Активное слушание как способ понимания.
Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации собеседник может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями.
Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям. Люди, переживающие эмоциональный кризис, часто ищут в нас “резонатора”, а не советчика. Тем не менее, этого приема бывает недостаточно, когда собеседник стремится получить руководство к действию, когда у него нет желания говорить, когда он боится быть непонятым, отвергнутым. В этих случаях используются другие приемы.
Рефлексивное слушание является объективной обратной связью для говорящего, и служит критерием точности восприятия услышанного. Этот прием помогает собеседнику наиболее полно выразить свои чувства.
Множество слов в русском языке имеет несколько значений, поэтому важно правильно понять говорящего, понять то, что он хочет сообщить.
Эмпатическое слушание. Эмпатия - это понимание любого чувства, переживаемого другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатия, или сопереживание, проявляется в чуткости к собеседнику.
Виды вопросов
На основном этапе беседы большое значение придается вопросам, которые собеседники задают друг другу.
Вопросы бывают:
1. Закрытые.
Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия и т.д.) или ответ «да» или «нет».
2.Открытые.
Вопросы, предполагающие развернутый ответ. Начинаются со слов: «Что? Как? Каким образом? При каких условиях?» и т.п. Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы партнеру хотелось отвечать на них. Между тем, открытый вопрос может производить парадоксальный эффект: партнер замыкается, теряет интерес к разговору, оказывается совершенно обескураженным и т.д. Нейтрализовать этот эффект можно лишь подчеркнутой вежливостью формулировок. Наиболее нейтральными являются вопросы, содержащие местоимение «мы» или вообще безличные.
3. Альтернативные.
Занимают промежуточное положение, но, в сущности, это тоже гипотезы, просто в альтернативном вопросе содержится не одна, а несколько гипотез. И все эти гипотезы могут оказаться неверными.
4. Риторические.
Вопросы, не требующие ответа, их цель – вызвать новые вопросы или указать на нерешенные проблемы.
Виды влияния
Конструктивными могут быть признаны такие виды влияния людей друг на друга как:
Самопродвижение – открытое предъявление свидетельств своей компетентности для того, чтобы быть оцененным по достоинству. Средства: реальная демонстрация своих возможностей, раскрытие своих личных целей.
Аргументация – высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения (или позиции) с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению (или позиции). Для того чтобы аргументация была конструктивной, она должна отвечать некоторым условиям. Во-первых, цель аргументации должна быть отчетливо сформулирована адресату. Во-вторых, необходимо заручиться согласием адресата выслушать вас.
Общие правила аргументации:
1. вежливость и корректность
2. простота (высказывания должны быть понятными и не содержать в себе редко используемых или специальных терминов)
3. общий язык (который понятен обеим сторонам)
4. краткость
5. наглядность (рисунки, графики, образные сравнения и т.д.)
6.избегание чрезмерной убедительности
- Тема: «психология здоровья и болезни»
- Понятие здоровья. Модели здоровья. Эффективность деятельности и здоровье.
- Составляющие психического здоровья
- 3.Внутренняя картина здоровья
- 4.Понятие болезни.
- 5.Внутренняя картина болезни
- 6.Типы личностного реагирования на болезнь:
- 7. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента
- 8.Основные фазы развития отношений врача и пациента.
- Модели взаимоотношений врача и пациента
- Понятие вербальной коммуникации. Структура делового общения.
- Виды общения врача и пациента
- Активное слушание как способ понимания.
- Психологические типы врача. Психологически важные качества врача.
- Синдром хронической усталости. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников.