logo
Специальная психология билеты

Вопрос 2. Место сп в системе научного знания. Междисциплинарные связи в системе научного знания (Усанова стр. 18-19, Сорокин стр. 23-31)

Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, СП сохраняет свой статус пограничной науки. Причина неопределённости положения СП в том, что она в разное время обращала свои результаты к «обслуживанию» запросов медицины, дефектологии и общей педагогики. Задача СП рассматривается нами не только как изучение особенностей усвоения культурного опыта при атипиях развития, но и как управление его усвоением, нормализация самих лиц с атипией, адаптация их в обществе, что является важнейшей составляющей социализации. Исходя из междисциплинарного статуса СП, необходимо рассмотреть уровни её взаимосвязей.

Первый уровень – внутрипсихологический, изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т.д.)

Второй уровень – внешнепсихологический, изучение предметно-объектных оснований проблем СП с позиции философии, социологии, медицины, педагогики, и д.р. наук о Ч-ке.

Специальная психология обладает обширными межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту. Специальная психология, прежде всего, связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, с другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психологии.

Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. Хотя между специальной и медицин­ской психологией существует много общего. Основной про­блемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клини­ческом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст — социальный, то есть обучение, вос­питание, профессиональное самоопределение. Специальная психология также контактирует с рядом кли­нико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др.

Многочисленные психические и не­рвные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в раз­витии. Круг предметных связей специальной психологии не огра­ничивается взаимодействием с психологическими и клини­ко-биологическими дисциплинами. Само возникновение спе­циальной психологии связано с практикой обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии.

В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррек­ционной) педагогики и специальной психологии.