logo
07 / ЛЕХАН / 06 РАЗДЕЛ 3 / Раздел 3 _рус

3.2. Команда врача общей практики

Для решения задачи сохранения и укрепления здоровья обслуживаемого населения врач общей практики должен работать в составе многодисциплинарной бригады – формы организации работы, при которой семейные врачи, медицинские сестры, социальные работники, физиотерапевты и другие специалисты работают вместе, как единый коллектив, с целью всестороннего обслуживания каждого отдельного пациента, группы людей, общины. Термин “бригада" не надо понимать буквально, он означает общую деятельность, которая может иметь разные формы (свободное сотрудничество, партнерские взаимоотношения) [106, 121].

Даже работая индивидуально (индивидуальная практика) семейный врач может пользоваться услугами среднего медицинского персонала или помощника врача. Помощником врача или ассистентом врача может выступать как средний медицинский работник соответствующей квалификации, так и врач-интерн общей практики, который проходит специализацию [70, 113, 127].

Структурно команда (бригада) может состоять из ядра и иного персонала, который формирует расширенную команду первичного звена. Ядром называют персонал команды, очень тесно сотрудничающий между собой и обычно, хотя и не всегда, работающий в одном помещении. Состав ядра "бригады" врача общей практики по данным разных авторов [11, 45, 70, 113] можно представить следующим образом:

В расширенную команду первичного звена входят специалисты, профессия которых тесно связанная с медициной и которые постоянно сотрудничают с ядром команды первичного звена: психолог, консультанты, психотерапевт, физиотерапевт.

При формировании эффективно функционирующей бригады по оказанию первичной медпомощи рекомендуется заранее:

Все члены "бригады" должны быть готовы к оценке своей деятельности и конструктивной критике со стороны своих коллег [45].

Врач общей практики. Ведущая, интегрирующая роль в команде принадлежит врачу общей практики/семейному врачу. Учитывая то, что характеристика его профессиональной деятельности представлена в предшествующем разделе остановимся на других членах команды.

Медицинская сестра общей практики (семейная медсестра). Соответственно с рекомендациями Венской конференции 1988г. по медсестринству, семейные медицинские сестры - одна из важнейших категорий профессиональных работников ПМСП, которая может внести значительный вклад в укрепление здоровья и профилактику заболеваний наряду с обеспечением необходимого ухода за больными. На современном этапе роль медицинских сестер общей практики в системе ПМСП прогрессивно возрастает. Повышению их престижа и вовлеченности в процесс предоставления медпомощи населению содействует расширение видов деятельности, которые входят в компетенцию среднего медицинского персонала, выделение для него самостоятельных участков работы.

В Европе существует много новаторских примеров [141] по использованию сестринского обслуживания, которые являются перспективными с точки зрения “замещения” некоторых функций врачей общей практики:

В частности, в Великобритании медсестра, работающая с врачом общей практики, осуществляет довольно широкий спектр вмешательств: проводит инъекции лекарств, делает прививки, берет кровь на анализ, перевязывает раны, ассистирует во время операций, вымывает серную пробку из уха, катетеризирует мочевой пузырь, ухаживает за хронически больных на дому, снимает ЭКГ и делает другие инструментальные диагностические обследования [74]. В рамках реформы сектора здравоохранения, происходящей в Соединенном Королевстве, объем функций, возлагаемых на медсестер, возрастает еще больше.

В последнее время в ряде стран наблюдается разделение медсестер общей практики в зависимости от степени их самостоятельности в работе на практикующих медицинских сестер и медицинских сестер-практиков. Практикующие медицинские сестры принимаются врачами общей практики на работу в качестве членов бригады. Медицинские сестры-практики относительно самостоятельны, их могут нанимать врачи общей практики. Они в пределах своей подготовки могут ставить диагноз, принимать решение о лечении пациента и направлении его к врачу [106]. Определенным аналогом медицинской сестры-практика в нашей стране является фельдшер.

В Украине в 2001г. в номенклатуру специальностей средних медицинских работников внесена специальность “медицинская сестра общей практики – семейной медицины” (Приказ МЗ Украины от 01.02.2001 №39). В соответствии с утвержденными нормативными документами круг обязанностей медицинской сестры общей практики довольно широк: она активно участвует в проведении профилактической, противоэпидемической и санитарно-просветительской работы, выполняет назначения врача общей практики; осуществляет уход за больными, в том числе послеоперационными, помогает при оперативных вмешательствах, предоставляет при необходимости экстренную помощь, обеспечивает забор материала для лабораторных исследований, проводит ряд диагностических исследований, осуществляет контроль за выполнением больными лечебных и оздоровительных рекомендаций [115]. (Квалификационная характеристика и положение о медицинской сестре общей практики, представлены в приложении №7).

Регистратор. Главная задача регистратора – регуляция потока пациентов, которые обратились к врачу, обеспечение, чтобы прием пациентов происходил в наиболее удобном для пациентов и врачей режиме с минимальным сроком ожидания для пациента и рациональным использованием рабочего времени врача. Регистратор записывает пациентов на прием как непосредственно при их обращении, так и по телефону, выполняет распоряжения врача относительно организации прохождения пациентом исследований или получения консультации. На регистратора часто возлагается и часть административной работы - рассылка пациентам вызовов на обследование или прививку, запросы в органы здравоохранения. От этого члена команды в значительной мере зависит четкость и организованность работы практики, удовлетворенность ее посетителей, поэтому для надлежащего выполнения функций регистратору необходимы навыки общения и определенные организаторские способности [11].

Менеджер практики. Организационная и финансовая самостоятельность общеврачебных практик, внедрение современных моделей финансирования и усложнение финансово-экономических взаимоотношений практики с другими медицинскими учреждениями, в частности при использовании схем фондодержания, требуют включения в состав команды специалиста, имеющего подготовку в области общего и финансового менеджмента - менеджера общеврачебной/семейной практики.

Менеджер отвечает за финансовое планирование, бухгалтерский учет, внутренний контроль и управленческую деятельность практики. Он также принимает участие в маркетинговых кампаниях, проведении приписки населения к врачам практики, формирует регистр приписанного населения.

Менеджер анализирует информацию о количестве и структуре визитов, сделанных пациентами к врачу общей практики дифференцированно по видам посещений, по диагнозам, по количеству проведенных процедур, оценивает число направлений и самостоятельных обращений пациентов к специалистам, направлений на диагностические исследования и госпитализацию, число обращений пациентов за скорой и неотложной помощью. Исходя из обобщенной информации об объеме и структуре деятельности практики, масштабах делегирования функций на другие уровни медпомощи, менеджер формирует бюджет общеврачебной практики, контролирует взаиморасчеты с другими медицинскими учреждениями и специалистами за предоставленные ими услуги, готовит ежемесячные финансовые отчеты с анализом поступлений, затрат бюджета, отклонений от плана, обеспечивает врачей статистической и финансовой информацией, характеризующей их деятельность и финансовые возможности практики.

Менеджер общеврачебной/семейной практики принимает участие в подготовке и принятии всех решений, касающихся организации, управления и развития практики. Предназначение менеджера практики состоит в том, чтобы поставить всю организационную и административную работу так, чтобы у врачей и медсестер были условия нормально исполнять свои обязанности. Хотя официально за работу практики отвечают врачи общей практики, которые определяют стратегию управления практикой, но оперативные мероприятия по ведению дел в практике ложатся на плечи менеджера.