу (высокая температура среды, повышенная влажность, слабое движение воздуха), может произойти перегревание организма и как следствие этого тепловой удар. Тепловой удар характеризуется значительным повышением температуры, выраженным учащением дыхания и усиленным сердцебиением, падением артериального давления, а в тяжелых случаях потерей сознания.
64. Характеристика процессов выделения. Функции почек. Строение нефрона. Механизм образования мочи. Регуляция образования и выделения мочи.
Основной ф-цией выделительных про-цессов ялв-ся освобождение организ-ма от конецчных продуктов обмена в-в, избытка воды, органических и не-орг-их соединений, т.е. сохранение постоянства внутр.среды организма.
Выделит.ф-ции осуществляются почка-ми, желудочно-кишечным трактом, ле-гкими, потовыми, сальными железами и др. Через почки удаляются избыток воды, солей и продукты обмена в-в. Жел-киш.тракт выводит из организма остатки пищевых в-в и пищеваритель-ных соков, желчь, соли тяжелых ме-таллов. Через легкие выделяются СО2, пары воды и летучие в-ва (про-дукты распада алкоголя, лекарст-венные в-ва). Потные железы удаляют воду, соли, мочевину, креатинин и молочную кислоту; сальные железы – кожное сало. Ведущая роль – почки и потовые железы.
Ф-ции почек: 1. Поддержание норма-льного содержания в организме воды, солей и некоторых в-в (глюкоза, аминокислоты); 2. Регуляция рН крови, осмотического давления, ион-ного состава и кислотно-щелочного состояния; 3. Экскреция из организ-ма продуктов белкового обмена и чу-жеродных в-в; 4. Регуляция кровяно-го давления, эритропоэза и сверты-вания крови; 5. Секреция ферментов и биологически активных в-в (ренин, брадикинин, простагландин и др.) Почка обеспечивает 2 процесса – мочеобразов-ый и гомеостатический.
В каждой почке человека около 1 млн нефронов, являющихся ее функцио-нальными единицами и включающими мальпигиево (почечное) тельце и мочевые канальцы. Мальпигиево тель-це состоит из капсулы Шумлянского –Боумана, внутри которой находится сосудистый клубочек. Внутренняя стенка капсулы соприкасается со стенками капилляров сосудистого клубочка, образуя базальную фильт-рующую мембрану. Между ней и наруж-ной стенкой капсулы находится щеле-видная полость, в которую поступает плазма крови, фильтрующаяся через базальную мембрану из капилляров клубочка.Клубочек состоит из при-носящей артерии, сложной сети арте-риальных капилляров и выносящей ар-терии. Диаметр выносящей артериолы меньше, чем приносящей, что способ-ствует поддержанию в капиллярах клубочка высокого кровяного давле-ния. Мочевые канальцы начинаются от щелевидной полости капсулы, которая переходит в проксимальный извитой каналец (каналец первого порядка). Затем проксимальный каналец выпрям-ляется и образует петлю Генле, пе-реходящую в дистальный извитой ка-налец (каналец 2-го порядка), отк-рывающийся в собирательную трубку. Собирательные трубки проходят через мозговой слой почки и открываются на верхушках сосочков.
Воды и низкомолекулярные компоненты плазмы фильтруются через стенки капилляров клубочка. Фильтрат, пос-тупивший в капсулу Шумлянского-Боумена, составляет первичную мочу, которая по своему содержанию отли-чается от состава плазмы только от-сутствием белков. Из каждых 10 л крови, проходящей через капилляры клубочков, образуется около 1 л фильтрата, что составляет в течение суток 150-180 л первичной мочи.
Регуляция мочеобразования осущ-ся нейрогуморальным путем. Высший под-корковый центр регуляции мочеобра-зования – гипоталамус. Импульсы от рецепторов почек по симпатическим нервам поступают в гипоталамус, где вырабатыв-ся антидиуретический гор-мон или вазопрессин, усиливающий реабсорбацию воды из первичной мочи и явл-ся основным компонентом гумо-ральной регуляции. Нервная регуля-ция происходит благодаря рефлектор-ным изменениям просвета почечных сосудов под влиянием различных воз-действий на организм. Это ведет к сдвигам почечного кровотока.
Потоотделениеосвобождает организм от конечных продуктов обмена в-в, поддерживает постоянство осмотичес-кого давления, нормализует темпера-туру тела вследствие теплоотдачи при испарении пота с поверхности кожи. Потоотделение термическое (на всей пов-ти тела) и эмоциональное (ладони, подмышки, лицо, стопы). Потоотделение, вызываемое физ.ра-ботой, представляет сочетание обоих видов. Иннервация потовых желез осущ-ся симпатическими нервами. Медиатор – ацетилхолин.
65. Характеристика желез внутренней секреции и их роль в регуляции функций организма в покое и при мышечной работе. Биологические свойства гормонов, функции и виды их взаимодействия.
Важную роль в гуморальной регуляции деятельности организма играют железы внутренней секреции: надпочечники, гипофиз, эпифиз, щитовидная, околощитовидные, вилочковая, поджелудочная и половые железы. Они вырабатывают особые вещества гормоны, которые поступают непосредственно в_кровь. Эндокринные железы небольшого размера. Они покрыты густой сетью капилляров и обильно орошаются кровью. Эндокринные железы богато снабжены нервами: чувствительными, секреторными, сосудистыми и трофическими. Эти нервы обеспечивают разностороннюю функцию желез. Гормоны представляют собой органические высокоактивные вещества. В организме имеется небольшое количество гормонов, но они эффективно влияют на деятельность органов и систем, регулируют обмен веществ в клетках и тканях. Гормоны влияют через кровь на рост, физическое и умственное развитие человека, половое созревание, функцию органов. Нарушение деятельности эндокринных желез снижает работоспособность человека, вызывает различные заболевания, а иногда и смерть. Чрезмерное усиление деятельности эндокринной железы называется гиперфункцией, а ослабление гипофункцией. При гиперфункции железы в кровь выделяется значительное количество гормонов, а при гипофункции количество гормонов в крови уменьшается. Эндокринные железы взаимодействуют между собой. Изменение функции одной железы сказывается на деятельности других желез. Регуляция выделения гормонов железами внутренней секреции осуществляется нервногуморальным путем. Железы, лишенные нервных связей, могут взаимодействовать друг с другом и влиять на функции организма через кровь. Нервная система функционирует нормально при определенном содержании гормонов в организме.
Общие свойства гормонов:
- выделяются из вырабатывающих их клеток во внеклеточное пространство; - не являются структурными компонентами клеток и не используются как источник энергии; - способны специфически взаимодействовать с клетками, имеющими рецепторы для данного гормона; - обладают высокой биологической активностью — эффективно действуют на клетки в очень низких концентрациях (около 10–6–10–11 моль/л). Гормоны оказывают влияние на клетки-мишени.
Гормоныделятся на 2вида: железы внутренней секреции- энокринные, смешанной секреции- семенники, яичники.
Функциональная классификация гормонов: 1. Эффекторные гормоны - гормоны, которые оказывают влияние непосредственно на орган-мишень. 2. Тройные гормоны - гормоны, основной функцией которых является регуляция синтеза и выделения эффекторных гормонов. Выделяются аденогипофизом. 3. Рилизинг-гормоны - гормоны, регулирующие синтез и выделение гормонов аденогипофиза, преимущественно тройных. Выделяются нервными клетками гипоталамуса.
Виды взаимодействия гормонов. Синергизм - однонаправленное действие двух или нескольких гормонов. Например, адреналин и глюкагон активируют распад гликогена печени до глюкозы и вызывают увеличение уровня сахара в крови.
Антагонизм всегда относителен. Например, инсулин и адреналин оказывают противоположные действия на уровень глюкозы в крови. Инсулин вызывает гипогликемию, адреналин - гипергликемию. Биологическое же значение этих эффектов сводится к одному - улучшению углеводного питания тканей. Пермиссивное действие - гормон, сам не вызывая физиологического эффекта, создает условия для ответной реакции клетки или органа на действие другого гормона. Например, глюкокортикоиды, не влияя на тонус мускулатуры сосудов и распад гликогена печени, создают условия, при которых даже небольшие концентрации адреналина увеличивают артериальное давление и вызывают гипергликемию в результате гликогенолиза в печени.
66. Теория стресса и общего адаптационного синдрома (Г.Селье). Гормоны коры и мозгового вещества надпочечников и их роль в адаптационных процессах и мышечной деятельности.
Ведущими в теории стресс-реакции Г. Селье считает три положения:
1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стресса, а также (в пределах разумного) от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет собой универсальную модель защитных реакций, направленных на защиту человека (или животного) и на сохранение целостности его организма. 2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три определенных стадии. Вместе эти стадии представляют общий адаптационный синдром. 3. Защитная реакция, если она будет сильной и продолжительной, может перейти в болезнь, так называемую «болезнь адаптации».
Стадии стресс-реакции (общего адаптационного синдрома):1) реакция тревоги (alarm reaction); 2) стадия резистентности (stageofresistence); 3) стадия истощения (stageofexhaustion).
В первой стадииреакция тревоги развивается через 6 часов и длится 24-48 часов, отмечается уменьшение размеров тимуса, наличие кровоизлияний в слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, лейкоцитопения и анэозинофилия в крови. В эндокринологическом профиле отмечается повышенная секреция АКТГ гипофиза, что приводит к усилению секреции глюкокортикоидных гормонов коры надпочечников; угнетены секреция минералкортиекоидов, функции щитовидной и половых желез (Михайлова И. А., 1960; Гервазиева И. Д., 1963; Карнович О. А., 1963; Сааков Б. А., Еремина С. А., Гульянц Э. С., 1967; Горизонтов П. Д., Протасова Т. Н., 1968; Горизонтов П. Д., 1969; Еремина С. А., 1973 и др.).
Вторая стадияразвивается спустя двое суток после действия экстремальных факторов. В. Л. Марищук (1984, 1995) вторую стадию стресс-синдрома, характеризующуюся повышением резистентности, разделяет на две фазы: перекрестной резистентности, в которой отмечается рост неспецифической устойчивости, повышение работоспособности и ускорение психических процессов; и фазу перекрестной сенсибилизации.
Интересна позиция Л.Х. Гаркави с соавт. (1977), разделяющих резистентность на «активную» («истинную», характеризующуюся отсутствием перехода в третью стадию стресса при повторяющихся относительно сильных раздражителях) и «пассивную», развивающуюся благодаря охранительному/запредельному торможению.
Третья стадияхарактеризуется срывом адаптационных механизмов с декомпенсацией функционирования органов и систем органов.
Во время стресса в организме человека или животного происходит каскад различных биохимических реакций, сопровождающих вовлечение кортико-лимбико-гипоталамической системы в ответную реакцию при разных формах стрессовой нагрузки на организм. Здесь важны афферентно-эфферентные связи гипоталамуса, таламуса, миндалевидного комплекса, гиппокампа и различных отделов коры больших полушарий головного мозга.
Ф. З. Меерсон и М. Т. Пшепникова (1988) отмечают три главных изменения, развивающихся при адаптации к стрессу:
адаптивное увеличение потенциальной мощности стресс-реализующих систем;
снижение степени включения таких систем, т.е. уменьшение стресс-реакции по мере повторения стрессорных ситуаций;
снижение реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса − их своеобразная десенситизация.
Из коры надпочечников выделено более 40 кортикостероидов. Физиологически активными является только 8 из них. ГКС делят на три группы: 1) глюкокортикоиды (гидрокортизон, кортизон и кортикостерон) 2) минералокортикоиды (альдостерон, дезоксикортикостерон) 3) половые гормоны (андрогены, эстрогены, прогестерон).
В коре надпочечников образуются гормоны корт и к о и ды биологически активные соединения, принимающие участие в регуляции белкового, жирового, углеводного, минерального обмена. В частности, они способствуют сохранению определенного нормального соотношения калия и натрия в плазме крови и тканевой жидкости. Гормоны коры надпочечников усиливают мобилизацию жира для энергетического обмена, стимулируют синтез гликогена в печени и мышцах из продуктов распада белков и образование глюкозы в печени с выходом ее в кровь, нейтрализуют ядовитые продукты белкового обмена. Выделение гормонов коры надпочечников возрастает при болевых раздражениях, перегревании и охлаждении организма, недостатке кислорода, психических переживаниях, а также при значительных мышечных напряжениях. Кора надпочечников продуцирует также половые гормоны, которые принимают участие в формировании вторичных половых признаков, когда функции половых желез недостаточно развиты (в детском возрасте). С достижением половой зрелости эти гормоны коры надпочечников оказывают на организм уже небольшое воздействие, а к старости их роль снова повышается в связи с уменьшением внутрисекреторной деятельности половых желез.
Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормоны, относящиеся к катехоламинам. Основной гормон – адреналин, вторым по значимости является предшественник адреналина – норадреналин. Значение адреналина и норадреналина Адреналин выполняет функцию гормона, он поступает в кровь постоянно, при различных состояниях организма (кровопотере, стрессе, мышечной деятельности). Возбуждение симпатической нервной системы приводит к повышению поступления в кровь адреналина и норадреналина. Адреналин влияет на углеродный обмен, ускоряет расщепление гликогена в печени и мышцах, расслабляет бронхиальные мышцы, угнетает моторику ЖКТ и повышает тонус его сфинктеров, повышает возбудимость и сократимость сердечной мышцы. Он повышает тонус кровеносных сосудов, действует сосудорасширяюще на сосуды сердца, легких и головного мозга. Адреналин усиливает работоспособность скелетных мышц. Повышение активности адреналовой системы происходит под действием различных раздражителей, которые вызывают изменение внутренней среды организма. Адреналин блокирует эти изменения. Норадреналин выполняет функцию медиатора, он входит в состав симпатина – медиатора симпатической нервной системы, он принимает участие в передаче возбуждения в нейронах ЦНС. Секреторная активность мозгового слоя надпочечников регулируется гипоталамусом.
67. Гормоны щитовидной железы и их значение для развития организма и процессов обмена веществ. Гормоны околощитовидных желез и их роль в регуляции обмена кальция.
В щитовидной железеимеются 2 груп-пы клеток. Одна группа вырабатывает трийодтиронин (Т3) и тироксин (Т4), а другая – кальцитонин.
Т3 и Т4 активизируя генетический аппарат клеточного ядра и митохонд-рии клеток, стимулируют все виды обмена в-в и энергетический обмен организма. Они усиливают поглощение кислорода, увеличивают основной об-мен в организме и повышают темпера-туру тела, влияют на белковый, жи-ровой и углеводный обмен, обеспечи-вают рост и развитие организма, усиливают эффективность симпатичес-ких воздействий на ЧСС, артериаль-ное давление и потоотделение, повы-шают возбудимость ЦНС.
Кальцитонин вместе с гормонами околощитовидных желез участвует в регуляции содержания кальция в орга-низме. Он вызывает снижение концентрации кальция в крови и поглощение его костной тканью, что способст-т образованию и росту костей.
При недостаточном поступлении в ор-ганизм йода возникает резкое сни-жение активности щитовидной железы - гипотиреоз. В детском возрасте это приводит к развитию кретинизма – задержке роста, полового, физ. и умственного развития, нарушениям пропорций тела.
В случае гипертиреозавозникают токсические явления, вызывающие Базедову болезнь. Происходит раз-растание щитовидной железы (зоб), повышается основной обмен, наблюда-ется потеря веса, пучеглазие, повы-шение раздражительности.
У человека 4околощитовидные желе-зы, прилегающие к задней поверхно-сти щитовидной железы. Они выраба-тываютпаратгормон, который участ-вует в регуляции содержания кальция в организме. Он повышает концен-трацию кальция в крови, усиливая его всасывание в кишечнике и выход из костей. Выработка паратгормона усиливается при недостаточном содержании кальция в крови. Нарушение нормальной секреции при-водит в случаегиперфункции около-щитовидных желез к потере костной тканью кальция и фосфора (Демине-рализация костей) и деформации костей, а также к появлению камней в почках, падению возбудимости нер-вной и мышечной тканей, ухудшению процессов внимания и памяти. В слу-чае недостаточной ф-ции возникают резкое повышение возбудимости нер-вных центров, судороги и смерть в результате тетанического сокращения дыхательных мышц.
Стрессовые р-ции это нормальные приспособительные р-ции организма к действию сильных неблагоприятных раздражителей.
68. Гормоны гипофиза - передней, задней и промежуточной долей, их функциональное значение. Роль гормонов гипофиза в регуляции других желез внутренней секреции.
Гипофиз, или нижний мозговой придаток, расположен в средней части основания мозга, в углублении турецкого седла и соединяется ножкой с мозговым веществом (с гипоталамусом). Представляет собой железу массой 0,5 г. В нем выделяют два основных отдела: переднюю долю – аденогипофиз и заднюю – нейрогипофиз, промежуточный, относительно плохо васкуляризированный, практически не выраженный у человека.
Аденогипофизсинтезирует и секретирует следующие гормоны:
Гонадотропные гормоны - гонадотропины (гонады - половые железы, "тропос" - место)
фолликулостимулирующий гормон (ФСГ)
лютеинизирующий гормон (ЛГ)
Гонадотропины стимулируют деятельность мужских и женских половых желез и выработку ими гормонов.
Адренокортикотропный гормон (АКТГ) - кортикотропин - регулирует деятельность коры надпочечников и выработку ею гормонов
Тиреотропный гормон (ТТГ) - тиреотропин - регулирует функцию щитовидной железы и выработку ею гормонов
Соматотропный гормон (СТГ) - соматотропин - стимулирует рост организма.
Избыточная продукция гормона роста у ребенка может привести к гигантизму, рост которых в 1,5 раза превышает рост нормального человека. У взрослого человека, когда рост и формирование организма уже закончено, развивается акрогемалия - увеличение размеров рук, ног, лица. Одновременно растут и мягкие ткани: утолщаются губы и щеки, язык становится настолько большим, что не помещается во рту.
При его недостаточной выработке в раннем возрасте рост ребенка тормозится и развивается заболевание гипофизарная карликовость. Гипофизарный карлик отличается от карлика-кретина (при заболевании щитовидной железы) правильными пропорциями тела и нормальным умственным развитием.
Пролактин - регулятор фертильности и лактации у женщин
Нейрогипофизнакапливает синтезируемые в нервных ядрах гипоталамуса гормоны
Вазопрессин - контролирует обратное всасывание воды в почечных канальцах на определенном уровне и является одним из факторов, определяющих постоянство водно-солевого обмена в организме. Вазопрессин уменьшает мочевыделение, а также суживает кровеносные сосуды, что обусловливает повышение кровяного давления.
Понижение функции задней доли гипофиза вызывает несахарное мочеизнурение, при этом больной выделяет до 15 л мочи в сутки. Такая большая потеря воды требует ее восполнения, поэтому больные страдают от жажды и выпивают большое количество воды.
Окситоцин ВЫЗЫВАЕТ сокращение гладких мышц матки, кишечника, желчного и мочевого пузыря.
69. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон) и их функциональное значение.
Поджелудочная железа функционирует как железа внешней секреции, выде-ляя пищеварительный сок через спе-циальные протоки в 12-ти перстную кишку, и как железа внутр.секреции, секретируя непосредственно в кровь гормоны инсулини глюкагон.
Глюкагон вызывает расщепление гли-когена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует рас-щепление жиров в печени и жировой ткани.
Инсулин регулирует все виды обмена в-в и энергообмен. В печени инсулин вызывает синтез гликогена, аминоки-слот и белков в печеночных клетках. Дефицит инсулина вызывает сахарный диабет. В организме при этом нару-шается утилизация в клетках глюко-зы, резко повышается концентрация глюкозы в крови и моче, что сопро-вождается значительными потерями воды с мочой, соответственно, силь-ной жаждой и большим потреблением воды.
70. Половые железы, мужские и женские половые гормоны, их влияние на формирование организма, обмен веществ и мышечную работоспособность.
Половые гормонынадпочечников –андрогены (мужские) иэстрогены (женские), наиболее активны на ранних стадиях онтогененза (до полового созревания). Они ускоряют половое созревание мальчиков, фо-рмируют половое поведение у женщин. Андрогены вызывают анаболические эффекты, повышая синтез белков в коже, мышечной и костной ткани, способствуют развитию вторичных половых признаков.
К половым железам относят семенники в мужском организме и яичники в женском организме. Они формируют половые клетки и выделяют в кровь половые гормоны. И в мужском и в женском организме вырабатываются и мужские половые гормоны (андрогены) и женские (эстрогены), которые отличаются по их количеству.
Мужской половой гормон тестостерон вырабатывается специальными клет-ками в области извитых канальцев семенников. Другая часть клеток обеспечивает созревание спермато-зоидов и вместе с тем продуцирует эстрогены. Тестостерон обеспечивает развитие первичных и вторичных по-ловых признаков мужского организма, регулирует процессы сперматогенеза, протекание половых актов, формирует характерное половое поведение, осо-бенности строения и состава тела, психические особенности. Тестостерон стимулирует синтез белков, спо-собствуя гипертрофии мыш-ой ткани.
Выработка женских половых гормонов(эстрогенов) осущ-ся в яичниках клетками фолликулов. Основным гор-моном этих клеток явл-ся эстрадиол. В яичниках также вырабатываются андрогены. Эстрогены регулируют процессы формирования женского ор-ганизма, развитие первичных и вто-ричных половых признаков женского организма, рост матки и молочных желез, становление цикличности половых ф-ций, протекание родов. Кроме эстрогенов в женском орга-низме вырабатывается гормонпроге-стерон. Секреция этих гормонов на-ходится под контролем полового цен-тра гипоталамуса.
71. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Возрастная периодизация. Закономерности роста и развития.
Онтогенез – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.Для периодов онтогенеза характерно ряд общих закономерностей, таких как целостность и фазность процесса, стабильность и гетерохронность, единство наследственности и изменчивости. Своеобразными узловыми точками онтогенеза являются критические периоды индивидуального развития, особенностью которых - высокая чувствительность организма к различным раздражителям внешней среды. Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости.Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.I. Пренатальный период (внутриутробное развитие):1. Эмбриональный период – от зачатия до 3 мес.2. Плодный период – от 3 до 9мес (до рождения)^II. Постнатальный период:1. Перинатальный период – 28-ая неделя пренатального развития и первые 10 дней постнатального периода2. Период новорожденности - первый месяц жизни3. Грудной возраст - от 1 мес. до 1 года4. Раннее детство - 1 - 3 лет5. Первое детство - 4 - 7 лет6. Второе детство - 8 - 11 лет (девочки)8 - 12 лет (мальчики). 7. Подростковый (пубертатный) период - 12-15 лет (девочки) 8. Юношеский возраст - 16-20 лет (девушки)17 - 21 год (юноши)9. Зрелый возраст: 1 период - 21 - 35 лет (женщины)22 - 35 лет (мужчины)2 период - 36 - 55 лет (женщины)36 - 60 лет (мужчины)10. Пожилой возраст - 56 - 74 года (женщины)61 - 74 года (мужчины)11. Старческий возраст - 75 - 90 лет12. Долгожители - 90 лет и выше.Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно. Особенности развития человека■ у человека периоды ускоренного роста чередуются с их замедлением;■ в первый год жизни и в период полового созревания идет наиболее интенсивный рост и развитие организма;■ во время роста изменяется соотношение длины головы и тела. У новорожденного оно составляет 1:4, у взрослого — 1:8;■ для развития мышления и двигательной активности очень важен период от 2 до 4 лет. «Маугли» — возвращенные в общество до этого периода — развиваются до нормального человека, а после этого периода — не могут стать полноценными людьми.
72. Паспортный и биологический возраст. Критерии оценки биологического возраста.
Считается, что развитие человека обусловлено тремя основными программами: видовой (генетической), социальной и онтогенетической. При этом онтогенетическая программа формируется в результате взаимодействия генетической и социальной.Ведущую роль в совершенствовании двигательной деятельности человека играет социальная программа, подтверждающаяся практикой физической культуры и спорта, непрерывным ростом арсенала и сложности физических упражнений.В литературе можно встретить следующие термины: «календарный возраст» (он же паспортный, или хронологический) и «биологический возраст».Паспортный возраст - это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней.Биологический возраст показывает степень зрелости (физической, интеллектуальной), достигнутой организмом.Понятие «биологический возраст» возникло в связи с тем, что дети и подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет, обладая в периоды гармоничной акселерации большими морфофункциональными возможностями, чем их сверстники.Нередко физическое и умственное созревание, функциональная дееспособность двигательного аппарата и внутренних органов, общее состояние организма, т.е. все то, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным, опережая его или, наоборот, заметно отставая. Такое несовпадение может еще более усиливаться акселерацией, под которой понимают сложный комплекс явлений, характеризующихся следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.Критериями биологического возраста могут быть морфологические и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от периодов детства. Из морфологических показателей чаще используют скелетную зрелость (сроки оссификации скелета), зубную зрелость (прорезывание и сменазубов), зрелость форм тела (пропорций), развитие первичных и вторичных половых признаков.Функциональными критериями биологического возраста являются показатели, отражающие зрелость нервной системы, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (дыхание, кровообращение и т.п.).К биохимическим показателям относится ряд объективных критериев гормонального и ферментативного профиля у детей и подростков (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978).Зубная формула учитывает порядок, сроки прорезывания и смены зубов и является объективным показателем биологического возраста от 6 до 13 лет, но в последующие годы ее информативность теряется. Для оценки зубного возраста необходимо визуально определить наличие или отсутствие молочных зубов, степень и число прорезавшихся постоянных зубов и результат сравнить со стандартом.При анализе рентгенограмм с целью оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами, приведенными в специальных атласах.Однако в настоящее время нормативы контрольно-педагогических испытаний (тестов) физической подготовленности детей и подростков рассчитаны, и организаторы спортивных соревнований ориентируются на календарный (паспортный), а не на биологический возраст.Обычно половое созревание считается ранним, если первые его признаки появляются у девочек в возрасте 8—9 лет, а у мальчиков — в 10 лет. К среднему варианту темпа полового созревания у девочек относится начало появления первых его признаков в 10—11 лет при общей продолжительности этого процесса в среднем 5—6 лет, у мальчиков — начало процесса в возрасте 12 — 13 лет и завершение его к 18 годам. О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых его признаков у девочек в 13 лет и позже,
73. Акселерация и ретардация детей и подростков. Критические периоды развития детей и подростков.
Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.. Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5-9 годам у детей конца 19 века. В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы. Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10-12 лет, а у мальчиков 12-14 лет. В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах У женщин менопауза отодвинулась к 48-50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43-45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации. Основные причины появления акселерации: 1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин. 2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.). 3. Влияние СМИ. 4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда. 5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма. 6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях). Все эти факторы действуют в комплексе. Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация. Ретардация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды. Медики сейчас констатируют, что наряду с акселерацией сегодня начинает преобладать ретардация — задержка развития: до 40% шестилеток функционально не готовы к школе. Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее. Основные причины появления ретардации: Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.). Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).
74. Возрастное развитие двигательного аппарата.
В эмбриональном периоде развития скелет закладывается как соединительнотканное образование. Еще до рождения ребенка эта ткань сменяется хрящевой, затем происходит разрушение хряща и замена его костной тканью. Процесс окостенения протекает в течение всего периода развития организма. За период роста в костях сокращается количество воды и органических веществ, и увеличивается количество минеральных веществ. Кости туловища, конечностей и основания черепа развиваются на основе хряща. Формирование костей происходит из одной или нескольких точек окостенения. Первая появляется на 8-й неделе эмбриогенеза и постепенно распространяется в стороны, до полного формирования кости. Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. Суставы начинают формироваться на 6-11-й неделе эмбрионального развития. Образуются суставные поверхности, суставная полость и другие элементы сустава. У новорожденных имеются все анатомические элементы сустава. Однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам, у женщин на 2-3 года раньше.Позвоночник. Позвоночник новорожденного, как и взрослого, состоит из 32-33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 3-4 копчиковых). Особенностью позвоночника ребенка первого года жизни является практическое отсутствие изгибов. Первой образуется шейная кривизна (выпуклостью вперед, лордоз), когда у ребенка появляется возможность удерживать в вертикальном положении голову. К концу первого года жизни формируется поясничная кривизна (также выпуклостью вперед), необходимая для реализации позы стояния и акта прямохождения. Грудная кривизна (выпуклостью назад, кифоз) формируется позже. Изгибы позвоночника, начавшие формироваться на 1-м году жизни, полностью формируются в возрасте 12 –14 лет. Рост позвоночника наиболее интенсивно происходит в первые два года жизни. При этом сначала все отделы позвоночника растут относительно равномерно, а, начиная с 1,5 лет рост верхних отделов – шейного и верхнегрудного – замедляется, и увеличение длины происходит в большей мере за счет поясничного отдела. Следующий этап ускорения роста позвоночника – период «полуростового» скачка (6-7 лет). Последнее вытягивание позвоночника происходит на начальных этапах полового созревания, после чего рост позвонков замедляется. ^ Скелет верхних конечностей. Окостенение свободных конечностей продолжается до 18-20 лет, причем ранее всего окостеневают ключицы (практически еще внутриутробно), затем – лопатки и последними – кости кисти. К 10-12 годам выявляются половые различия, которые заключаются в более быстром окостенении у девочек по сравнению с мальчиками (разница составляет примерно 1 год).^ Скелет нижних конечностей. Пояс нижних конечностей включает таз и свободные нижние конечности. Таз состоит из крестца и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. У детей каждая тазовая кость состоит из трех самостоятельных костей: подвздошной, лобковой, седалищной. Их сращение и окостенение начинается с 5-6 лет, а завершается к 17-18 годам. Крестец у детей также еще состоит из несросшихся позвонков, которые соединяются в единую кость в подростковом возрасте. Половые различия в строении таза начинают проявляться в возрасте 9 лет. Порядок и сроки окостенения свободных нижних конечностей в целом повторяют закономерности, характерные для верхних. Мышцы головы и некоторые мышцы шеи развиваются из мышечных зачатков висцеральных и жаберных дуг. К моменту рождения наиболее развиты мышцы головы, туловища и верхних конечностей. После рождения мышцы растут, увеличиваются их размеры и масса. Рост мышц в длину продолжается до 23-25 лет.
75. Возрастное развитие эндокринной системы.
Формирование желез и их функционирование начинается еще во время внутриутробного развития. Эндокринная система отвечает за рост эмбриона и плода. В процессе формирования тела, образовываются связи между железами. После рождения ребенка они укрепляются.С момента появления на свет и до наступления периода полового созревания наибольшее значение имеют щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В пубертатном периоде возрастает роль половых гормонов. В период с 10-12 до 15-17 лет происходит активизация многих желез. В дальнейшем их работа стабилизируется. При соблюдении правильного образа жизни и отсутствии болезней в работе эндокринной системы не наблюдается существенных сбоев. Исключение составляют лишь половые гормоны.Еще одна важная железа в организме человека – щитовидная. Она начинает развиваться одной из первых в эндокринной системе. К моменту рождения, вес железы составляет 1-5 граммов. В 15-16 лет ее масса считается максимальной. Она составляет 14-15 грамм. Наибольшая активность этой части эндокринной системы наблюдается в 5-7 и 13-14 лет. После 21 года и до 30 лет активность щитовидной железы снижается.Паращитовидные железы начинают формироваться на 2 месяц беременности (5-6 недель). После появления на свет ребенка, их вес составляет 5 мг. В течение жизни ее вес увеличивается в 15-17 раз. Наибольшая активность паращитовидной железы наблюдается в первые 2 года жизни. Затем до 7 лет она поддерживается на довольно высоком уровне.Вилочковая железа или тимус наиболее активно действует в пубертатном периоде (13-15 лет). В это время его вес составляет 37-39 грамм. Его масса уменьшается с возрастом. В 20 лет вес составляет около 25 грамм, в 21-35 – 22 грамма. Эндокринная система у пожилых работает менее интенсивно, поэтому и вилочковая железа уменьшается в размерах до 13 грамм. По мере развития лимфоидные ткани тимуса заменяются жировыми.Надпочечники при рождении ребенка весят примерно 6-8 грамм каждый. По мере роста их масса увеличивается до 15 грамм. Формирование желез происходит до 25-30 лет. Наибольшая активность и рост надпочечников наблюдаются в 1-3 года, а также в период полового развития. Благодаря гормонам, которые вырабатывает железа, человек может контролировать стресс. Они также влияют на процесс восстановления клеток, регулируют обмен веществ, половые и другие функции.Развитие поджелудочной железы происходит до 12 лет. Нарушения в ее работе обнаруживаются преимущественно в период до начала полового созревания.Эндокринная система у детей более активна, в сравнении с взрослыми. Основные изменения желез происходят в раннем возрасте, младшем и старшем школьном возрасте.
76. Возрастные особенности развития сенсорной и нервной системы.
К моменту рождения нервная система ребенка уже сформирована, развиты все отделы нервной системы, но она еще не совершенна в своей работе (по своей функциональной деятельности).Нервная система начинает формироваться на 3-ей неделе эмбрионального развития из клеток эктодермы (наружного зародышевого листка эмбриона). Вначале нейроны представляют собой ядро окруженное цитоплазмой. На 3-ем месяце внутриутробного развития начинается рост аксона. Он растет к периферии, вплоть до конечного органа. Функциональная деятельность нейрона начинается с того момента, когда аксон достигает органа. Вместе с аксоном развивается синапс. Дендриты растут после аксона. Способность проводить возбуждение у дендрита появляется позже, чем у аксона: аксон функционирует уже до рождения, а дендрит – после. В коре больших полушарий количество дендритов возрастает с увеличением числа условнорефлекторных связей.После рождения количество нервных клеток изменяется незначительно. Усложнение функций нервных клеток происходит благодаря следующим изменениям:за счёт увеличения размера нейронов; роста аксона в длину;ветвления дендритов;увеличения диаметра отростков;увеличения расстояния между нервными клетками.Миелинизация нервных волокон.По мере роста аксонов происходит их миелинизация. Этот процесс осуществляется от тела клетки к периферии аксона. Миелинизация начинается на 4-5 месяце эмбрионального развития и заканчивается в основном к 3 годам жизни ( хотя рост миелиновой оболочки продолжается и после 3-х лет). Пока нет миелиновой оболочки, функциональные возмож-ности нервного волокна ограничены (возможны только слабые реакции). По мере разви-тия миелиновой оболочки возбудимость нервного волокна постепенно увеличивается. Двигательные нервы и проводящие пути спинного мозга покрываются миелином к моменту рождения,чувствительные – к 3-м мес. жизни, черепно-мозговые нервы – к 3-4 годам.По мере миелинизации нейронов головного мозга ребёнок способен выполнять те или иные действия и движения. Например: миелинизация речевого центра заканчивается к 1,5- 2 годам, поэтому у ребёнка появляется речь.Недостаток миелина приводит к «разлитой» реакции, т.е. на один раздражитель ребёнок отвечает многочисленными действиями. Например: когда грудной ребёнок хочет есть, он не только чмокает губами,но также плачет, кричит и совершает различные движения телом, руками, ногами. В 3 мес., видя знакомого взрослого, ребёнок не только улыбатся ему, но и совершает движения, начинает издавать звуки.^ Развитие спинного и головного мозга.К моменту рождения строение мозга в основном завершено.Наиболее развит спинной мозг. Его масса к рождению около 4 гр., к 6 месяцам увеличивается в 2 раза, к 3 годам – в 4 раза, к 6г. – в 5 раз, к 20 годам увеличивается в 8 раз.К рождению все клетки хорошо развиты. Рефлексы, за которые отвечает спинной мозг, устанавливаются ещё в период внутриутробного развития.Головной мозг формируется ещё до рождения. На 5-ой нед. у эмбриона образуются мозговые пузыри, из которых развиваются все отделы головного мозга. В этот период важно сохранение здоровья матери, недопустимы заболевания, курение ( в том числе пассивное ),алкоголь. Уноворожденного масса мозга составляет 350-370 грамм. Наиболее интенсивно головной мозг растёт и развивается на протяжении первых 7 лет. К 1 году масса мозга удваивается, к 3 годам – утраивается, к 7 годам – приближается к массе взрослого, достигая 1250 гр.В школьном возрасте нарастание массы мозга резко замедляется и к наступлению зрелос-ти составляет примерно 1400 гр., максимума достигает к 20 – 29 годам.Но функциональные возможности мозга имеют большие отличия, т.к. клетки головного мозга у детей имеют более простое строение.Одновременно с ростом мозга происходит усложнение его строения, а следовательно, развиваются и совершенствуются функции нервной системы ребёнка. К моменту рождения хорошо развиты отделы мозга, отвечающие за безусловные рефлексы (рефлексы дыхания, сердечно- сосудистой системы, пищевые, защитные и ориентировочные рефлексы). Со 2-ого мес. жизни у ребёнка на основе безусловных рефлексов начинают вырабатываться условные рефлексы. Развитие коры больших полушарий. Развитие коры происходит в течение длительного периода онтогенеза. Кора начинает формироваться рано. До 4 мес. у плода поверхность больших полушарий гладкая, с 5 мес. появляются основные борозды. К моменту рождения кора имеет такой же тип строения, как и у взрослого, но она отличается по форме и величине борозд и извилин. В дальнейшем, по мере роста ребёнка, борозды становятся глубже, извилины между ними рельефнее, продолжается формирование мелких борозд и извилин.К моменту рождения кора имеет такое же количество нервных клеток, как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы: клетки имеют более простое строение, имеют простую форму, небольшое количество отростков. Кора тоньше, чем у взрослых, корковые слои слабо дифференцированы, нервные центры недостаточно сформированы.После рождения кора развивается очень быстро. К 2 годам площадь коры увеличивается в 2,5 раза (за счёт увеличения количества отростков и их длины).К 5-7 годам мозг ребёнка похож на мозг взрослого, но отличается по своим функциональным возможностямРазвитие зрительной сенсорной системы также идет от периферии к центру. Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается к 3-4 месяцам жизни. Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно. В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга, и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим – несколько позже.В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года. Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого.
77. Возрастные особенности развития системы крови, сердечно-сосудистой системы.
У новорожденного ребенка средняя величина кровяного давления оставляет 76 мм рт.ст. У детей всех возрастов имеется общая тенденция к увеличению систолического, диастолического и пульсового давления с возрастом.Максимальное кровяное давление к 1 году равно 100 мм рт.ст., к 5-8 годам - 104 мм рт.ст., к 11-13 годам - 127 мм рт.ст., к 15-16 годам - 134 мм рт.ст. Минимальное давление, соответственно, равно: 49, 68, 83 и 88 мм рт.ст. Величина артериального давления у детей одного возраста значительно колеблется. Более высокое давление отмечено у детей, имеющих больший рост и массу.Величина кровяного давления у детей легко изменяется под влиянием различных внешних факторов. Так, при переходе тела из положения сидя в горизонтальное кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт.ст.На величину кровяного давления у детей влияют климатические и географические условия местности: у детей всех возрастных групп, проживающих на юге, кровяное давление ниже, чем у северян.У грудных детей отмечено повышение давления при приеме пищи. Утром кровяное давление ниже, а к вечеру повышается.Занятия в школе влияют на величину кровяного давления учащихся. В начале учебного дня отмечено повышение минимального давления от урока к уроку и понижение максимального (т.е. уменьшение пульсового давления). К концу учебного дня кровяное давление повышается. При наличии уроков труда и физкультуры отмечено меньшее снижение величины пульсового давления.Возрастные изменения кровяного давления при физической нагрузке особенно ярко проявляются в восстановительном периоде. Восстановление величины систолического давления до исходной величины осуществляется тем быстрее, чем старше возраст ребенка.Пульсовое давление у детей колеблется в больших пределах.Величина венозного давления уменьшается с возрастом. Если у ребенка первых лет жизни оно равно 105 мм вод.ст., то у подростка оно снижается до 86 мм вод.ст. Его величина колеблется в больших пределах.Большая величина венозного давления у маленьких детей связана с большим количеством циркулирующей в организме крови, узким просветом вен и пониженной их емкостью. Она зависит от силы сокращений правого желудочка и сосудистого тонуса. Венозное давление у детей не зависит от частоты сердечных сокращений и от колебаний максимального и минимального артериального давления. С возрастом скорость движения крови замедляется. У новорожденных кровь совершает кругооборот за 12 сек, у 3-летних - за 15 сек, у детей 7-8 лет - за 7-8 сек, у 14-летних - за 18,5 сек. Замедление скорости движения крови связано с возрастными изменениями сосудов, прежде всего с увеличением их длины в связи с ростом ребенка. Во все возрастные периоды у женщин скорость движения крови по сосудам больше, чем у мужчин.
78. Возрастные особенности развития дыхательной системы.
Возрастные особенности системы даханияДети до 8-11 лет имеют недоразвитую носовую полость, набухшую слизистую оболочку и сужены носовые ходы. Это затрудняет дыхание носом и поэтому дети часто дышат с открытым ртом, что может способствовать простудным заболеваниям, воспалению глотки и гортани. Кроме того, постоянное дыхание ртом может привести к частым отитов, воспалений среднего уха, бронхитов, сухости полости рта, к неправильному развитию твердого неба, к нарушению нормального положения носовой перегородки и др..полости носа воздух попадает через хоаны в глотку, куда открываются также ротовая полость (зовет), слуховые (евстахиевы каналы) трубки, и берут начало гортань и пищевод. У детей до 10-12 лет глотка очень короткая, что приводит к тому, что инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция туда легко попадает через короткую и широкую слуховую трубу. Об этом следует помнить при лечении простудных заболеваний детей, а также при организации занятий по физической культуре, особенно на базе водных бассейнов, по зимним видам спорта и тому подобное.Вокруг отверстий из полости рта, носа и слуховых трубок в глотке находятся лимфоэпителиального узлы, предназначенные защищать организм от болезнетворных микроорганизмов, которые могут попадать в рот и глотки вместе с воздухом, который вдыхает, или с пищей или водой, употребляемых. Эти образования называются аденоиды или гланды (миндалины). В состав миндалин относятся глоточные трубные, миндалины зеву (небные и языковые) и декабре лимфатические узлы, которые образуют лимфо-эпителиальную кольцо иммунной защиты.Из носоглотки воздух попадает в гортань, которая состоит из хрящей, связок и мышц. Полость гортани со стороны глотки при глотании пищи прикрывается эластичным хрящом – надгортанником, который противодействует попаданию пищи в повитряносни пути.Вообще, гортань у детей более короткая, чем у взрослых. Наиболее интенсивно этот орган растет в первые 3 года жизни ребенка, и в период полового созревания. В последнем случае формируются половые различия в строении гортани: у мальчиков она становится более широкой (особенно на уровне щитовидного хряща), появляется кадык и голосовые связки становятся более длинными, что обусловливает ломкую голоса конечного формированием более низкого голоса у мужчин.От нижнего края гортани отходит трахея, которая далее разветвляется на два бронха, которые и поставляют воздух в соответствии с левого и правого легкого. Слизистая оболочка повитряносних путей детей (до 15-16 лет) очень уязвима к инфекциям за счет того, что содержит меньшее количество слизистых желез и очень нежная.Основным газообменные органом дыхательной системы являются легкие. С возрастом строение легких значительно меняется: нарастает длина повитряносних путей, а в возрасте до 8-10 лет еще и увеличивается количество легочных пузырьков – альвеол, являющихся конечной частью дыхательного пути. Легкие у детей до 8-10 лет растут за счет увеличения количества альвеол, а после 8 лет за счет увеличения объема каждой альвеолы, который за весь период развития может увеличиваться в 20 и более раз, относительно объема у новорожденного. Увеличению объема легких способствуют физические тренировки, особенно бег и плавание и этот процесс может длиться до 28-30 лет.Состояние внешнего дыхания характеризуется функциональными и объемными показателями.К функциональным показателям относят прежде всего тип дыхания. Дети до 3-х лет имеют диафрагмальный тип дыхания. С 3 до 7 лет у всех детей формируется грудной тип дыхания. С 8 лет начинают проявляться половые особенности типа дыхания: у мальчиков постепенно развивается брюхо – диафрагмальный тип дыхания, а у девочек совершенствуется грудной тип дыхания. Закрепление такой дифференциации завершается в 14-17 лет. Следует заметить, что тип дыхания может изменяться в зависимости от физической нагрузки. Вторым функциональным показателем дыхания является частота дыханий (количество вдохов или выдохов за I минуту), которая значительно уменьшается с возрастом
- 1. Предмет физиологии и основные понятия: функция, механизмы регуляции, внутренняя среда организма, физиологическая и функциональная система. C 1.
- 79. Возрастные особенности развития обмена веществ и энергии. C 110
- 2. Методы физиологических исследований (наблюдение, острый опыт и хронический эксперимент). Вклад отечественных и зарубежных физиологов в развитие физиологии.
- 3. Связь физиологии с дисциплинами: химией, биохимией, морфологией, психологией, педагогикой и теорией и методикой физического воспитания.
- 4. Основные свойства живых образований: взаимодействие с окружающей средой, обмен веществ и энергии, возбудимость и возбуждение, раздражители и их классификация, гомеостазис.
- 5. Мембранные потенциалы – потенциал покоя, местный потенциал, потенциал действия, их происхождение и свойства. Специфические проявления возбуждения.
- 6. Параметры возбудимости. Порог силы раздражения (реобаза). Хронаксия. Изменение возбудимости при возбуждении, функциональная лабильность.
- 7. Общая характеристика организации и функций центральной нервной системы (цнс).
- 8. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и обратная связь (рефлекторное кольцо). Проведение возбуждения по рефлекторной дуге, время рефлекса.
- 9. Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций в организме и их взаимодействие.
- 10. Нейрон: строение, функции и классификация нейронов. Особенности проведения нервных им пульсов по аксонам.
- 11. Структура синапса. Медиаторы. Синаптическая передача нервного импульса.
- 12. Понятие о нервном центре. Особенности проведения возбуждения через нервные центры (одностороннее проведение, замедленное проведение, суммация возбуждения, трансформация и усвоение ритма).
- 13. Суммация возбуждения в нейронах цнс - временная и пространственная. Фоновая и вызванная импульсная активность нейронов. Следовые процессы под влиянием мышечной деятельности.
- 14. Торможение в цнс (и.М. Сеченов). Пресинаптическое и постсинаптическое торможение. Тормозные нейроны и медиаторы. Значение торможения в нервной деятельности.
- 15. Общий план строения и функции сенсорных систем. Механизм возбуждения рецепторов (генераторный потенциал).
- 16. Адаптация рецепторов к силе раздражения. Корковый уровень сенсорных систем. Взаимодействие сенсорных систем.
- 19. Двигательная сенсорная система. Свойства проприорецепторов. Значение проприорецепторов для управления движениями.
- 20. Слуховая сенсорная система. Слуховые рецепторы, их расположение. Механизм восприятия звука. Значение слуховой сенсорной системы при занятиях спортом.
- 22. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов по и.П. Павлову. Виды внутреннего торможения. Запредельное торможение.
- 23. Типы внд. Первая и вторая сигнальные системы.
- 24. Структурные особенности и функции вегетативной нервной системы. Локализация ганглиев симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
- 25. Симпатическая и парасимпатическая иннервация органов и тканей.
- 26. Понятие о метасимпатической нервной системе. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций.
- 28. Нервно-мышечный синапс. Механизмы мышечного сокращения (теория скольжения).
- Механическая реакция целой мышцы при ее возбуждении
- 3.2. Динамическое сокращени
- 30. Регуляция мышечного напряжения (число активных де, частота их импульсации, связь де во времени).
- 4.2. Регуляция частоты импульсации мотонейронов
- 4.3. Синхронизация активности различных де во времени
- 31. Особенности строения и функций гладких мышц.
- 32. Cостав и объем крови. Основные функции крови.
- 33. Эритроциты, их количество и функции. Образование и разрушение эритроцитов. Влияние мышечной работы на количество эритроцитов в крови.
- 34. Гемоглобин и его функции. Кислородная емкость крови и ее значение для мышечной работоспособности.
- 35. Лейкоциты, их количество и функции. Лейкоцитарная формула. Миогенный (рабочий) и пищеварительный лейкоцитоз.
- 36. Тромбоциты, их количество и функции. Механизм свертывания крови. Противосвертывающая система крови. Изменение свертываемости крови при мышечной работе.
- 37. Плазма крови, ее состав. Осмотическое и онкотическое давление плазмы, их изменения при мышечной работе. Буферные системы крови. Реакция крови и ее изменение при мышечной работе.
- 38. Строение сердца. Характеристика функциональных свойств сердечной мышцы: автоматии, возбудимости, проводимости, сократимости и их изменений при спортивной тренировке.
- 39. Сердечный цикл и его фазы в покое и при мышечной работе. Частота сердечных сокращений. Электрокардиография и значение этого метода исследования.
- 40. Систолический (ударный) и минутный объемы сердца в покое и при физической работе.
- 41. Характеристика кругов кровообращения. Свойства и функции артерий, капилляров и вен.
- 42. Давление крови и его показатели в покое и при мышечной работе. Линейная и объемная скорости кровотока в покое и при мышечной деятельности.
- 43. Факторы, обусловливающие движение крови по венам большого круга кровообращения. Влияние венозного притока на сердечный выброс.
- 44. Объем циркулирующей крови и его изменение при мышечной работе.
- 45. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной работе. Рефлекторная, нервная и гуморальная регуляция работы сердца.
- 46. Рефлекторная, нервная и гуморальная регуляция просвета сосудов и артериального давления.
- 48. Механизмы вдоха и выдоха. Частота и глубина дыхания в покое и при мышечной деятельности.
- 49. Легочная вентиляция. Минутный объем дыхания в покое и при мышечной работе. Мертвое пространство и альвеолярная вентиляция.
- 50. Обмен газов в легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого, альвеолярного воздуха. Парциальное давление о2 и со2. Диффузионный обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью.
- 51. Перенос кислорода и углекислого газа кровью. Диссоциация оксигемоглобина и влияние на нее рН, концентрации со2 и температуры.
- 52. Обмен о2 и со2 между кровью и тканями. Артерио-венозная разница по кислороду в покое и при работе. Коэффициент тканевой утилизации кислорода.
- 53. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Нервная (рефлекторная) и гуморальная регуляция дыхания. Влияние гипоксии и повышенной концентрации со2 на легочную вентиляцию.
- 55. Пищеварение и всасывание в двенадцатиперстной и тонкой кишке (полостное пищеварение). Секреция поджелудочной железы и печени. Пристеночное пищеварение.
- 56. Моторика и секреция толстого кишечника. Всасывание в толстом кишечнике. Влияние мышечной работы на процессы пищеварения.
- 57. Роль белков в организме, суточная потребность в белках. Белковый обмен во время мышечной работы и восстановления.
- 58. Роль углеводов в организме, суточная потребность в углеводах, углеводный обмен при мышечной работе.
- 59. Роль жиров в организме, суточная потребность в жирах. Жиры как источник энергии при мышечной работе.
- 60. Понятие об основном обмене. Зависимость основного обмена от пола, возраста, роста и веса человека. Добавочный расход энергии.
- 61. Терморегуляция. Тепловой баланс. Температурное «ядро» и «оболочка» тела, факторы определяющие колебания их температуры.
- 62. Теплообразование в покое и при мышечной работе. Теплоотдача проведением, излучением и испарением пота. Передача тепла внутри тела. Роль потовых желез в теплоотдаче.
- 63. Теплоотдача при мышечной деятельности в условиях высокой и низкой температуры воздуха. Регуляция температуры тела. Терморецепторы. Центры терморегуляции. Регуляция теплообразования и теплоотдачи.
- 79. Возрастные особенности развития обмена веществ и энергии.
- 80. Возрастные особенности развития высшей нервной деятельности.
- 81. Методика определения порога силы раздражения (реобаза) и хронаксии.
- 82. Методика определения лабильности двигательного аппарата по максимальной частоте движений.
- 83. Методика определения границ поля зрения.
- 84. Методика определения остроты зрения.
- 85. Методика определения вестибуло-соматической устойчивости.
- 89 Измерение артериального давления. По короткову
- 90. Методика определения частоты сердечных сокращений по пульсу. Методы подсчета чсс
- 91 Как рассчитать величину систолического (ударного ) объема крови, если известны минутный объем крови и частота сердечных сокращений? Взаимосвязь этих величин.
- 92. Методика записи экг и расчет чсс по ней- Ритмичность и подсчет сердечных сокращений. Чсс
- 93. Методика определения жизненной емкости легких (фактические и должные величины, их соотношение).