Группировка некоторых определений болезни человека (по ю.П. Лисицину)
Биологизаторские дефиниции: «Болезнь» – это:
- нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;
- нарушение связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;
- нарушения целостности организма, его внутренней среды, нарушения постоянства внутренней среды;
- нарушение функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;
- адаптация через механизм нарушенной адаптации; адаптация через болезнь;
- несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).
2. Кибернизаторские, управленческие дефиниции: «Болезнь» -это
- нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функций организма;
- разлад, расстройство в функциональной структуре организма как сложнейший кибернетической системе;
- нарушение модели организации, расстройство алгоритмов жизнедеятельности.
3. Энергизаторские дефиниции: «Болезнь» - это
- дефицит, избыток, дисбаланс энергии человеческого организма;
- нарушения расходования энергетических ресурсов организма;
- неадекватное, не соответствующее его потребностям воздействие энергетических силовых, магнитных «полей»; воздействий извне и внутри- организменных.
4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции: «Болезнь» - это
- нарушение, «стеснение» свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;
- нарушение человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;
- психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическая дезорганизация, дезадаптация;
- нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.
В этой группировке приведены далеко не все дефиниции болезни человека, так как их существует сотни, а скорее всего тысячи, заслуживающих внимания – от академических, строго научных, взвешенных, до романтических и лирических.
Все сказанное о сущности человека, соотношение социального и биологического, определениях болезни человека относится и к определению «здоровье». С помощью определения «болезнь» постараемся перейти к пониманию дефиниции «здоровье».
Прежде всего нужно подчеркнуть, что здоровье человека, как и болезнь – новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле, социальное явление и социально опосредованное, то есть заключает в себе воздействие социальных условий и факторов. Разумеется, как и при болезни, здоровье человека имеет биологическую природу, естественное течение физиологических процессов на конкретной морфологической, биологической структуре, то есть процессов, жизнедеятельности организма. Причем эти процессы происходят в определенных условиях – гармонии, уравновешенности как внутри организма, так и с окружающей средой и ее воздействиями на организм. С таких биологических позиций здоровье – это отсутствие болезней (соматических и психических), дефектов, поломок в организме и всех тех патологических явлений (нарушений адаптации, управления деятельности организма, изменения энергетического баланса и др.).
Многие философы и врачи подчеркивают, что невозможно понять здоровье человека лишь по аналогии с животными, то есть лишь на основе биологических мерок. Здоровье – это гармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями.
Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; «оно –состояние, которое позволяет человеку вести полноценную не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие». Именно с таких позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле Устава ВОЗ написано: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Здоровье – не только физическая, душевная ценность для каждого из нас, неоценимое богатство человека, но и высокая морально-этическая, гуманистическая ценность, это условие счастья. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – признак не только низкой общей культуры и низкой медицинской грамотности, но и самый настоящий социальный инфантилизм. Формула «здоровье - общественное богатство» относится не только к личному, но и к так называемому общественному здоровью.
Академик Н.М. Амосов считал, что здоровье подлежит количественному измерению и определял «количество здоровья» как сумму «резервных мощностей» функциональных систем, которые можно выразить через «коэффициент резерва», то есть максимальное количество функции по отношению к ее нормальному уровню.
До сих пор, речь шла о понятии здоровья и болезни вообще. В жизни, однако мы сталкиваемся с конкретными людьми и их здоровьем. Если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, если о нескольких людях, их сообществах, мы говорим о групповом здоровье; если речь идет о населении, проживающем в городах, селах, на определенной территории, о всем населении, то вводится понятие здоровье популяции, здоровье населения, общественное здоровье.
Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Оно оценивается по самочувствию человека, наличию или отсутствия заболевания, характеру потери трудоспособности, физическому состоянию и развитию. Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей, например – ресурсы здоровья, потенциал здоровья, баланс здоровья.
Ресурсы здоровья – это морально-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону, повышение ресурса обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни.
Потенциал здоровья – это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психической саморегуляции.
Баланс здоровья – выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами. С целью индивидуальной комплексной оценки здоровья принято относить человека к той или иной группе здоровья.
Общественное здоровье – это здоровье общества, популяции в целом. Если речь идет о групповом или общественном здоровье, то наряду с оценками индивидуального здоровья прибегают с медико-статистическим показателям, характеризующим различные стороны общественного здоровья.
Для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
Доступность медико-социальной помощи.
Охват населения медицинской помощью.
Уровень иммунизации населения.
Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
Состояние питания детей.
Уровень детской смертности.
Средняя продолжительность предстоящей жизни.
Гигиеническая грамотность населения.
В медико-социальных исследованиях общественного здравоохранения населения принято использовать критерии:
1. Демографические показатели
2. Заболеваемость и инвалидность.
3. Физическое развитие
При изучении общественного здоровья, факторы его определяющие, принято объединять в следующие группы:
Социально-экономические (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.).
Социально-биологические (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.).
Экологические и природно-климатические (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.).
Организационные или медицинские (уровень и организация медицинской помощи).
Медико-статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения:
Демографические показатели
А. Показатели естественного движения населения:
- смертность общая и возрастная;
- средняя продолжительность предстоящей жизни (ППЖ);
- рождаемость, плодовитость;
- естественный прирост населения;
- брачность;
- возрастно-половая структура населения.
Б. Показатели динамики населения:
- миграция населения, иммиграция, эмиграция
Показатели заболеваемости и распространенности болезни:
- по обращаемости – уровень и структура;
- по медицинским осмотрам;
- по причинам смерти.
Показатели инвалидности:
- взрослого населения;
- детского населения.
Показатели физического развития:
- антропометрические;
- соматоскопические;
- функциональные.
Между здоровьем и болезнью существует третье состояние - предболезнь (донозологическое состояние). Это переходное состояние в медицинской статистике и в официальном определении не регистрируется, тем не менее, знать о нем очень важно, чтобы не допускать возникновения и развития заболевания, формирования нозологического состояния (конкретной болезни). Людей в этом третьем состоянии гораздо больше, чем принято считать, по современным взглядам это «третье» состояние охватывает не менее половины населения.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, психофизическом и т.д. По-настоящему здоровая личность обладает не только физическим (биологическим), но и психологическим, социальным, духовно-нравственным, интеллектуальным и мировоззренческим, экологическим и ноосферным здоровьем. Поэтому сейчас в практике стали широко использоваться термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья человека – «психическое здоровье», «биологическое здоровье», «социальное здоровье», «духовно-нравственное здоровье», «экологическое здоровье» и т.д.
Физическое (биологическое) здоровье – это здоровье нашего тела: мышц, костей, кожи, внутренних органов и т.д. Здоровье в этом смысле – это когда ничего не болит, человек имеет хороший аппетит, активен и трудоспособен.
Для сохранения психического здоровья чрезвычайно важно иметь хорошее биологическое здоровье. Не случайно, ещё с античных времен говорят, что в здоровом теле – здоровый дух. Смысл этого выражения в том, что здоровые душевные потребности находятся в гармонии, а не в антагонизме со здоровыми потребностями тела. Бывает так, что физически здоровый человек обладает больной или извращенной психикой, а глубокий инвалид демонстрирует несгибаемую силу и красоту духа. Это говорит о том, что между телом и психикой связь сложная и неоднозначная, а сама психика имеет свои собственные законы функционирования и относительную самостоятельность от состояния нашего тела.
Основной признак психического здоровья – это устойчивость, уравновешенность психики, адекватная, то есть естественная и способствующая физическому и моральному благополучию индивида реакция на воздействия окружающей природной и социальной среды. Главное в психическом здоровье – выработка сильной и устойчивой воли, надежной системы мотиваций (целей, интересов) и установок.
Важной формой психического здоровья является здоровье интеллектуальное здоровье. Оно состоит в правильной организации и функционировании мышления, в усиленном контроле и управлении личностью процессов своего мышления.
Современная медицина старается сохранить и укрепить биологическое и психическое здоровье, в то время как социальный компонент часто остается в стороне. На деле же социальное здоровье не менее важно, чем биологическое, психическое и духовное.
Под социальным здоровьем понимается состояние личности в обществе, её социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом его жизни и образом мыслей.
Духовно-нравственное здоровье – это сознательное соблюдение человеком общечеловеческих норм морали, а также уважение тех частных нравственных традиций и верований других людей, которые не несут ему, его близким и третьим лицам угрозы для жизни, здоровья, благополучия.
Духовно - нравственное здоровье является важной составной частью мировоззренческого здоровья. Здоровое мировоззрение – это уважение к общепринятым правовым и гражданским принципам, в наиболее полной форме сформулированным во Всеобщей декларации прав и свобод человека и содержащимся в текстах конституций многих стран.
В современном мире всё большее значение приобретают экологическое и ноосферное здоровье. Без них здоровье человека не может быть полноценным, потому что жизнедеятельность современного человека неотделима от его мощного взаимодействия со средой обитания, от давления людей на природу и даже космос. Сила разума, достижения науки и наукоёмких технологий столь велики, что на планете Земля образовалось особое пространство – ноосфера – сфера, созданная научной и техногенной деятельностью человека. У этой сферы особые законы, которые человек обязан знать и соблюдать во имя безопасности среды обитания и, в конечном счёте, своей собственной безопасности.
Центральным принципом ноосферного и экологического здоровья является принцип сотрудничества и синергетики, то есть взаимного плодотворного соучастия (партнёрства) человека и природы в сохранении гармонии мира, его первозданного порядка и красоты.
С полным основанием можно считать, что здоровье и его показатели в целом определяются следующими факторами:
биологическими, психологическими (наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности и др.) свойствами человека;
состоянием окружающей человека среды, экологии (ее чистоты, загрязнения химическими, физическими, биологическими и прочими агентами);
природными (климат, погода, ландшафт, местности, флора, фауна) воздействиями;
социально-экономическими, политическими и прочими факторами, действующими обычно через условия труда и быта;
здравоохранением, состоянием его служб, кадров, уровня медицинской науки, а также многими другими воздействиями окружающей человека среды, отношениями между людьми и др.
Такого рода воздействия входят в общепринятые схемы состояния здоровья и его обусловленности. Указанные факторы воздействуют не только на здоровье населения, но и на индивидуальное и общественное здоровье, которые зависят, таким образом, от конкретных социальных условий и социальных факторов (способа общественного производства, производительных сил и производственных отношений, воздействий социально политической и экономической структуры общества). Именно конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и многие другие условия коллективной жизни и есть социальные условия и факторы.
От чего непосредственно зависит здоровье – это основной вопрос медицины. В его решении первостепенное значение приобретает знание факторов риска для здоровья.
Факторы риска, отличаются от непосредственных факторов (причин) возникновения и развития заболеваний – бактериальных, химических, физических, механических, психических и многих других неблагоприятных воздействий, которые вызывают прямо или косвенно, опосредованно патологические изменения в организме, его органах и системах; факторы риска создают неблагоприятный фон, то есть, способствуют возникновению и развитию заболеваний. Но для того или иного патологического процесса при наличии факторов риска требуется ещё и действие конкретного причинного фактора или их комбинаций. Однако в жизни подчас трудно доказать наличие определённой причины заболевания при наличии факторов риска и наоборот. Кроме того, эти категории столь переплетены друг с другом и столь интегрированы, что, как правило, налицо целая цепь причинно-следственных отношений, когда причина может быть следствием фактора риска, и наоборот, когда причина может создать ситуацию риска для данного или иного заболевания.
К настоящему времени создано целое учение, теория о факторах риска, которое во многом вызвано развитием хронического типа патологии, то есть, преобладанием в структуре заболеваемости и смертности, хронически протекающих заболеваний, конкретные причины которых не известны, зато установлены способствующие возникновению заболеваний факторы, которые и называются «факторы риска».
Число факторов риска огромно и с каждым годом оно возрастает. Так только генетических факторов выявлено более трёх тысяч. Всего же полагают, что только из окружающей среды на человека воздействует более 6 млн. различных вредностей (физических, биологических, химических и др.), при этом их число по данным многолетних исследований возрастает на 5-6 тысяч ежегодно.
Предлагается большое число классификаций факторов риска. Одна из наиболее популярных – выделение главных или больших факторов риска. По отношению, например, к сердечнососудистым заболеваниям и другим хронически протекающим неэпидемическим болезням это – курение, гиподинамия, избыточный вес, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь. Как видно, таких больших факторов выделяют немного, но они имеют место при многих хронических заболеваниях. Большинство таких факторов риска зависит от самих людей, их поведения, их образа и условий жизни, то есть они носят субъективный характер.
По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичными, вторичными, третичными и т.д. Так, уже названные факторы риска: неблагоприятные воздействия образа жизни – курение, гиподинамия, избыточный вес, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь, нарушение режима труда и отдыха и многие другие факторы нездорового образа жизни; загрязнение внешней среды продуктами химии, отходами и пр., генетический риск, то есть наследственные предпосылки заболеваний; неблагоприятная организация служб здравоохранения, недостатки, дефекты медицинской помощи и др. обычно действуют первично, изначально.
Выделяют также в качестве предпосылок атеросклероза, ИБС и других сердечнососудистых заболеваний различные патологические состояния: артериальную гипертензию, диабет, ревматизм и пр., такие состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска, относят нередко тоже к факторам риска.
Кроме отдельных факторов риска следует выделить и так называемые группы риска, то есть группы населения, в большей степени чем другие предрасположенные к различным заболеваниям. К ним могут быть отнесены дети, престарелые, беременные, мигранты, одинокие, лица без определённых занятий, бомжи, безработные с девиантным поведением (проститутки, алкоголики, наркоманы, психопатические личности и др.), работающие во вредных производственных условиях и пр.
Группы риска
Группа демографических факторов риска:
дети
престарелые
одинокие
вдовы, вдовцы
мигранты, беженцы, перемещённые лица
Группы производственного, профессионального риска:
Работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.)
Группа риска функционального, патологического состояния:
Беременные
Недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела
Лица с генетическим риском, врожденными аномалиями, дефектами
Инвалиды детства
Группа риска низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты:
Бедные
Необеспеченные
Безработные, работающие неполный рабочий день
Бомжи
Группа риска лиц с девиантным поведением, наличием психопатических, социально-психологических и других отклонений:
Алкоголики
Наркоманы
Токсикоманы
Проститутки
С сексуальными отклонениями («сексуальные меньшинства»)
С деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и пр.)
Религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.
Разумеется, это далеко не полная классификация больших факторов риска и групп риска, более того, как и всякая группировка она условна, приблизительна, но годна для решения основного вопроса - определения факторов риска, непосредственно влияющих на здоровье.
- Министерство здравоохранения и социального развития
- Пояснительная записка
- Лекция № 1 Тема: «Здоровье и болезнь»
- Группировка некоторых определений болезни человека (по ю.П. Лисицину)
- Лекция № 2 Тема «Общение медицинского работника с пациентом»
- Лекция № 3 Тема: «Этика и деонтология в медицине»
- II. Врач и пациент
- III. Коллегиальность врачей
- IV. Врачебная тайна
- V. Научные исследования и биомедицинские испытания
- VI. Помощь больным в терминальном состоянии
- VII. Трансплантация, репродукция, геном человека
- VIII. Информация и реклама
- IX. Врачебные справки
- Лекция № 4 Тема: «Основные типы лечебно-профилактических учреждений»
- Лекция № 5 Тема: «Обязанности и условия труда среднего и младшего медицинского персонала»
- Наименование должностей, относящихся к среднему медицинскому персоналу
- Наименование должностей, относящихся к младшему медицинскому персоналу:
- Акушерка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Фельдшер
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Медицинская сестра.
- Требования к квалификации по разрядам оплаты.
- Зубной техник
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Лаборант
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Инструктор по лечебной физкультуре
- Требования к квалификации по разрядам оплаты.
- Инструктор – дезинфектор
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Медицинский статистик
- Требования к квалификации
- Требования к квалификации по разрядам оплаты.
- Сестра - хозяйка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Санитарка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Требования к правилам личной гигиены среднего и младшего медицинского персонала лечебного учреждения
- Лекция № 6 Тема: «Санитарно-эпидемиологический режим в лпу»
- Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями
- Санитарно – противоэпидемический режим как средство профилактики вби
- Профилактика заноса инфекции в стационар
- Изоляция пациента как элемент противоэпидемического режима.
- Лукция № 7 Тема « Асептика. Антисептика»
- Устойчивость микроорганизмов к дезинфекции (микроорганизмы расположены в порядке убывания устойчивости к дезинфекции)
- Лекция №8 Тема: «Организация питания в лпу»
- Лекция № 9 Тема «Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями органов дыхания»
- 1. Личную профилактику:
- 3. Формирование здорового образа жизни.
- 5. Активное выявление больных с заболеваниями бронхолегочной системы:
- Лекция № 10 Тема: «Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями сердечнососудистой системы»
- Классификация уровня артериального давления. (воз, 1999)
- Функциональная класификация хронической сердечной недостаточности
- Лекция № 11 Тема: «Наблюдение и уход за пациентами с заболе6ваниями желудочно-кишечного тракта»
- Лекция №12 Тема: «Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями почек и мочевыводящих путей»
- Организация и предоставление ухода пациентам с заболеваниями почек
- Лекция № 13 Тема: « Уход за лихорадящими больными»
- Лекция № 14 Тема: « Наблюдение и уход за пациентами пожилого и старческого возраста»
- Лекция № 15 Тема: «Подготовка больных к различным видам оперативных вмешательств»
- Подготовка больного к экстренной операции.
- Лекция № 16 Тема « Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде»
- Лекция № 17 Тема: «Уход за тяжелобольными и агонизирующими больными. Основы реанимационной помощи»
- Клинические проявления стадий терминального состояния