3.Внутренняя картина здоровья
Отношение к здоровью как к источнику благополучной повседневной жизни выражается в осознании его ценности и в деятельном стремлении к его совершенствованию. Такое отношение ведет к формированию внутренней картины здоровья (ВКЗ).
Внутренняя картина здоровья – составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным и чувственным фоном. Внутренняя картина здоровья может рассматриваться как устойчивый образ самосознания, сформированный в результате самопознания. В ходе такого процесса самопознания у каждого индивидуума происходит формирование и развитие внутренней картины здоровья как личностной динамической смысловой системы, в соответствии с которой осуществляется протекание конкретной деятельности человека. Формирование образа здоровья представляет собой сложный процесс обретения индивидуальных смыслов существования человека под влиянием мотивационной составляющей сознания. Основным условием формирования образа здоровья является наличие у человека позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой и является внутренняя картина здоровья. Система эмоциональных и рациональных отношений личности к своему здоровью, к жизненным задачам реализуется в определенном стереотипе поведения.
Можно выделить три стороны ВКЗ:
Когнитивная – представляет собой совокупность представлений, умозаключений об оптимальных способах укрепления и сохранения здоровья.
Эмоциональная – переживание здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон здорового человека.
Поведенческая – совокупность конкретных действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного общества, конкретного социума.
Социокультурная трансформация, характерная для российского общества 1990-х гг. "не оставила в стороне сферу" персональной психической жизни отдельного человека, каждой личности.
По мнению ряда авторов, в частности Е.В.Руденского, это создает базис для кризиса адаптации личности в современном нестабильном российском обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо- и психокультурных моделей создаются, по мнению автора, социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:
дефекты и деформации культурного развития психики (психологический инфантилизм, ригидность когнитивного сужения, иррациональность сознания и самосознания и др.);
социальная и личностная стрессированность (апатия, мистицизм, психосоциальный регресс и др.);
дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития.
Появление аномалий психологического здоровья граждан РФ привели и к формированию новых деструктивных типичных характеристик личности. Среди них, например, Е.В.Руденский выделяет:
фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);
конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);
травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);
агрессивные (адаптирующиеся посредством интенсивного подавления других людей и устранения их как препятствий на своем пути);
инверсионные (использующие различные психологические маски для достижения собственных целей),
дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:
маргинал (основная одновременная ориентация на психокультурные модели как "социалистического типа", так и "нового типа", что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);
эгоцентрист (человек, стремящийся к социально-психологической автономии и самостоятельно решающий преимущественно свои социокультурные проблемы);
дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);
инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);
харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).
Таким образом, в современном российском обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е.деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивного, деликвентного поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.
- Тема: «психология здоровья и болезни»
- Понятие здоровья. Модели здоровья. Эффективность деятельности и здоровье.
- Составляющие психического здоровья
- 3.Внутренняя картина здоровья
- 4.Понятие болезни.
- 5.Внутренняя картина болезни
- 6.Типы личностного реагирования на болезнь:
- 7. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента
- 8.Основные фазы развития отношений врача и пациента.
- Модели взаимоотношений врача и пациента
- Понятие вербальной коммуникации. Структура делового общения.
- Виды общения врача и пациента
- Активное слушание как способ понимания.
- Психологические типы врача. Психологически важные качества врача.
- Синдром хронической усталости. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников.