29. Особенности применения лекарственных средств в педиатрии и в гериатрии. Способы расчета доз для детей.
Гериатрия - частный раздел геронтологии, изучает проблемы оказания медицинской помощи пожилым людям.
Основные принципы лекарственной терапии больных пожилого возраста
Основными принципами лекарственной терапии больных пожилого возраста являются:
-назначение минимального количества препаратов (не более 2-3 на- именований). Дополнительный препарат назначать, если он облегчает
те нарушения, которые ухудшают качество жизни.
- уменьшение доз большинства препаратов в 1,5-3 раза по сравнению со средними дозами
- оптимальная кратность приёма лекарств - 1-2 раза в сутки
- предпочтительно назначать таблетированные формы (жидкие формы плохо дозируются из-за плохой памяти и зрения больных)
- коррекцию длительной лекарственной терапии проводить не реже 2-3 раз в год
- целесообразно назначать препараты многонаправленного действия
Применять лекарства для пожилых людей и диету, нормализующие реактивность, обмен и функции стареющего организма, уменьшающие риск развития побочных реакций: комплексы водо- и жирорастворимых витаминов, жизненно важные микро- и макроэлементы, аминокислоты, адаптогены.
Следует помнить, что эффект от препаратов, введенных энтерально, может наступить позже и быть недостаточно выраженным из-за возрастного ухудшения всасывания их в желудочно-кишечном тракте.
Особенности введения ЛС новорожденным.
Лекарственные средства новорожденному чаще вводят в/в, относительно реже в/м и п/к. Однако исходя из особенностей состояния ребенка, ЛС может вводиться peros, ингаляционно или ректально.
· Особенности в/в введения ЛС.
Выбирая вену для введения, следует учитывать тот факт, что ЛС, введенные через кожные вены головы ребенка, очень быстро попадают в сосуды малого круга кровообращения, особенно в тех случаях, когда открыты артериальный проток и овальное отверстие. Необходимо подчеркнуть, что инфузия ЛС в вены кожи головы ребенка, особенно недоношенного, сопровождается изменением реоэнцефалограммы, что косвенно свидетельствует о возможном нарушении мозгового кровотока. Поэтому для введения ЛС желательно использовать вены, расположенные в складках кожи у локтя и предплечья, реже подмышечной области.
· Особенности в/м и п/к введения ЛС.
В/м введение новорожденным используют редко, обычно в тех случаях, когда в/в введение ЛС по каким-либо причинам невозможно. При проведении в/м инъекции следует учитывать тот факт, что ввиду нестабильности системы гемодинамики у новорожденных, особенно при патологии сердечно-сосудистой системы, нарушении дыхания, гиповолемии, токсикоза, ЛС могут накапливаться на месте инъекции, создавая в мышце депо препарата. В случае восстановления скорости кровотока препарат может начать быстро высвобождаться из депо, в результате чего его концентрация в плазме крови резко возрастает и может достичь токсических величин. П/к введение ЛС новорожденным применяют еще реже, так как вероятность создания лекарственного депо еще выше. Кроме того подкожные инъекции могут вызывать у ребенка сильную боль, что естественно отрицательно скажется на состоянии новорожденного [4].
· Особенности ингаляционного введения ЛС.
Ингаляционный способ введения ЛС наиболее часто применяют для лечения заболеваний легких, например, для профилактики и лечения респираторного дистресс-синдрома у недоношенных. Однако при применении ингаляционного способа введения ЛС следует учитывать, что слизистая оболочка дыхательных путей новорожденных легко ранима, и распыленные во вдыхаемом воздухе препараты могут вызывать ее раздражение, гиперемию, повреждение и т. д.
· Особенности интраназального введения ЛС.
В последнее время проявились сообщения о высокой эффективности интраназального введения липофильных ЛС детям. Например, для премедикации перед наркозом эффективно используется интраназальное введение снотворного ЛС мидозолама. В этом случае дозы препарата меньше, а эффект развивается быстрее, чем при в/м или ректальном способе введения.
· Особенности трансдермального введения ЛС.
В отличие от взрослых, у детей, и особенно у новорожденных, ЛС достаточно легко всасываются через кожу, т.е. при трансдермальном способе их введения. Это связано с тем, что кожа новорожденных, с одной стороны, очень хорошо кровоснабжается, а с другой имеет очень тонкий роговой слой. При этом подкожная жировая клетчатка у новорожденных практически отсутствует. Все это приводит к тому, что ЛС, нанесенные на кожу новорожденного, легко и быстро всасываются в кровь и могут достигнуть опасной для жизни ребенка концентрации. Так, например, применение спиртовой настойки йода для обработки кожи новорожденных, особенно недоношенных детей, может сопровождаться быстрой его абсорбцией и резким повышением концентрации йодов в плазме крови, что, в свою очередь, может повлечь за собой угнетение секреторной функции щитовидной железы. Не менее опасно применение у новорожденных присыпок, содержащих борную кислоту. Нанесение присыпки на месте опрелости у детей в неонатальном периоде сопровождается быстрым всасыванием борной кислоты и резким увеличением ее концентрации в тканях и органах, особенно в почках, что может привести даже к летальному исходу [4].
· Особенности перорального введения ЛС.
PerosЛС новорожденным вводятся обычно в виде водных растворов и суспензий. Используя этот способ применения ЛС, необходимо учитывать особенности всасывания препаратов в ЖКТ у новорожденных, т. к. у них существенно понижена секреция соляной кислоты, замедлена эвакуаторная способность желудка. Длительно пребывание ЛС в желудке может способствовать их более полному всасыванию и, следовательно, повышению концентрации препаратов в плазме крови. Время пребывания ЛС в кишечнике новорожденных трудно предсказать, так как перистальтика у них нестабильна и далеко не всегда связана с приемом пищи. Однако необходимо отметить, что у новорожденных в период перед и после кормления скорость всасывания ЛС замедляется. При лечении новорожденных следует учитывать, что гиперосмолярные растворы многих ЛС, даже сахарозы, могут вызвать у них развитие некротического энтероколита.
· Особенности ректального введения ЛС.
Ректальный способ введения ЛС достаточно прост и удобен. Однако у новорожденных ЛС, введенное ректально, не одинаковое время удерживается в просвете кишки, что, естественно, сказывается на объеме его всасывания и, следовательно, на концентрации препарата в крови. Необходимо также отметить, что слизистая прямой кишки новорожденных очень нежная и, ЛС могут вызвать ее раздражение и воспаление
Особенности дозирования лекарственных веществ детям.
Выбор лекарств с позиций доказательной медицины особенно важен в педиатрии. Именно в этой области медицины регистрируется высокая частота применения «неразрешенных» лекарственных средств (ЛС), которые официально не рекомендованы к применению у детей из-за отсутствия данных по фармакокинетике, безопасности или недостатком клинических исследований.
Лекарственное средство детям принято назначать из расчета на 1 кг массы тела, на 1 м2 поверхности тела или на год жизни ребенка. Существуют различные подходы к расчету доз для детей на основе дозы лекарственного препарата для взрослого:
- исходя из массы тела (правило Кларка);
- исходя из возраста (правило Янга);
- исходя из площади поверхности тела;
- на основе дозис фактора.
Расчет дозы детям исходя из массы тела осуществляется по следующей формуле (правило Кларка):
Наиболее оптимальной для расчета дозы является схема Ленарта, которая учитывает массу и возраст ребенка : К= 2 • возраст ( в годах) + масса тела ,
где К – процент от дозы взрослого. Например, надо рассчитать дозу препарата трехлетнего ребенка весом 14 килограмм. При этом К= 2•3+14 = 20%, т.е. для данного ребенка доза препаратов общего списка составит 20% от дозы взрослого. Исключением являются вещества ядовитые, наркотические анальгетики и другие препараты, к которым дети наиболее чувствительны.
- Общая фармакология
- 1. Определение фармакологии, её структура и место среди медицинских и биологических дисциплин, основные этапы развития.
- 2. Источники получения лекарственных средств. Принципы классификаций лекарственных препаратов
- 4. Рецепт, его структура, правила выписывания. Формы рецептурных бланков. Особые отметки на рецептурном бланке.
- 5. Основные лекарственные формы, их характеристика. Зависимость биодоступности от лекарственной формы.
- 8.2.1. Твердые лекарственные формы
- Мягкие лекарственные формы
- Жидкие лекарственные формы
- Газообразные лекарственные формы
- 6.Мягкие лекарственный формы
- 7.Твердые лекарственные формы
- 10. Фармакокинетика и фармакодинамика – определение, разделы. Основные показатели фармакокинетики.
- 11. Основные пути введения лекарственных средств в организм, их сравнительная характеристика. Зависимость биодоступности скорости развития, выраженности и продолжительности эффекта от путей введения.
- Энтеральное введение: преимущества и недостатки
- Виды парентерального введения препаратов
- Парентеральное введение: плюсы и минусы
- Ингаляции
- Плюсы и минусы ингаляционного введения
- Ректальный, вагинальный и уретральный пути введения
- 12. Желудочно-кишечный тракт как путь введения лекарственных веществ. Основные механизмы всасывания лекарственных веществ. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных средств из жкт.
- Механизмы всасывания лекарственных веществ в организме.
- 13. Биодоступность лекарственных средств. Определение. Факторы, влияющие на биодоступность. Примеры.
- Понятие абсолютной биологической доступности
- Понятие относительной биологической доступности
- 15. Биотрансформация лекарственных средств в организме, ее основные пути, их характеристика. Факторы, влияющие на биотрансформацию.
- 16. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Значение учета их. Элиминация. Период полувыведения. Клиренс. Факторы, влияющие на выведение лекарственных веществ.
- 17. Виды доз. Широта терапевтического действия, её значение. Терапевтический индекс. Понятие о лекарстве и яде.
- 19. Фармакодинамика. Типовые механизмы действия лекарственных веществ. Примеры.
- 20. Роль рефлекторных механизмов в действии лекарственных веществ. Препараты рефлекторного типа действия. Примеры.
- 21. Побочное действие лекарственных веществ. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Примеры.
- 23. Изменение действия лекарственных веществ при их повторном введении. Понятие о привыкании, сенсибилизации, кумуляции.
- 24. Зависимость фармакологических эффектов от физико-химических свойств и химической структуры лекарственного вещества.
- 25. Зависимость эффекта от количества введенного вещества, его концентрации и путей введения, длительности действия. Понятие о лекарственном веществе и яде.
- 26. Основные виды лекарственной терапии: этиотропная, патогенетическая, симптоматическая, заместительная, профилактическая. Примеры.
- 27. Значение индивидуальных особенностей организма (пола, возраста) и его состояния для проявления действия лекарственных веществ.
- 28. Особенности применения лекарственных средств при беременности.
- 29. Особенности применения лекарственных средств в педиатрии и в гериатрии. Способы расчета доз для детей.
- 30. Понятие о лекарственном взаимодействии. Виды лекарственных взаимодействий: фармацевтическое, фармакокинетическое, фармакодинамическое. Примеры. Лекарственная несовместимость.
- 31. Комбинированное действие лекарственных веществ. Виды синергизма. Использование в клинике. Понятие о синергоантагонизме.
- 32. Принципы оказания неотложной помощи при аллергических реакциях. Анафилактический шок
- 33. Основные принципы терапии острых отравлений. Понятие об антидотной терапии.
- 34. Основные принципы терапии острых отравлений. Способы удаления всосавшегося и невсосавшегося яда.