История медицины
Цель и задачи изучения дисциплины
Цель: усвоение студентами знаний о путях и уровнях развития медицины в различных общественно-экономических формациях, взаимосвязи медицины с различными науками, культурой и искусством.
Задачи:
-
обучить студентов историко-аналитическому подходу к объективной оценке уровня развития медицины, гигиенических знаний о здоровье и болезнях человека на различных этапах развития человека;
-
ознакомить студентов с историческим, фактическим материалом истории медицины во взаимосвязи с достижениями других наук на фоне различных общественно-экономических формаций;
-
сформировать у студента чувство морального и этического характера: честность, бескорыстие, патриотизм, гуманизм, любовь к своей профессии.
Содержание разделов учебной программы
Раздел 1. История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в период первобытно-общинного строя.
Раздел 2. Медицина в рабовладельческом обществе. Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.
Раздел 3. Медицина в эпоху феодализма в странах Востока и Западной Европы.
Раздел 4. Медицина в эпоху капитализма в Западной Европе.
Раздел 5. Медицина в эпоху феодализма в России.
Раздел 6. Медицина в России в эпоху развитого феодализма (XVIII в.).
Раздел 7. Медицина в период разложения феодализма в России.
Раздел 8. Медицина в период развития капитализма в России.
Раздел 9. Становление и развитие отечественной медицины.
Требования к уровню освоения дисциплины
Студент должен знать:
-
историю возникновения медицины и ее развития;
-
факторы, влияющие на развитие медицины;
-
достижения мировой и отечественной медицины во взаимосвязи с развитием других наук на фоне общественно-экономических формаций;
-
деонтологические и этические нормы в работе врача в различных общественно-экономических формациях;
-
особенности становления медицины России, отмечая интернациональный характер ее развития;
-
основы общей истории, географии, философии, биологии, литературы, этики, эстетики в объеме программы.
Студент должен использовать знания в ходе изучения данной дисциплины и самостоятельной подготовки к семинарским занятиям.
Уровень компетентности:
Для обеспечения фундамента подготовки врача-стоматолога студент должен обладать знанием становления и развития медицины, как науки; ее взаимосвязи с другими науками в различные периоды и эпохи.
Коммуникативность
Студент должен уметь строить на базе знаний деонтологии, морального и этического образа врача отношения с членами коллектива и пациентами.
Практические навыки
Студент должен иметь практические навыки:
-
самостоятельной работы с учебной и методической литературой, работы с компьютером, дополнительной литературой;
-
использования полученных знаний в практической работе;
-
применения историко-аналитического подхода в объективной оценке достижений медицины;
-
объективной оценки представлений о здоровье и болезни человека, гигиенических знаний на различных этапах развития человеческого общества;
-
самостоятельной работы с исторической литературой, архивными документами;
-
подготовки научных докладов (сообщений);
-
написания научных статей (курсовых работ);
-
создания PowerPoint-презентаций с использованием современных мультимедийных технологий и интернет-ресурсов.
Общее представление
Студент должен иметь представление о работе с архивными материалами, о научной работе, о месте этики и деонтологии в работе врача.
Формы промежуточного контроля:
Тема занятия | Вид контроля
| Сроки проведения |
Медицина Киевской Руси IX-XIII вв. и Московского государства XV-XVII вв. Медицина в России в эпоху развитого феодализма XVIII в. | Тест-контроль материала лекций Тест-контроль семинарских занятий. | 7-10 неделя |
Медицина в период разложения феодализма в России (I пол. XIX в.). Зубоврачевание этого периода. Медицина в России II пол. XIX в. Достижения в области теоретической и клинической медицины. Земская медицина. Зубоврачевание в период развития капитализма I, II пол. XIX в. | Тест-контроль семинарских занятий. | 14 неделя |
Проблемы истории медицины. Жизнь и деятельность выдающихся ученых. | Курсовая работа. | 13 неделя |
Мой выбор – медицина. | Эссе. | 13 неделя |
| Тестовый итоговый контроль. | 17 неделя |
Форма итогового контроля
Итоговый контроль - зачтено.
Рекомендуемая литература:
-
Сорокина Т.С. История медицины. М., «Академия», 2004, 559с.
-
Троянский Г.Н. Галерея отечественных ученых в области стоматологии. Монография. М., ММСИ, 1988, 177с.
-
Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. М., «ВЕЧЕ», 2004, 168с.
-
Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века. Учебно-методическое пособие. М., «ВЕЧЕ», 2004, 96с.
-
Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов стоматологического факультета. М., «ВЕЧЕ», 2004, 248с.
-
Пашков К.А. Краткая история Московского медико-стоматологического университета. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины. М., «ВЕЧЕ», 2005, 64с.
-
Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Тесты компьютерного контроля уровня знаний студентов стоматологического факультета по истории медицины. М., «ВЕЧЕ», 2004, 48с.
-
Алексеева Е.В., Пашков К.А. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., «ВЕЧЕ», 2004, 48с.
- Кафедра анатомии
- Анатомия человека
- Кафедра биологии
- Биология с экологией
- Кафедра биологической химии
- Биологическая химия
- Кафедра гистологии
- Гистология, цитология и эмбриология
- Кафедра иностранных языков
- Иностранный язык
- Раздел 1. Фонетика.
- Раздел 2. Грамматика.
- Раздел 3. Лексика.
- Немецкий язык 1 семетр
- Кафедра истории медицины
- История медицины
- Кафедра латинского языка и основ терминологии
- Латинский язык
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Фонетика.
- Раздел 3. Грамматика.
- Кафедра медицинской и биологической физики
- Биофизика
- Математика
- Раздел 1. Высшая математика.
- Раздел 2. Информатика.
- Кафедра материаловедения
- Материаловедение
- Кафедра медицины катастроф
- Первая помощь
- Раздел 1. Первая помощь при терминальных состояниях
- Раздел 2. Первая помощь при ранениях и повреждениях механической и термической природы.
- Раздел 3. Первая помощь при тепловых поражениях и отравлениях.
- Кафедра микробиологии
- Микробиология, вирусология, иммунология
- Раздел 1. Общая медицинская микробиология.
- Раздел 2. Медицинская иммунология.
- Кафедра нормальной физиологии
- Кафедра располагается по адресу: ул. Б. Жигуленкова, д.23, 3 этаж. Телефон: 365-27-88, 365-05-58.
- Нормальная физиология
- Раздел 1. Общая физиология. Основные понятия физиологии.
- Раздел 2. Частная физиология (физиология органов и систем)
- Кафедра общей и биоорганической химии.
- Биоорганическая химия
- Раздел 1. Строение и химические свойства органических соединений не полимерного характера, лежащих в основе функционирования биоорганических веществ.
- Раздел 2. Биополимеры и полимеры медицинского назначения. Липиды.
- Общая химия
- Кафедра русского языка.
- Русский язык
- Кафедра физического воспитания и здоровья
- Физическая культура
- Раздел 1. Практический.
- Раздел 2. Теоретический.