Лекция № 3 Тема: «Этика и деонтология в медицине»
Введение:
Медицинская этика - (лат. ethica, от греч.еthice) – изучение нравственности, морали), это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.
В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.
По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты: • научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников; • практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.
Медицинская деонтология (греч.deon– долг) – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Экскурс в историю:
• Древними источниками медицинской этики и деонтологии являются «Законы Хаммурапи» (законы Древнего Вавилона, XVIII век до н.э.), «О враче», «Клятва» и «Закон» Гиппократа (V-IV века до н.э.), индийская «Книга жизни» - «Аюрведа» (V–IV века до н.э.). Термин «этика» как «представление о человеческой морали и нравственности» предложил Аристотель (384-322 гг. до н.э.). • В Средние века появляется «Канон врачебной науки» и «Этика» Ибн Сины (Авиценны, X-XI века). • Иеремия Бентам (английский философ, правовед, священник; 1748–1832) ввёл понятие деонтологии как «...учения о должном поведении человека для достижения своей цели» (XVIII век). • Российская медицина - это «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача» и «Слово о способе учить и учиться медицине практической» Матвея Яковлевича Мудрова (1776-1831), «Письма из Гейдельберга» и «Дневник старого врача» Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). • Нюрнбергский процесс 1947 г.: приговор нацистам-медикам – «Нюрнбергский кодекс» – постулирует не только юридические, но и морально-нравственные положения медицинских экспериментов. • 1947 г. – создана Всемирная медицинская ассоциация. Её основополагающие акции – «Женевская декларация» – присяга врача (1948), Международный кодекс медицинской этики (1949), «Хельсинкская декларация прав человека» (1964), «Хельсинко-Токийская декларация» (1975), «Международная декларация о правах человека» (1983).
Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям: • медицинский работник – больной, • медицинский работник – родственники больного, • медицинский работник – медицинский работник.
PRIMUM NON NOCERE(лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.
Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древнеиндийской медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти короткоостриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь».
Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.
Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов.
Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gеnеs– порождаемый, возникающий).
Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести, имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.
В настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют: • ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов; • манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии; • комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов; • так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.
Кодекс врачебной этики (Одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.) I. Врач и общество
Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.
Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) – сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и Законом РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".
Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению Минздравом РФ.
Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.
Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов, за назначение предлагаемых ими лекарств.
Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.
Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.
Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.
Право на частную практику врача регулируется законом.
Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.
Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной защиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.
Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.
Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.
За свою врачебную деятельность врач, прежде всего, несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации – перед судом. Но врач, прежде всего, должен помнить, что главный судья на его врачебном пути – это его собственная совесть.
Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).
Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.
- Министерство здравоохранения и социального развития
- Пояснительная записка
- Лекция № 1 Тема: «Здоровье и болезнь»
- Группировка некоторых определений болезни человека (по ю.П. Лисицину)
- Лекция № 2 Тема «Общение медицинского работника с пациентом»
- Лекция № 3 Тема: «Этика и деонтология в медицине»
- II. Врач и пациент
- III. Коллегиальность врачей
- IV. Врачебная тайна
- V. Научные исследования и биомедицинские испытания
- VI. Помощь больным в терминальном состоянии
- VII. Трансплантация, репродукция, геном человека
- VIII. Информация и реклама
- IX. Врачебные справки
- Лекция № 4 Тема: «Основные типы лечебно-профилактических учреждений»
- Лекция № 5 Тема: «Обязанности и условия труда среднего и младшего медицинского персонала»
- Наименование должностей, относящихся к среднему медицинскому персоналу
- Наименование должностей, относящихся к младшему медицинскому персоналу:
- Акушерка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Фельдшер
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Медицинская сестра.
- Требования к квалификации по разрядам оплаты.
- Зубной техник
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Лаборант
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Инструктор по лечебной физкультуре
- Требования к квалификации по разрядам оплаты.
- Инструктор – дезинфектор
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Медицинский статистик
- Требования к квалификации
- Требования к квалификации по разрядам оплаты.
- Сестра - хозяйка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Санитарка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Требования к правилам личной гигиены среднего и младшего медицинского персонала лечебного учреждения
- Лекция № 6 Тема: «Санитарно-эпидемиологический режим в лпу»
- Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями
- Санитарно – противоэпидемический режим как средство профилактики вби
- Профилактика заноса инфекции в стационар
- Изоляция пациента как элемент противоэпидемического режима.
- Лукция № 7 Тема « Асептика. Антисептика»
- Устойчивость микроорганизмов к дезинфекции (микроорганизмы расположены в порядке убывания устойчивости к дезинфекции)
- Лекция №8 Тема: «Организация питания в лпу»
- Лекция № 9 Тема «Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями органов дыхания»
- 1. Личную профилактику:
- 3. Формирование здорового образа жизни.
- 5. Активное выявление больных с заболеваниями бронхолегочной системы:
- Лекция № 10 Тема: «Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями сердечнососудистой системы»
- Классификация уровня артериального давления. (воз, 1999)
- Функциональная класификация хронической сердечной недостаточности
- Лекция № 11 Тема: «Наблюдение и уход за пациентами с заболе6ваниями желудочно-кишечного тракта»
- Лекция №12 Тема: «Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями почек и мочевыводящих путей»
- Организация и предоставление ухода пациентам с заболеваниями почек
- Лекция № 13 Тема: « Уход за лихорадящими больными»
- Лекция № 14 Тема: « Наблюдение и уход за пациентами пожилого и старческого возраста»
- Лекция № 15 Тема: «Подготовка больных к различным видам оперативных вмешательств»
- Подготовка больного к экстренной операции.
- Лекция № 16 Тема « Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде»
- Лекция № 17 Тема: «Уход за тяжелобольными и агонизирующими больными. Основы реанимационной помощи»
- Клинические проявления стадий терминального состояния