logo
Специальная психология билеты

Специальная психология билеты Вопрос 1. Предмет и задачи специальной психологии. Теоретическое обоснование науки. (Сорокин стр. 13-21, Усанова стр. 13-18)

СП может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей П. науки, это следует понимать как систему использования П. знаний в решении конкретных проблем практической деятельности Ч-ка. Пути развития СП определяются переплетением 2-х эволюционных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом,- системы специального коррекционного образования и самого П знания.

С методологической точки зрения вопрос предметного содержания является для любой науки кардинальным, потому что задаёт границы отраслевой исследовательской деятельности и определяет характер взаимоотношения с другими дисциплинами.

Если дать краткое определение предмета СП, то прежде всего следует подчеркнуть, что она изучает не сами феномены нарушенного развития, а исследует формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, СП интересует то, как протекает процесс психического развития в самых разных патогенных ситуациях; как и каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза.

Предметом СП является изучение процесса П развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное, является следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов её возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.

Задачи СП значительно изменились в ходе её развития. Большинство задач СП ориентированно на детскую популяцию и разделены на 2 категории по плюсу отклонения от нормальности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.

Систематизация задач относительно негативных атипий развития была представлена В.И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.

  1. Группа задач – связаны с проблемами развития психики ребёнка с нарушенным развитием.

    1. Раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;

    2. Раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

    3. Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;

    4. Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

  2. Группа задач – изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и её психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

  3. Группа задач – выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.

  4. Группа задач – разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

Т.о. предмет и задачи СП позволяют обозначить её структуру

  1. Психология атипий развития (описание и классификация атипий)

  2. Психология направленного и спонтанного познания при атипиях развития (закономерности познавательной деятельности при атипиях)

  3. Психология социализации при атипиях развития (влияние атипий на содержание и качество жизни Ч)