2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь
В 2003 г. правительством страны одобрена Концепция развития здравоохранения на 2003-2007 гг., которая определила стратегию дальнейшего развития здравоохранения республики. Важнейшими задачами концепции развития здравоохранения являются: приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, максимальная приближенность и доступность медицинской помощи сельскому населению на всех уровнях ее оказания, повышение качества оказания медицинской помощи сельскому населению. В ходе реализации Концепции принят комплекс мер, направленных на совершенствование медицинской и медико-социальной помощи сельскому населению. Так, число врачебных амбулаторий в 2002-2007 г.г. возросло с 451 до 614. в амбулатории с дневными стационарами реорганизуются отделенные участковые больницы.
Сеть лечебных организаций оказывающих помощь сельскому населению представлена в таблице.
"right">Таблица 2Сеть лечебных организаций в сельской местности по областям Республики Беларусь
Наименование области |
Число больничных организаций в сельской местности, всего |
Из них |
|||||||||||
Число коек в них |
Участковых больниц |
Число коек в них |
Больниц сестринского ухода |
Число коек в них |
|||||||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
||
Брестская |
51 |
51 |
1700 |
1700 |
39 |
38 |
1370 |
1350 |
12 |
13 |
330 |
350 |
|
Витебская |
58 |
56 |
1398 |
1360 |
35 |
32 |
9800 |
830 |
23 |
24 |
498 |
530 |
|
Гомельская |
34 |
34 |
925 |
935 |
16 |
16 |
530 |
525 |
18 |
18 |
395 |
410 |
|
Гродненская |
37 |
37 |
895 |
905 |
23 |
21 |
575 |
550 |
14 |
16 |
320 |
355 |
|
Минская |
64 |
62 |
1759 |
1724 |
45 |
44 |
1345 |
1330 |
19 |
18 |
414 |
394 |
|
Могилевская |
36 |
35 |
806 |
756 |
24 |
25 |
571 |
566 |
12 |
10 |
235 |
190 |
|
Итого |
280 |
275 |
7483 |
7380 |
182 |
176 |
5291 |
5151 |
98 |
99 |
2192 |
2229 |
Наименование области |
Число амбулаторно-поликлинических организаций, всего |
Из них |
|||||||||||
Амбулатории входящие в состав больниц сестринского ухода |
Самостоятель-ные врачебные амбулатории |
Амбулатории врача общей практики |
ФАПы |
Амбулатории, входящие в состав участковых больниц |
|||||||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
||
Брестская |
564 |
561 |
6 |
7 |
45 |
42 |
70 |
76 |
405 |
399 |
38 |
37 |
|
Витебская |
546 |
544 |
19 |
20 |
36 |
34 |
36 |
41 |
420 |
417 |
35 |
32 |
|
Гомельская |
565 |
565 |
7 |
7 |
16 |
12 |
77 |
84 |
449 |
446 |
16 |
16 |
|
Гродненская |
474 |
450 |
- |
1 |
22 |
25 |
66 |
66 |
363 |
337 |
23 |
21 |
|
Минская |
667 |
658 |
- |
1 |
50 |
55 |
101 |
96 |
471 |
462 |
45 |
44 |
|
Могилевская |
477 |
474 |
1 |
1 |
64 |
80 |
21 |
3 |
367 |
365 |
24 |
25 |
|
Итого |
3293 |
3252 |
33 |
37 |
233 |
248 |
371 |
366 |
2475 |
2426 |
181 |
175 |
С 2002 г. по 2007 г. произошло сокращение коечного фонда сельских участковых больниц почти в 2 раза. Так в 2002 г. в 346 сельских участковых больницах коечный фонд составлял 9990 коек, в 2007 г. в 176 больницах - 5151 коек. Наряду с этим увеличился коечный фонд больниц сестринского ухода. Если в 2002 г. в Республике Беларусь была 1 больница сестринского ухода на 15 коек, то уже в 2007 г. - 99 больниц на 2229 коек.
В течение последних трех лет сельские участковые больницы реорганизовались не только в больницы сестринского ухода, но и в сельские врачебные амбулатории (амбулатории врача общей практики).
Врачебные амбулатории поэтапно преобразовываются в амбулатории врачебной практики с подготовкой для работы в них врачей, которые владеют навыками универсальной многопрофильной медицинской помощи. В настоящее время самостоятельных амбулаторий такого профиля 366, или 59,5% от их общего количества. Внедрение общей врачебной практики является одним из основных направлений улучшения качества медицинского обслуживания сельского населения.
Организация больниц сестринского ухода связана с процессом старения населения, наиболее выраженным с сельской местности. При создании больниц сестринского ухода сохраняются врачебные амбулатории и, кроме того, часть коек в этих больницах сохраняется для лечения больных. Анализ демографической ситуации и обеспеченности больничным коечным фондом в районах республики показывает, что в качестве норматива для планирования сети больниц сестринского ухода может быть принят уровень обеспеченности койками сестринского ухода, равный 1 койке на 1000 населения.
За последние годы значительно улучшилась укомплектованность врачебными кадрами участковых больниц и амбулаторий. В 2002 г. она составляла 87,7%, в 2003 г. - 88,6%, в 2004 г. - 91,3%, в 2005 г. - 92,9%, в 2006 г. - 93,9%, в 2007 г. - 94,1.
Укомплектованность сельских врачебных амбулаторий врача общей практики в 2002 г. составляла 81,7%, в 2003 г. - 81,8%, 2004 г. - 85,7%, в 2006 г. - 92,7%, 2007 г. - 93,4%.
На 1.01.2008 г. не укомплектованы врачами 36 врачебных амбулаторий, из них по 11 в Витебской и Могилевской областях, 8 в Минской, 5 в Брестской, 1 в Гомельской.
"right">Таблица 3Штатные и занятые врачебные должности, укомплектованность, коэффициент совместительства по лечебно профилактическим организациям сельское местности (участковые больницы, больницы сестринского ухода, врачебные амбулатории)
Наименование области |
Врачебные должности |
Укомплектованность штатных должностей, % |
Коэффициент своместительства |
||||||||
Штатные |
Занятые |
Физические лица |
|||||||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
||
Брестская |
457 |
457 |
427 |
433 |
313 |
316 |
93,4 |
94,7 |
1,36 |
1,4 |
|
Витебская |
300 |
292 |
285 |
282 |
197 |
201 |
95,0 |
96,6 |
1,45 |
1,4 |
|
Гомельская |
263 |
280 |
235 |
242 |
171 |
170 |
89,4 |
86,4 |
1,37 |
1,4 |
|
Гродненская |
277 |
284 |
270 |
277 |
222 |
227 |
97,5 |
97,5 |
1,22 |
1,2 |
|
Минская |
627 |
619 |
571 |
564 |
420 |
408 |
91,1 |
91,1 |
1,36 |
1,4 |
|
Могилевская |
183 |
183 |
171 |
172 |
121 |
129 |
93,4 |
94,0 |
1,41 |
1,3 |
|
ИТОГО |
2107 |
2115 |
1959 |
1970 |
1444 |
1451 |
93,0 |
93,1 |
1,36 |
1,4 |
Анализируя состояние здоровья населения, необходимо отметить, что если заболеваемость активным туберкулезом всех форм в целом по Республике Беларусь в 2007 г. составила 50,2 на 100 тыс. населения, то у жителей села этот показатель составил 70,1 на 100 тыс. населения (2006 г. - 70,4 на 100 тыс. населения), что по сравнению с городским населением выше в 1,6 раза. Смертность населения от туберкулеза всех органов также выше у сельских жителей, чем у городских, и составляет 14,5 на 100 тыс. населения (городские жители - 7,4 на 100 тыс. населения).
Заболеваемость онкологической патологией также у сельских жителей выше, чем у городских, и составляет 433,1 на 100 тыс. населения (городские жители - 390,5 на 100 тыс. населения). Смертность от новообразований также традиционно выше у сельских жителей, чем у городских, и составляет 222,7 на 100 тыс. населения (городские жители - 171,0 на 100 тыс. населения).
Важнейшей составляющей здоровья нации является психическое и духовное развитие. Значительный материальный и нравственный ущерб обществу причиняют пьянство, алкоголизм, наркомания. Если в целом по Республике Беларусь зарегистрировано заболеваний алкоголизмом и алкогольными психозами 328,0 случаев на 100 тыс. населения, то только у жителей села первичная заболеваемость составила 412,1 на 100 тыс. населения.
Особую тревогу вызывает смертность людей в состоянии алкогольного опьянения. При общей численности сельских жителей в Республике Беларусь 2581,7 тысяч человек, или 26,6% от всего населения, из 3912 человек, умерших в состоянии алкогольного опьянения, жители села составили 1681 человек, или 43,0%.
Медицинское обеспечение сельского населения характеризуется ограниченной доступностью врачебной помощи, а также низкой эффективностью медико-социальных и профилактических мероприятий. Основными ухудшения медицинского обслуживания на селе являются:
· Ограниченное финансирование;
· Устаревшие организационные формы обеспечения медицинской помощью;
· Слабая материально-техническая база;
· Необеспеченность кадрами, транспортом, средствами связи;
· Недостаток и высокая стоимость лекарств;
· Нарушение преемственности на разных этапах медицинской помощи.
Задача сближения уровней оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению, до настоящего времени остается актуальной.
Основными факторами, способствующими сохранению различий в медицинском обслуживании городского и сельского населения, являются:
· Особенности расселения населения, при котором малое количество обслуживаемого населения проживает на достаточно большое территории;
· Особенности сельскохозяйственного труда (сезонность, низкий уровень механизации, высокий удельный вес ручного труда, нередко значительная удаленность места жительства от места работы и прочее);
· Отток молодежи и лиц трудоспособного возраста в городскую местность;
· Отсутствие у населения возможности полной реализации права выбора медицинского учреждения в связи с удаленностью крупных учреждений здравоохранения от места жительства;
· Постарение населения в сельской местности;
· Более низкий жизненный уровень в сельской местности;
· Социально-экономические и бытовые трудности.
Генеральной целью реформирования системы организации медицинской помощи сельскому населению является сохранение и развитие государственной системы здравоохранения, обеспечение социальной справедливости в области охраны здоровья, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, а также повышение ее эффективности.
В современных условиях необходимо считать приоритетными следующие направления по охране здоровья сельского населения, по которым общество несет наибольшие и нередко неоправданные потери: временную нетрудоспособность, инвалидизацию, преждевременную смертность в различных социальных и возрастно-половых группах.
Ключевыми направлениями развития медико-санитарной помощи на селе являются:
· Сохранение и приумножение единой государственной системы здравоохранения.
· Улучшение состояния здоровья населения путем повышения уровня жизни сельских жителей и улучшения условий окружающей среды.
· Обеспечение межотраслевого решения проблем здравоохранения с учетом влияния факторов, определяющих здоровье населения (окружающая среда, условия труда и быта, питание, образ жизни и уровень медицинской помощи), объединение усилий всех ведомств в решении проблем выживания сельского населения и укрепления его здоровья.
· Улучшение работы механизмов эффективного распределения ресурсов путем поддержки приоритетных направлений в деятельности сельских учреждений здравоохранения и, прежде всего, введения института врача общей практики повсеместно в сельской местности.
· Оптимизация кадровой политики на селе и разработка программ социального развития и защищенности работников здравоохранения.
· Совершенствование медико-санитарного законодательства с целью закрепления медицинских работников на селе, восстановление и обеспечение минимума льгот (бесплатное жилье, отопление и освещение, стажевые льготы, повышение квалификации и др.).
· Введение сдельной оплаты труда, разработка перечня услуг врача общей практики, установление зависимости оплаты от числа обслуживаемого населения и объема предоставленных услуг.
· Строгое соблюдение медико-организационных принципов формирования сети учреждений на селе с учетом потребности населения в медицинской помощи и перспектив медико-демографической и медико-организационной ситуации.
· Совершенствование структуры и функций сельских лечебно-профилактических учреждений.
· Устранение дисбаланса между квалифицированной медицинской помощью и специализированными службами, переориентация приоритетов и финансирования в сторону поддержки первичной амбулаторно-поликлинической помощи.
· Разработка строгой системы взаимодействия врачей общей практики с районными и областными учреждениями, обеспечение преемственности в работе сельской участковой сети и специализированных служб.
· Разработка первичной учетно-отчетной документации, экспертиза ее целесообразности и возобновление сбора и анализа статистической информации о деятельности сельских учреждений здравоохранения на уровне управления здравоохранением областей и республики, запрещение сбора отчетов по неутвержденным формам.
· Создание учреждений медико-социальной помощи (с реабилитационным уклоном) для пожилых, инвалидов и престарелых лиц в участковых, районных и центральных больницах с совместным финансированием указанных коек здравоохранением и службами социальной защиты.
· Более широкое привлечение внебюджетных источников финансирования и материальных ресурсов для создания в сельских ЛПУ условий, соответствующих решению стоящими перед ними задач по сохранению и укреплению здоровья населения.
· Расширение медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.
· Совершенствование оценок деятельности учреждений здравоохранения на селе на всех этапах ее организации по конечному результату - здоровью пациентов - и по критерию соотношения затрат на охрану здоровья и полученных результатов.
· Внедрение в практику всех учреждений здравоохранения республики ежегодного общественного обсуждения доклада о здоровье сельского населения на основе мониторинга здоровья, об основных проблемах и достижениях за прошедший год с выводами, предложениями и контролем за их выполнением (ответственные докладчики - кураторы здравоохранения в исполкомах всех уровней).
· Придание системе здравоохранения статуса основной системы устанавливающей соответствующие требования к другим отраслям народного хозяйства по критерию влияния их на здоровье населения и обеспечение благоприятной среды проживания.
В течение ряда лет отмечается отрицательный «прирост» населения с превышением смертности над рождаемостью. Возрастная структура населения изменилась в сторону старения. Общество находится в стадии демографической старости - доля лиц старше 60 лет составляет 19,0% (на селе - 31%, в городах - 14%). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ниже, чем в экономически развитых странах: у мужчин на 8-13 лет, у женщин - на 5-8 лет. Растет число заболеваний, не носящих наибольший экономический ущерб государству: сердечно-сосудистой системы, новообразований, несчастных случаев, травм и отравлений. Отмечается хронизация патологии и высокий уровень инвалидности. Увеличивается заболеваемость социально опасными болезнями, алкоголизация населения и распространение наркомании, ухудшается психическое здоровье. Среди населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, увеличивается заболеваемость по всем классам болезней.
Однако экономическая ситуация в отрасли остается сложной. Доля расходов на здравоохранение в ВВП не превышает 4,5%, что обеспечивает потребности лишь в пределах 70-80%. Финансовых средств недостает, в течение года они поступают неритмично, имеется постоянная задолженность лечебно-профилактических учреждений за коммунальные услуги, питание, энергоресурсы, медикаменты. Уточнение бюджета здравоохранения республики в течение года, в связи с ростом цен на товары и услуги, производится несвоевременно, как правило, в конце годи и в размерах, не позволяющих обеспечить стабильную работу отрасли. Поддерживающий характер финансирования дезорганизует деятельность развернутой сети медицинских учреждений, развитие и модернизацию материально-технической базы.
В приспособленных помещениях находится примерно 45% амбулаторно-поликлинических учреждений. Около половины амбулаторно-поликлинических учреждений не соответствуют санитарно-техническим нормам.
Важной проблемой является наличие диспропорций в распределении ресурсов здравоохранения по территориям и по основным направлениям организации медицинской помощи - больничной и амбулаторно-поликлинической. Диспропорции связаны со сложившимся порядком финансирования учреждений по сетевым показателям, различиями социальной инфраструктуры города и села. Около двух третей объема финансирования отрасли приходится на стационарную медицинскую помощь.
Лишь 20% занятых врачебных должностей приходится на уровень первичной медицинской помощи. Прирост врачей происходит только в стационарном и специализированном поликлиническом секторах здравоохранения.
Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению строится на тех же организационных принципах, что и городскому населению.
Основные принципы здравоохранения:
· Государственный характер;
· Плановость;
· Бесплатность;
· Общедоступность;
· Профилактическая направленность;
· Связь с наукой;
· Участие общественности в охране здоровья.
Главной задачей сельского здравоохранения является полное удовлетворение потребностей жителей села во всех видах медицинской помощи.
Главной особенностью организации медицинской помощи сельскому населению является этапность ее оказания. Сущность принципа этапности заключается в том, что на каждом из последующих этапов больным оказывается соответствующая медицинская помощь, которая им не могла быть обеспечена на предыдущем этапе.
Классическая схема организации медицинской помощи сельскому населению представлена тремя этапами:
1 этап. Сельский врачебный участок: Участковая больница, в состав которой входят стационар, амбулатория, дневной стационар, фельдшерско-акушерские пункты, аптечный пункт. Врачебная амбулатория в своем составе имеет те же подразделения за исключением стационара.
2 этап. Центральная районная больница в составе стационара для взрослых и детей, специализированных отделений, консультативной поликлиники, организационно методического кабинета.
В тесном контакте с центральной районной больницей работает районный центр гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ), районная аптека.
3 этап. Областная, республиканская больница, в состав которой стационар со специализированными отделениями, консультативная поликлиника и организационно-методический отдел; отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи;
· Областные специализированные учреждения (онкодиспансер, противотуберкулезный диспансер, станция переливания крови и др.);
· Областной цент гигиены и эпидемиологии;
· Клиники медицинских и научно-исследовательских институтов находящиеся в областном центре;
· Областное аптечное управление.
1. Особенности работы сельского населения:
1. Сезонность работ (влияет на обращаемость за медицинской помощью: 45% - зима, 25% - весна, 10% - лето, 20% - осень).
2. влияние метеорологических (погодных) факторов (работа на открытом воздухе).
3. Частая смена рабочих операций.
4. Ведение работы на значительных расстояниях.
5. Особенности физической нагрузки.
6. Особенности механизации сельского труда.
7. Пыль, шум, вибрация.
8. Особый временной режим работы (от зари до зари, доярки).
2. Особенности среды обитания:
1. Контакт с биологическими объектами (животными, насекомыми).
2. Влияние экологических факторов (химикаты, удобрения, нитраты, и т.д.).
3. Особенности питания.
4. санитарно-гигиенические проблемы (водоснабжение, соблюдение личной гигиены и т.д.).
5. Сезонные витаминные дисбалансы.
6. Проблемы транспортной доступности, специфика расселения, связи в т.ч. и медицинской помощи.
3. Особенности демографической характеристики сельского населения:
1. Дети и подростки до 18 лет - 5-30%
2. Средний возраст (18-60) - 4-20%
3. Пожилой и старческий (60 и более) - 50-80%
4. Состав семьи:
1. Семьи в составе 1 человека - 5-20%
2. Семьи 2 человека - 15-40%
3. Семьи 3 человека - 15-30%
4. Семьи 4 человека и более - 5-10%
5. Состояние здоровья сельского населения определяется:
1. демографической характеристикой;
2. социально-бытовыми условиями;
3. условиями труда;
4. региональными особенностями (эндемический зоб, аутоиммунные тиреоидиты, аллергозы, бронхолегочная патология, инфекционные и паразитарные заболевания).
5. выборочные, или скрининговые исследования;
6. Регистры заболеваний;
7. Прочие источники (в т.ч. и не связанные со здравоохранением).
Заболеваемость сельского населения по данным общественности в ЛПУ
Ведущими причинами обращений сельского населения является: болезни органов дыхания - 30-35%, системы кровообращения - 20-30%Э, органов пищеварения - 10-20%, новообразований - 5-8% на тыс. населения. Закономерно, что обращаемость по отдельным заболеваниям значительно варьирует в зависимости от демографической характеристики, региональных особенностей (Чернобыль). Анализ этого вида заболеваемости является основной (на всех этапах) для:
1. подготовки медицинских карт;
2. решение вопросов обеспечения медицинской техникой, расходными материалами и медикаментами;
3. построения сети и структуры ПМСП
Заболеваемость сельского населения по данным медицинских профилактических осмотров:
По данным разных авторов при медицинских осмотрах населения выявляются:
1. Болезни нервной системы и органов чувств - 25-30%
2. Органов дыхания - 25-30%
3. Сердечно-сосудистой системы - 6-12%
4. Органов пищеварения - 6-12%
Анализ этого вида заболеваемости является основой, кроме вышеперечисленных, для:
1. Прогнозирования структуры заболеваемости;
2. Планирование санпросвет работы;
3. Проведения мероприятий, совместно с администрацией и органами местного самоуправления, по оздоровлению условий труда, реабилитации, санаторно-курортного лечения и оздоровления.
Характеристика посещений к медицинским работникам в сельской местности
1. Лечебно-консультативные - 57%, из них:
а) терапевтического профиля - 35-55%;
б) стоматологического - 20-30%;
в) педиатрического - 10-15%;
г) хирургического - 10-15%.
2. Диспансерные - 18%, из них:
а) терапевтического профиля - 50-65%;
б) педиатрического - 25-35%;
г) хирургического - 10-15%.
3. Профилактические - 25%, из них:
а) педиатрические - 25-30%;
б) стоматологического - 20-30%;
в) акушерство и гинекологическая - 15-25%;
г) терапевтические - 10-15%.
Доврачебная и первая врачебная помощь сельскому населению оказывается в учреждениях сельского врачебного участка. Для жителей села это первый этап оказания медицинской помощи - наиболее близкое и доступное звено системы здравоохранения.
Сельский врачебный участок - функциональное образование, являющееся основным организующим звеном связи ПМСП и всех специализированных видов медицинской помощи на разных ее этапах. Средняя численность населения - 5-7 тыс. населения, средний радиус обслуживания - 8-15 км.
Сельский врачебный участок - это территории с проживающим населением, обслуживаемая врачами расположенного на ней медицинского учреждения. Территории СВУ обычно соответствует границам сельских административных единиц (одного, реже двух сельских Советов). На СВУ организуется либо сельские участковые больницы с амбулаториями, либо самостоятельные сельские врачебные амбулатории. Работой этих учреждений руководят главные врачи - соответственно главный врач сельской участковой больницы или главный врач сельской врачебной амбулатории. Им подчинены все сельские медицинские учреждения, развернутые на сельском врачебной участке (ФАПы).
Село, в котором находится участковая больница (амбулатория), называется пунктовым. Расстояние наиболее отдаленного селения от пунктового села называется радиусом участка.
Задачи сельской участковой больницы (сельской врачебной амбулатории):
1. планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, отравлений и травматизма;
2. проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка;
3. внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, прогрессивных форм и методов работы медицинских учреждений;
4. организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных ФАПов;
5. обеспечение амбулаторий, стационарной врачебной помощью населения участка.
В соответствии с этими задачами разработаны обязанности врача (врачей) сельского врачебного участка:
1. ведение амбулаторного приема населения;
2. стационарного лечение больных в сельской участковой больнице;
3. оказание помощи на дому;
4. оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;
5. направление больных в другие лечебные учреждения на медицинским показаниям;
6. проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;
7. организация и проведение профилактических осмотров;
8. своевременное взятие на диспансерный учет больных;
9. проведение комплекса лечебных и оздоровительных мероприятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;
10. активные патронажи детей и беременных женщин;
11. проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;
12. извещение в территориальные органы санитарно-противоэпидемической службы об инфекционном, профессиональном и паразитарном заболевании, отравлениях населения и нарушении санитарно-гигиенических требований;
13. проведение санитарно-просветительной работы;
14. подготовка санитарного актива;
15. организация и проведение плановых выездов врачей на ФАПы.
Особое место в профессиональной деятельности врача сельского врачебного участка занимают вопросы охраны материнства и детства. При наличии в сельской врачебной амбулатории или сельской участковой больнице двух и более врачей приказом главного врача на одного из них возлагается ответственность за медицинское обслуживание детей на участке.
По данным на 01.01.2008 г. насчитывается 2426 ФАПов в республике. Обеспеченность ФАПами на 1000 жителей обратно пропорционально количеству жителей, проживающих в районе (от 1,58 на 1000 населения в малонаселенных района, до 0,68% на 1000 населения в районных с большой численностью населения (при среднереспубликанском уровне - 0,93%).
В общей системе мер по перестройке здравоохранения существенно возрастает значение первичной медико-социальной помощи населению. Это предопределяет необходимость ее совершенствования.
Первичным звеном в организации медицинской помощи сельскому населению является ФАП. Фельдшерско-акушерский пункт представляет собой специфическую особенность сельского здравоохранения и занимает весьма важное место в обеспечении сельского населения медицинской помощью. В настоящее время доля участия ФАП в оказании лечебно-профилактической помощи жителям села пока еще велика, поскольку он обслуживает значительное количество населения, является самым близким, самым доступным лечебно-профилактическим учреждение, так как досягаемость врачебной помощи, особенно жителям отдаленных сел, остается низкой. В зависимости от удаленности населенного пункта от врачебной, участковой больницы или ЦРБ доля обращений сельских жителей в ФАП колеблется в пределах 30-40% и более от общего уровня обращаемости. Установлено, что ведущее место в структуре обращаемости занимают болезни органов дыхания и пищеварения, несчастные случаи, отравления и травмы, болезни нервной системы и органов чувств.
При изучении характера посещений сельскими жителями ФАП установлено, что около половины из них связано с выполнением назначений и процедур, около трети - с проведением профосмотров. Значительную часть этой работы можно квалифицировать как профилактическую, причем, исходя из местных условий, уровня организации, кадровых возможностей центральных районных и участковых больниц, оснащенности ФАП аппаратурой, прежде всего физиотерапевтической, эта доля будет увеличиваться.
Опыт работы и анализ показателей ФАП свидетельствует о том, что результаты их деятельности во многом определяются уровнем организационной работы, внедрением прогрессивных форм и методов труда, правильной расстановкой и использованием кадров средних медработников. Необходимо развивать более тесный контакт ФАП с врачебными кадрами СУБ, узкими специалистами ЦРБ. Одной из прогрессивных форм обслуживания сельских жителей является организация регулярных приемов населения врачами сельских участковых больниц и узкими специалистами ЦРБ, что значительно увеличило приближение и доступность врачебной помощи сельским жителям, особенно в отдаленных селах.
Близость ФАП к населению имеет большое значение в проведении санитарно-профилактических мероприятий. На работников фельдшерско-акушерских пунктов возлагается обязанность своевременного выявления инфекционных (или подозрительных на инфекционных) больных, принятие мер к их изоляции, а также проведение санитарно-просветительной работы среди населения.
"right">Таблица 4Направление и содержание деятельности ФАПа
Санитарно-противоэпидемическая работа |
Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению |
Медицинское обслуживание женщин и детей |
|
Текущий санитарный надзор |
Амбулаторный прием, помощь на дому |
Наблюдение за беременными и роженицами |
|
Противоэпидемические мероприятия в очаге |
Оказание доврачебной медицинской помощи |
Психопрофилактическая подготовка беременных к родам |
|
Противопаразитарные мероприятий |
Участие в проведении профосмотров и диспансеризации |
Оказание помощи роженицам и родильницам |
|
Мероприятия по снижению профессиональной заболеваемости |
Выполнение врачебных назначений |
Оказание медицинской помощи гинекологическим больным |
|
Проведение профилактических прививок |
Медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ |
Диспансерное наблюдение за детьми. Оказание лечебно-профилактической помощи детям. |
|
Работа с санитарным активом |
Профилактика рахита, контроль за рациональным питанием, физическим развитием детей |
Выводы:
1. ФАП играют важную роль в оказании лечебно-профилактической помощи жителям сельской местности.
2. необходимо развивать более тесный контакт ФАП с врачами участковых больниц, узкими специалистами ЦРБ, что способствовало бы приближению и доступности врачебной и специализированной помощи сельским жителям.
ФАП является одним из самых доступных и массовых видов медицинского обслуживания сельского населения.
Документация ФАП:
1) журнал приема пациентов;
2) журнал предложений и замечаний врача (специалистов);
3) график выезда врачей. Остальная документация определяется руководством СУБ, СВА, ТМО.
Сельская врачебная амбулатория (СВА)
Сельская врачебная амбулатория является наиболее рациональной формой организации амбулаторной помощи сельскому населению. Большое значение имеет укрепление материально-технической базы, оснащение медицинским оборудованием и инструментарием, укомплектование врачебными кадрами организаций первого этапа. Приближение и совершенствование ПМСП жителям села предусматривается не только за счет укрепления и развития сети врачебных амбулаторий, но и путем открытия кабинетов приема врачей общей практики (на базе ФАПов).
Универсальная подготовка врача общей практики позволяет, во-первых, значительно уменьшить направление к врачам-специалистам (хирург, невролог, дерматолог, отоларинголог, офтальмолог), особенно при проведении профилактических осмотров, а также при выявлении и лечении наиболее распространенных форм патологии, не требующих высокотехнологических лечебно-диагностических мероприятий.
Во-вторых, работа врача общей практики позволяет перераспределять объемы медицинской помощи по оказанию неотложной помощи. В дневное время неотложная помощь оказывается преимущественно врачом общей практики, в ночное - как врачом общей практики, так и бригадами скорой медицинской помощи (в зависимости от транспортной доступности).
В-третьих, приближение врачебной помощи к сельскому населению позволяет своевременно проводить необходимый объем диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с действующими протоколами, что в ряде случаев снижает потребность в обращении на более высокие технологические уровни оказания медицинской помощи, в том числе - потребность в госпитализации. Этому способствует и лечение пациентов в условиях дневных стационаров при СУБ, СВА, АОВП.
Врач общей практики в подавляющем большинстве случаев самостоятельно оказывает многопрофильную медицинскую помощь с проведением экспертизы временной нетрудоспособности по заболеваниям в профильных дисциплинах (оториноларингологии, хирургии, неврологии, офтальмологии, эндокринологии, дерматологии).
Отмечено, что потребность в консультациях профильных специалистов уменьшается также за счет самостоятельного проведения врачами общей практики комплексных медицинских осмотров с заполнением в большинстве случаев одним врачом документации при оформлении ребенка в школу, детские дошкольные учреждения, абитуриентов в ВУЗы. ВОП привлекает специалистов только в случае обнаружения патологии или для более широкого оказания медицинской помощи по профильным дисциплинам в сложных случаях. Снижение потребности в консультациях профильных специалистов по формальному поводу (проведение медосмотров, выписка рецептов, диагностики рутинной патологии и др.) значимо снижает нагрузку на профильных специалистов, высвобождает их для оказания медицинской помощи при более сложной патологии.
Создание института общеврачебной и семейной практики может логически соединить нынешние автономно существующие в первичном звене здравоохранения четыре системы (службы): поликлиническую взрослую и педиатрическую, акушерско-гинекологическую и социальную. С экономической точки зрения, очевидно, выгоднее иметь единую систему ПМСП. ВОП может оказывать многопрофильную медицинскую помощь до 80-90% сельских тружеников.
Наблюдающиеся негативные демографические процессы и рост заболеваемости сельского населения диктуют необходимость доступности для сельских жителей первичной врачебной помощи. С этой целью поэтапное преобразование фельдшерско-акушерских пунктов в филиалы врачебных амбулаторий. Прием врачом больных в них целесообразно организовать в дни приезда по заранее разработанному графику. Это позволит приблизить врачебную помощь к населению; повысить качество и результативность медицинской помощи; активизировать профилактическую работу; оптимально использовать финансовые ресурсы за счет сокращения необоснованных госпитализацией и вызовов скорой помощи, снижения количества консультаций врачей различных специальностей.
В целях создания условий для приоритетного социально-экономического развития села, повышения эффективности работы агропромышленного комплекса Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150 утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Программой ставится задача улучшить состояние здоровья сельского населения за счет доступности и повышения качества медицинской помощи. По результатам реализации программных мероприятий планируется создать амбулатории общей врачебной практики с радиусом обслуживания населения 10-15 километров.
Одним из государственных заказчиков данной Программы является Министерство здравоохранения. В свою очередь, им разработана и утверждена Коллегией Минздрава 27 марта 2005 г. Отраслевая программа по выполнению заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в которой намечены конкретные мероприятия по разделу «Здравоохранение» - оптимизация структуры организаций здравоохранения в сельской местности; оснащение врачебных амбулаторий и центральных районных больниц медицинским оборудованием; оснащение автотранспортом организаций здравоохранения, расположенных на селе; проведение капитальных ремонтов в сельских организациях здравоохранения.
Результаты реализации раздела «Здравоохранение» Государственной программы возрождения и развития села обеспечат: усиление роли первичной медико-санитарной помощи; повышение доступности и качества врачебной медицинской помощи сельским жителям; улучшение медико-демографических показателей (уменьшение общей смертности, снижение инвалидности, повышение рождаемости); улучшение качества и повышение продолжительности жизни граждан.
Сельская врачебная амбулатория является первичным звеном в системе социально-гигиенического, лечебно-профилактического, и санитарно-противоэпидемического обеспечения сельского населения.
Организует и оказывает первую врачебную и доврачебную помощь медицинскую помощь. амбулаторный поликлинический сельский беларусь
Задачи СВА это задачи СВУ. Штатная структура зависит от количества обслуживаемого населения. Обычно 1 врач-терапевт на 1900 взрослого населения, 1 врач-педиатр на 800 детей. Стоматолог - 1 должность на 1,5 должности врача. Должности могут быть объединенными для нескольких СВА или СУБ (тогда работа по графику).
Структура значительно меняется в зависимости от региона, транспортной доступности. Обычно рекомендуемые норматива:
1. 30- минутная пешеходная доступность к доврачебной медпомощи;
2. 15-минутная транспортная доступность к первой врачебной помощи;
3. 35-минутная транспортная доступность к высококвалифицированной (специализированной) медицинской помощи.
В видах медицинской помощи в условиях СВА и на дому внезапные заболевания составляют 70%, травмы - 10%, обострение хронических - 20%.
Отдельно следует остановиться на особенностях некоторых видах медицинской помощи сельскому населению
Скорая медицинская помощь в сельской местности.
На уровне ФАП, СУБ, СВА оказывается медицинским персоналом этих учреждений в любое время суток.
В рамках реализации государственной программы МЗ РБ по развитию службы скорой медицинской помощи укреплена материально-техническая база станций скорой медицинской помощи.
Важнейшими вопросами в организации скорой и неотложной медицинской помощи сельскому населению являются:
1) наличие графика и порядка оказания этого вида медицинской помощи во всех сельских ЛПУ;
2) наличие укладок, сумок и их необходимое оснащение;
3) наличие алгоритмов оказания скорой медицинской помощи во всех ЛПУ и, прежде всего, в диспетчерской службе СМП. Фиксация поступления вызовов и принятых мер;
4) должная преемственность (на принципе обратной связи) между службой СМП, амбулаторно-поликлинической службой, диспетчерскими службами хозяйств и предприятий;
5) подготовка населения по оказанию само- и взаимопомощи, повышению санитарной грамотности населения;
6) разработка и наличие побудительных мотивов для участия в этом виде помощи всех медработников, в т.ч. среднего медперсонала;
7) подготовка медицинского персонала по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи;
8) приоритет лекарственного и материально-технического обеспечения этого вида медицинской помощи.
Участковая служба в сельской местности
Имеет особенности и отличия:
1) многофакторность задач и объемов работы;
2) сочетание участкового и цехового принципов организации работы;
3) организация работы по типу бригад; (терапевт, педиатр, стоматолог, акушер-гинеколог);
4) широкое использование внебольничных видов медицинской помощи;
5) подвижно-фиксированный график работы;
6) наличие укладок (сумок) посиндромной терапии.
Средний медицинский персонал в системе сельского здравоохранения
В сельской местности играет очень значительную роль в оказании медицинской помощи и выполнении других задач охраны здоровья населения. Поэтому необходимо планировать и осуществлять:
1) постоянную подготовку среднего медперсонала с использованием всех видов и методов обучения с последующим тестовым контролем;
2) подготовка и обучение к принятию самостоятельного медицинского решения;
3) расширение функций и прав, делегирование полномочий, участие во всех видах медицинской деятельности ЛПО.
Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.
1. Этапность
2. Выездные формы работы
3. Сочетание участково-территориального и производственного принципов организации работы медицинского персонала
4. Возрастание роли и значения среднего медицинского персонала
5. Медико-социальный характер организации работы
6. Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий
7. Приоритет организационной работы с органами местного самоуправления
Все остальные особенности обусловлены социально-экономической ситуацией и качеством работы руководящих работников системы здравоохранения всех уровней.
Анализ показателей обращаемости городского и сельского населения за медицинской помощью свидетельствует о том, что сельские жители на 23,5% реже обращаются за амбулаторно-поликлинической помощью, чем городские, что связано с характером расселения, удаленностью медицинских учреждений от большинства сельских населенных пунктов, специфическими особенностями проведения сельскохозяйственных работ, а также с кадровыми проблемами сельских учреждений здравоохранения, не позволяющими развивать новые организационные лечебно-профилактические технологии на амбулаторно-поликлиническом этапе.
Наряду со сравнительно низкой обращаемостью сельского населения за амбулаторно-поликлинической помощью отмечается более частое обращение сельского населения за скорой медицинской помощью - на 16,9% выше, чем городского, таким образом, для сельских учреждений здравоохранения характерна экстенсиная модель медицинского обеспечения, характеризующая повышенным потреблением стационарной медицинской помощи и недостаточным развитием амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощи.
- Введение
- 1. Анализ демографической ситуации Республики Беларусь
- 2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь
- 3. Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому населению
- О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений
- Амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- 4. Направления развития амбулаторно-поликлинического обслуживания населения
- Амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Организация медицинской помощи населению в амбулаторно - поликлинических условиях, основные направления развития. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций.
- Характеристика амбулаторно-поликлинической помощи
- Амбулаторно-поликлиническая служба
- 6.7. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению