Вопрос 2. Место сп в системе научного знания. Междисциплинарные связи в системе научного знания (Усанова стр. 18-19, Сорокин стр. 23-31)
Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, СП сохраняет свой статус пограничной науки. Причина неопределённости положения СП в том, что она в разное время обращала свои результаты к «обслуживанию» запросов медицины, дефектологии и общей педагогики. Задача СП рассматривается нами не только как изучение особенностей усвоения культурного опыта при атипиях развития, но и как управление его усвоением, нормализация самих лиц с атипией, адаптация их в обществе, что является важнейшей составляющей социализации. Исходя из междисциплинарного статуса СП, необходимо рассмотреть уровни её взаимосвязей.
Первый уровень – внутрипсихологический, изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т.д.)
Второй уровень – внешнепсихологический, изучение предметно-объектных оснований проблем СП с позиции философии, социологии, медицины, педагогики, и д.р. наук о Ч-ке.
Специальная психология обладает обширными межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту. Специальная психология, прежде всего, связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, с другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психологии.
Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. Хотя между специальной и медицинской психологией существует много общего. Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст — социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др.
Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Круг предметных связей специальной психологии не ограничивается взаимодействием с психологическими и клинико-биологическими дисциплинами. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии.
- Специальная психология билеты Вопрос 1. Предмет и задачи специальной психологии. Теоретическое обоснование науки. (Сорокин стр. 13-21, Усанова стр. 13-18)
- Вопрос 2. Место сп в системе научного знания. Междисциплинарные связи в системе научного знания (Усанова стр. 18-19, Сорокин стр. 23-31)
- Вопрос 3. Вопрос 4. Концептуальные источники сп. Общепсихологические теории (интернет, смотри лекции) Психологическая теория деятельности а.Н. Леонтьева
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперин
- Вопрос 11. Вклад л.С. Выготского в становление отечественной сп. (Сорокин гл.5)
- Вопрос 12. Причины отклонения в развитии. (интернет)
- Глава 6. Причины отклонений в психическом развитии
- Дети с нарушениями слуха
- Дети с нарушениями зрения
- Дети с церебральным параличом