Понятие здоровья. Модели здоровья. Эффективность деятельности и здоровье.
Здоровье (ВОЗ) – полное телесное, душевное и социальное благополучие, а не только отсутствие дефектов.
Здоровье (психологический словарь) – способность к интеграции жизненного опыта (К. Роджерс)
Здоровье – это гармония души и тела, материи и духа, это полнокровное и естественное функционирование человека на всех уровнях: соматическом, психическом, духовном.
Выделяют следующие признаки здоровья: 1)структурная и функциональная сохранность систем и органов человека; 2)индивидуальная приспособляемость к физической и общественной среде; 3)сохранность привычного самочувствия.
В настоящее время здоровье трактуется как способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко всё более содержательной жизни во всё более разнообразной среде обитания. Благодаря позитивному определению здоровья в медицине, наряду с патоцентрическим подходом (борьба с болезнью), утверждается и саноцентрический подход (направленность на здоровье и его обеспечение). Определить степень физического здоровья – задача медицинских обследований, лабораторных исследований. Сложнее оценить психическое состояние человека, найти критерии психического и социального благополучия. Без понимания внутренней картины здоровья, невозможно понять внутреннюю картину болезни.
При оценке психологии здоровья важно различать понятия «состояние здоровья» и «самочувствие».
Состояние здоровья – это истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра. Самочувствие – это субъективное отношение человека к своему состоянию, которое не всегда отражает объективное состояние здоровья.
Карвасарский, Тхостов, Лебединский выделяют группы людей с учётом жалоб на здоровье:
Группа людей совершенно здоровых, жалоб нет.
Лёгкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов.
Лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации.
Клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.
Выделяют следующие концептуальные модели здоровья (Калью П.И., 1998):
Медицинская модель – предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья, здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов.
Биомедицинская модель – рассматривает отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.
Биосоциальная модель – в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но социальным признакам придается приоритетное значение.
Ценностно-социальная модель здоровья предполагает, что здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в труде и социальной жизни, экономической, политической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели наиболее полно соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.
Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам. Практическая задача – создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.
Выделяют три вида здоровья: физическое, психологическое и социальное.
Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении.
Социальное здоровье включает:
социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);
влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);
оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих социальную статистику.
Социальная среда действует на психическое и поведенческое «обрамление» болезни, поскольку она:
формирует представления о том, какие виды поведения полезны, а какие – вредны для здоровья, на основе чего конструируется как саморазрушающее, так и самосохранительное поведение индивида
предоставляет знания о технологических достижениях, которые могут быть использованы как для сохранения и укрепления здоровья, так и для лечения уже возникшего заболевания
транслирует когнитивные схемы, на основе которых субъективные проявления соматического и психического дискомфорта, боль осознаются как симптомы болезни
содержит социальные «сети», т.е. каналы неформальной коммуникации, по которым человек может получить советы относительно своего болезненного состояния.
предъявляет ожидания, выполняющие функцию регулятивных норм при принятии социальной роли больного.
имеет доступные для индивида специализированные институты, миссия которых заключается в сохранении и укреплении здоровья, лигитимизации статуса больного, оказании профессиональной помощи.
Влияние соматического состояния на психику человека может быть как патогенным, так и оздоравливающим. «В здоровом теле – здоровый дух»!
Критерии психического здоровья:
Адаптация – это способность человека осознанно относиться к функциям своего организма, способность регулировать свои психические процессы.
Социализация – это способность человека реагировать на другого человека как на равного себе, реакция на факт существования определённых норм в отношениях с другими и стремление следовать им, переживание своей относительной зависимости от других людей.
Индивидуализация – это становление отношения человека к самому себе.
К факторам психического здоровья относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности. В случае отрицательных установок эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые генерализированные ожидания, не зависящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида.
Ожидания индивида занимают одно из центральных мест в исследованиях стресса и его последствий, таких, например, как феномен психического выгорания (burnout ). По отношению к результатам деятельности их можно разделить на три группы:
низкие ожидания положительного подкрепления;
высокие ожидания наказания;
низкие ожидания собственного влияния на результаты деятельности.
Потеря контроля над результатами своей деятельности снижает мотивацию индивида, вызывает чувство страха и неопределенности и тем самым ведет к раннему развитию симптомов выгорания. Кратко- и долговременные последствия неконтролируемого окружения проявляются как пассивность и выученная беспомощность. В повседневном поведении человек до тех пор стремится найти эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, пока не убедится в бесполезности этих усилий, т. е. придет к выводу о том, что ситуация не имеет выхода.
Следующий важный фактор психического здоровья - удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т. е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности (ср. теорию эффективности собственных действий Бандуры). Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конструктивных стратегий преодоления стресса. Известная аксиома Томаса, автора ситуативных концепций, гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную для себя, то осознает также и реальность способов ее решения и вытекающих из этого последствий». Убеждение в низкой собственной эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов.
Именно перцепция эффективности собственных действий оказывает влияние на протекание мыслительных, мотивационных и эмоциональных процессов, т. е. становится важным регулирующим механизмом преодоления стресса. Оценка эффективности собственных действий в различных ситуациях показала существование сильной зависимости от содержания ситуаций и незначительное влияние стабильных личностных черт. Активность личности варьируется от ситуации к ситуации и в меньшей степени определяется ее стабильными свойствами.
- Тема: «психология здоровья и болезни»
- Понятие здоровья. Модели здоровья. Эффективность деятельности и здоровье.
- Составляющие психического здоровья
- 3.Внутренняя картина здоровья
- 4.Понятие болезни.
- 5.Внутренняя картина болезни
- 6.Типы личностного реагирования на болезнь:
- 7. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента
- 8.Основные фазы развития отношений врача и пациента.
- Модели взаимоотношений врача и пациента
- Понятие вербальной коммуникации. Структура делового общения.
- Виды общения врача и пациента
- Активное слушание как способ понимания.
- Психологические типы врача. Психологически важные качества врача.
- Синдром хронической усталости. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников.