logo
Шпоры по спорт

41. Медицинский контроль за школьниками и юными спортсменами. Влияние занятий спортом на организм юных спортсменов. Особенности периода полового созревания.

Медицинский контроль за физическим вос­питанием школьников включает:

- распределение на медицинские группы по результатам исследования состояния здоровья, физического развития и функциональных, возможностей;

- определение влияния нагрузок на организм в процессе учебных и внеучебных занятий по физическому воспитанию;

- санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий;

- ВПН в процессе занятий;

- профилактику травм и заболеваний;

- медицинское обслуживание физкультурно-оздоровительных и спор­тивных мероприятий;

- врачебные консультации.

В подростковом возрасте (12-15 лет) происходит глубокая перестройка в эндокринной системе, увеличивается возбу­димость коры головного мозга и общая реактивность нервной системы, что приводит к повышению эмоциональности школьников. Функциональные пробы:

1. Стандартная ФН. Испытуемый выполняет 20 приседаний за 30 с. Оценка функционального состояния ССС осуществляется по данным изме­рения ЧСС и АД, а также по ха­рактеру и времени их восстанов­ления.

Оценка: 1) благоприятная ре­акция ССС: прирост ЧСС на 30 - 50%; увеличение максимального АД на 10 - 20 мм рт.ст., снижение минимального АД на 4—10 мм рт.ст.; восстановление ЧСС и АД через 1-2 мин; 2) другие виды реакции являются неблагоприят­ными. :

Проба Руфье - также предназначена для оценки функционального состояния ССС. Испытуемый ложится на спину на 2 - 3 мин. Определяется ЧСС за 15 с и пересчитывается в 1 мин (P1). Затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний и вновь ложится, после чего сразу же определяется ЧСС (Р2). Затем за последние 15 с 1-й мин восстановления снова определяется ЧСС (Р3). Проба оценивается по индексу Руфье - Дик­сона (ИРД):

ИРД = (Р2–70)+(Р3-Р1)/10

Оценка: до 2.9 - хорошая, 6 - 8 - удовлетворительная, 3 - 6 - средняя, выше 8 - плохая.

Тест PWC.70 в модификации М. Ф. Сауткина предназначен для определения работоспособности. Испытуемый совершает подъем на сту­пеньку высотой 30 см (высота гимнастической скамейки) в темпе 20 вос­хождений за 1 мин в течение 3 мин. После работы подсчитывается ЧСС за 10 с (P1). Отдых - 1 мин. Затем дается 2- я нагрузка, но в темпе 30 восхож­дений за 1 минуту. Опять подсчитывают ЧСС за 10 с (Р2). Смотрим таблицу – находим определенный коэффициент (К).

Формула расчета: PWC170=К•М (масса тела в кг). При отсутствии в таблице значений пульса, полученных при исследовании, величина К рас­считывается по формуле:

У детей младшего школьного возраста определяют уровень физической работоспособности при ЧСС 150 уд/мин – PWC150. В этом случае дается меньшая по мощности 2 - я нагрузка (9 кгм/ мин на 1 кг массы, а не 12).