Специальная психология билеты Вопрос 1. Предмет и задачи специальной психологии. Теоретическое обоснование науки. (Сорокин стр. 13-21, Усанова стр. 13-18)
СП может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей П. науки, это следует понимать как систему использования П. знаний в решении конкретных проблем практической деятельности Ч-ка. Пути развития СП определяются переплетением 2-х эволюционных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом,- системы специального коррекционного образования и самого П знания.
С методологической точки зрения вопрос предметного содержания является для любой науки кардинальным, потому что задаёт границы отраслевой исследовательской деятельности и определяет характер взаимоотношения с другими дисциплинами.
Если дать краткое определение предмета СП, то прежде всего следует подчеркнуть, что она изучает не сами феномены нарушенного развития, а исследует формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, СП интересует то, как протекает процесс психического развития в самых разных патогенных ситуациях; как и каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза.
Предметом СП является изучение процесса П развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное, является следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов её возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.
Задачи СП значительно изменились в ходе её развития. Большинство задач СП ориентированно на детскую популяцию и разделены на 2 категории по плюсу отклонения от нормальности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.
Систематизация задач относительно негативных атипий развития была представлена В.И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.
Группа задач – связаны с проблемами развития психики ребёнка с нарушенным развитием.
Раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;
Раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;
Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;
Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.
Группа задач – изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и её психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
Группа задач – выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.
Группа задач – разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.
Т.о. предмет и задачи СП позволяют обозначить её структуру
Психология атипий развития (описание и классификация атипий)
Психология направленного и спонтанного познания при атипиях развития (закономерности познавательной деятельности при атипиях)
Психология социализации при атипиях развития (влияние атипий на содержание и качество жизни Ч)
- Специальная психология билеты Вопрос 1. Предмет и задачи специальной психологии. Теоретическое обоснование науки. (Сорокин стр. 13-21, Усанова стр. 13-18)
- Вопрос 2. Место сп в системе научного знания. Междисциплинарные связи в системе научного знания (Усанова стр. 18-19, Сорокин стр. 23-31)
- Вопрос 3. Вопрос 4. Концептуальные источники сп. Общепсихологические теории (интернет, смотри лекции) Психологическая теория деятельности а.Н. Леонтьева
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперин
- Вопрос 11. Вклад л.С. Выготского в становление отечественной сп. (Сорокин гл.5)
- Вопрос 12. Причины отклонения в развитии. (интернет)
- Глава 6. Причины отклонений в психическом развитии
- Дети с нарушениями слуха
- Дети с нарушениями зрения
- Дети с церебральным параличом