37. Понятие о врачебно-педагогических наблюдениях (впн). Задачи впн.
Под врачебно-педагогическими наблюдениями (ВПН) понимаются исследования, проводимые совместно врачом и тренером с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, установления уровня функциональной готовности и совершенствования учебно-тренировочного процесса.
Необходимость таких исследований (ВПН) обусловлена тем, что уровень функциональной готовности спортсмена может быть наилучшим образом изучен и оценен в естественных условиях тренировки, при использовании специфических нагрузок.
При проведение ВПН выявляются:
1.признаки неполного восстановления после ФН;
2.признаки развития состояния переутомления или перенапряжения.
В настоящее время, выясняя воздействия ФН на организм, изучают срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.
- срочный тренировочный эффект – изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха;
- отставленный тренировочный эффект – изменения в поздних фазах восстановления – после тренировки, в последующие дни;
- кумулятивный тренировочный эффект – изменение, происходящие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий.
Основные задачи врачебно-педагогических наблюдений:
1.Изучение воздействия ФН на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного спортсмена.
2.Определение состояния здоровья и функционального состояния организма занимающегося для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.
3.Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена для совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса.
4.Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановленных процессов после больших ФН.
5.Оценка условий и организации учебно-тренировочных занятий.
ВПН проводятся во время оперативных, текущих и этапных обследований входящих в структуру медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов.
Оперативные обследования – проводят для оценки срочного тренировочного эффекта.
Формы оперативного обследования:
а) непосредственно на тренировочном занятии;
-в течении всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия;
б) исследования до занятия и через 20-30 мин после него (в покое или с применением дополнительной нагрузки);
в) исследование в день тренировки, утром и вечером.
Текущие обследования – оценивается отставленный тренировочный эффект (через день после тренировки и в последующие дни):
а) ежедневно утром в условиях тренировочного сбора или перед тренировочным занятием;
б) ежедневно утром и вечером;
в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (утром или перед тренировкой).
Этапные обследования – оценивается кумулятивный эффект за определенный период.
Обычно проводят каждые 2-3 месяца после дня отдыха, утром, через 1.5-2 часа после завтрака.
38. Методы ВПН. Общая характеристика. Методики исследования и оценка результатов ВПН.
1.Метод непрерывного наблюдения.
С моментом начала занятия включается секундомер и ведется непрерывное наблюдение. Определяется ЧСС, частота дыхания, АД.
2.Метод испытания с дополнительной нагрузкой.
выделяют дополнительные нагрузки:
-неспецифические
-специфические.
В качестве неспецифической ФН чаще используют:
а) 15-секундный бег на месте в мах быстром темпе - для спортсменов;
б) 20 приседаний за 30 секунд – в школе, ВУЗе, «группах здоровья».
Специфические дополнительные нагрузки применяют с учетом вида спорта:
3.Метод наблюдения c повторными (контрольными) нагрузками.
Суть метода – использование специфических для данного вида спорта повторных нагрузок, выполняемых с предельной (индивидуально) интенсивностью и небольшими интервалами отдыха.
По результатам проведенных нагрузок определяют приспособляемость к нагрузкам по данным ЧСС, АД и ЧД.
Методика:
1.Анамнез и визуальное наблюдение – жалобы, настроение, желание тренироваться, чувство усталости и т.п.
2.Определение массы тела и ее изменений – простой и важный метод оценки воздействия физических нагрузок.
3.Исследование изменений ЧСС.
Определяется до занятий, после разминки, после выполнения отдельных упражнений основной части занятия и т.д.
4.Измерение АД.
Изучаются результаты max, min, пульсового давления.
max ↑ при быстом восстановлении –min ↓ хорошая реакция АД.
Изменения ЧСС и АД являются основными в реакции на нагрузку.
5.ЭКГ – используется при всех формах ВПН.
Хорошая реакция на нагрузку:
-сохранение синусного ритма;
6.Определение функций внешнего дыхания
7.Исследование нервно-мышечной системы:
-исследование быстроты движений конечностей;
-статическая выносливость мышц;
-точности воспроизведения движений по амплитуде и силе при выключенном зрении;
-определение тремора и т.д.
8.Клинико-биохимические методы.
1)Определение содержания молочной кислоты
2)Определение содержания мочевины
9.Радиотелеметрические методы.
39. Овариально-менструальный цикл и занятия физической культурой и спортом.
Физическая нагрузка в период менструаций отрицательно влияет на здоровье женщин.
Поэтому тренировки, занятия ФУ и участие в соревнованиях
в период менструации запрещены:
1.всем девочкам в период полового созревания;
2.всем девушкам и женщинам с какими-либо отклонениями в характере менструального цикла;
3.девушкам с недораз-витой половой системой (инфантилизм), определяемой врачами;
4.после общих инфекцион-ных заболеваний или при воспалительном процессе в органах малого таза до полной ликвидации последствий болезни и нормального течения не менее чем двух менструальных циклов;
5.после аборта, до следующего нормально прошедшего цикла.
При отсутствии каких-либо нарушений менструального цикла в период менструации:
1.значительно снижается нагрузка на тренировках;
2.исключаются упражнения с большими усилиями, сотрясе-ниями тела, натуживанием;
3.участие в соревнованиях запрещено.
В период менструации нельзя допускать:
-переохлаждение организма;
-применение препаратов, способствующих задержке или ускорению наступления менструации.
В противном случае – отрицательные последствия (бесплодие и ранний климакс).
В период беременности:
1.тренировки запрещены;
2.можно выполнять легкие ФУ, повышающие общий тонус организма.
3.противопоказания – натуживание, сотрясение тела, особенно в первые 3-4 месяца, когда оплодотворенная яйцеклетка еще недостаточно крепко соединена со слизистой оболочкой матки.
4. в 4 месяца исключаются упражнения с резкими поворо-тами; применяют упражнения для мышц брюшного пресса, спины, тазового дна, межреберных мышц.
5.на 7-8-й месяц – ФУ в положении лежа; правильное дыхание при напряженном брюшном прессе.
После родов:
- первые 4-6 недель – только специальные подобранные ФУ для быстрого сокращения матки и повышения общего тонуса организма;
- с 4-го месяца – легкая тренировка, с постепенным нарастанием нагрузки; напряженная тренировка – противопоказана, т.к. может отрицательно сказаться на качестве и количестве молока;
- после окончания кормления ребенка грудью, но не ранее чем через 6 месяцев после родов можно приступить к занятиям ФКиС.
Беременность и роды обычно положительно сказываются на спортивных успехах, несмотря на вынужденный перерыв в тренировках.
- 1. Определение понятия «спортивная медицина». Цели и задачи спортивной медицины. Содержание курса спортивной медицины. Связь с другими науками.
- 2. Краткая история развития спортивной медицины. Роль известных ученых в развитии спортивной медицины. Актуальные проблемы спортивной медицины.
- 4. Методы врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Самоконтроль физкультурника и спортсмена.
- 5. Понятие о здоровье и болезни. Специфические и неспецифические признаки болезни. Периоды течения и типы болезней.
- 6. Патологические реакции, процесс и состояние. Мобилизация механизмов защиты организма при болезнях.
- 7. Этиология. Внешние причины заболеваний.
- 8. Патогенез. Роль наследственности в патологии.
- 3) Нервный путь
- 9. Реактивность организма. Понятие об общем адаптационном синдроме.
- 1) Состояние цнс:
- 2) Эндокринные железы:
- 10. Иммунитет. Влияние занятий физической культурой и спортом на систему иммунитета.
- 11. Аллергия. Виды аллергенов.
- 12. Понятие о дистрофии, атрофии, гипертрофии. Разновидности.
- 1)Белковые дистрофии:
- 1) Компенсаторные рабочие гипертрофии
- 13. Понятие о физическом развитии. Акселерация. Причины акселерации.
- Половая зрелость
- Скелетная зрелость
- Зубная зрелость
- Значительное увеличение количества информации;
- 14. Оценка уровня физического развития. Соматоскопия. Типы телосложения Антропометрия. Метод индексов и метод стандартов.
- 1.2 Определение артериального давления (ад)
- 17. Структурные и функциональные особенности «спортивного сердца».
- 3.4 Артериальная гипертензия
- 3.5 Систолический шум (на фкг)
- 3.6 Изменения на экг
- 2) Неполная и полная поперечная блокада сердца;
- 20. Проба с.П.Летунова. Содержание, методика проведения, оценка результатов. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на пробу с.П.Летунова. Характеристика, оценка.
- 3.Натуживание
- 4. Изменение газового состава вдыхаемого воздуха
- 22. Гарвардский степ-тест. Содержание, методика проведения, оценка результатов.
- 23. Тест pwc170. Модификации теста.
- Зона оптимального функционирования кардио-респираторной системы ограничивается диапазоном пульса от 170 до 195–200 уд/мин.
- Связь между чсс и мощностью фн имеет линейный характер вплоть до величины пульса в 170 уд/мин. При дальнейшем увеличении чсс этот характер нарушается.
- 24. Понятие о мпк. Методы определения мпк.
- Прямой способ определения мпк
- Косвенный способ определения мпк
- 25. Особенности внешнего дыхания спортсменов. Исследование и оценка функционального состояния системы внешнего дыхания.
- 26. Инструментальные методы исследования системы внешнего дыхания.
- 27. Нервная система спортсменов. Неврологический анамнез.
- 28. Исследование функционального состояния цнс. Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы.
- 29. Методы исследования сенсорных систем (анализаторов). Исследование функционального состояния нервно-мышечного аппарата.
- 30. Инструментальные методы исследования нервной системы и нервно-мышечного аппарата.
- 31. Перенапряжение нервной системы у спортсменов.
- 32. Черепно-мозговые травмы у спортсменов. Характеристика. Последствия.
- 33. Система пищеварения у спортсменов. Методы исследования. Болевой печеночный синдром.
- 34. Система выделения у спортсменов. Методы исследования. Основные нарушения.
- 35. Система крови у спортсменов. Методы исследования. Основные изменения системы крови.
- 1.Анемический – состояние, характеризующееся сниже-нием общего количества гемоглобина в циркулирующей крови вследствие нарушения образования эритроцитов и/или их повышенного расхода.
- 50 Разновидностей анемий:
- 2.Лейкемический – синдром злокачественных новообразо-ваний.
- 36. Эндокринная система спортсменов. Методы исследования. Эндокринные нарушения.
- 37. Понятие о врачебно-педагогических наблюдениях (впн). Задачи впн.
- 40. Особенности врачебного контроля за женщинами, занимающимися физической культурой и спортом. Контроль на половую принадлежность в спорте.
- 1) Появление цикла - в 10-13 лет;
- 2)Продолжительность цикла 21-24, 24-26, 28-30 дней.
- 3)Фазы цикла:
- 2. Особенности дозирования нагрузки у женщин-спортсменок с учетом фаз омц
- 41. Медицинский контроль за школьниками и юными спортсменами. Влияние занятий спортом на организм юных спортсменов. Особенности периода полового созревания.
- 42. Медицинский контроль за лицами среднего и пожилого возраста, инвалидами.
- 43. Общая характеристика средств восстановления в спорте. Медико-биологические средства восстановления.
- 1.Педагогические средства:
- 2.Психологические средства – для восстановления нервного равновесия и устойчивости психики спортсмена в связи с большими нагрузками и соревнованиями.
- 3.Медико-биологические средства разделяют на три группы:
- 44. Фармакологические средства восстановления. Разновидности.
- 1.Витамины, коферменты, микроэлементы, продукты (препараты) повышенной биологической ценности (ппбц).
- 2. Бальнеотерапия
- 4. Массаж
- 46. Понятие о допинге. Современная классификация допинговых препаратов.
- 47. Влияние анаболических стероидов на организм спортсменов.
- 48. Организация и проведение антидопингового контроля.
- 49. Характеристика утомления.
- 2.Острое утомление – состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке.
- 4.Переутомление – пограничное состояние между физиологическими явлениями утомления, вызванными фн, и патологией.
- 5) Перетренированность
- 50. Перетренированность. Общая характеристика, причины, стадии. Профилактика и реабилитация.
- 51. Очаги хронической инфекции и ее влияние на организм спортсмена.
- 54. Спортивный травматизм. Общая характеристика, причины. Особенности спортивного травматизма.
- 55. Основные спортивные травмы. Первая помощь, лечение, профилактика.
- 3.Место приложения силы:
- 56. Обморочное состояние. Гравитационный шок, ортостатический коллапс. Причины развития. Первая помощь, профилактика.
- 57. Гипогликемическое состояние. Причины развития. Первая помощь, профилактика.
- 58. Тепловой и солнечный удар. Механизмы развития. Первая помощь, профилактика.
- 59. Утопление. Спасение тонущих. Правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
- 60. Замерзание, отморожение. Причины, стадии. Первая помощь, профилактика.