2. Профилактика врожденных пороков развития.
Профилактика врожденных пороков развития включает две группы мероприятий: индивидуальные и массовые. Индивидуальные мероприятия заключаются в предупреждении рождения ребенка с врожденным пороком развития в конкретной семье и этим занимается медико-генетическая консультация. Основная задача, которую они решают, - это оценка степени риска рождения ребенка с врожденными пороками. Если же, обратившаяся семья все же решает иметь ребенка, то встает вопрос о проведении комплекса мер по своевременной пренатальнои диагностике, если предполагаемый порок можно выявить антенатально.
Практика медико-генетического консультирования показывает, что за прогнозом потомства чаще всего обращаются семьи, в которых уже есть ребенок с врожденными пороками развития. Сравнительно более редкая ситуация, когда у одного из супругов, или желающих вступить в брак, имеется врожденный порок. И совсем редко за консультированием обращаются лица, у которых врожденные пороки имеются у кого либо из родственников.
Медико-генетическое консультирование включает:
1. Осмотр субъекта с врожденными пороками независимо от того, кем он является (ребенком, супругом или родственником).
Анализ патологоанатомической документации, если речь идет об умершем ребенке с врожденным пороком.
Проведение генеалогического анализа.
Оценка риска рождения ребенка с врожденным пороком. В подавляющем большинстве случаев степень риска составляет 1-25% и право принятия решения принадлежит супружеской паре.
Проведение мероприятий по пренатальной диагностике.
Генетический риск выражает вероятность появления определенного врожденного порока у обратившегося или у его потомков и определяется двумя способами: либо путем теоретических расчетов, основанных на генетических закономерностях, либо с помощью эмпирических данных. Генетический риск до 5% расценивается как низкий, не являющийся противопоказанием к продолжению деторождения в данной семье. Риск от 6 до 20% принято считать средним, и в этом случае рекомендации относительно планирования дальнейших беременностей зависят не только от величины риска, но и от тяжести медицинских и социальных последствий врожденного порока, а также от возможностей пренатальной диагностики. Генетический риск свыше 20% относится к категории высокого риска, а при отсутствии методов пренатальной диагностики соответствующей патологии дальнейшее деторождение в данной семье не рекомендуется.
К массовым мероприятиям профилактики врожденных пороков можно отнести:
оздоровление окружающей среды (прекращение ядерных испытаний привело к снижению уровня радиоактивности);
проверка на мутагенность и тератогенность лекарственных препаратов, гербицидов, пищевых добавок;
защита половых органов у больных при рентгенологическом обследовании; сужение показаний для рентгенологического обследования органов малого таза в детородном возрасте;
улучшение условий для работников ряда профессий с вредными условиями труда (рентгенологи, работники атомных электростанций, лица, работающие с радиоактивными веществами);
уменьшение кровнородственных браков;
широкая пропаганда генетических знаний среди населения.
Эти мероприятия предусматривают не только профилактику именно врожденных пороков развития, но и предупреждение мутаций, в том числе соматических. Профилактика врожденных пороков развития проблема не медицинская, а социальная. Для ее решения необходимы международные и государственные законодательные акты.
Лекция 5. Врожденные пороки развития лица, центральной нервной системы, и органов чувств.
Врожденные пороки развития лица и шеи.
Врожденные пороки развития головного мозга.
Врожденные пороки развития спинного мозга и позвоночника.
Врожденные пороки и аномалии развития сенсорных систем.
- 1. Тератология - наука об уродствах.
- 2. Исторические этапы развития тератологии.
- 3. Номенклатура патологических состояний и терминология.
- 4. Классификация врожденных пороков развития.
- 2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты.
- 3. Возраст родителей.
- 4. Физические факторы.
- 5. Химические факторы.
- 6. Биологические факторы.
- 1. Этапы индивидуального развития.
- 2. Основные механизмы клеточного тератогенеза.
- 3. Тканевые механизмы тератогенеза.
- 4. Критические периоды развития.
- 1. Методы диагностики врожденных пороков развития.
- 2. Профилактика врожденных пороков развития.
- 1. Врожденные пороки лица и шеи.
- 2. Врожденные пороки развития головного мозга.
- 3. Врожденные пороки спинного мозга и позвоночника.
- 4. Врожденные пороки и аномалии развития сенсорных систем.
- 1. Врожденные системные пороки.
- 3. Локальные дефекты развития туловища.
- 2. Врожденные пороки развития органов дыхания.
- 3. Врожденные пороки развития мочеполового аппарата.
- 4. Врожденные пороки развития пищеварительного тракта.
- 1. Синдромы, наследуемые по аутосомно-рецессивному типу:
- 2. Синдромы, наследуемые по аутосомно-доминантномутипу:
- 3. Синдромы с не установленным типом наследования: